Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:29, реферат
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом 'кто он такой?', тот ответил: 'Философ'. Далее объяснив: 'Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы - к одной только истине'.
Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров |
Эссе |
на тему «Понимание философии» |
|
Написал
студент группы 122 Пантюхова Диана |
Санкт-Петербург
1. Философия - любовь к мудрости, бескорыстное, чистое стремление к истине.
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом 'кто он такой?', тот ответил: 'Философ'. Далее объяснив: 'Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы - к одной только истине'.
София, согласно с античной традицией, - высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он - смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия.
Как описание активного, деятельного, страстного, любовно-эротического состояния души, что обеспечивает подъем и приближение к истине, зачастую не случайно слово философия использовал в своих диалогах Платон. Любовь, согласно с Платоном, не есть ни прекрасное, ни благо, но - стремление к красоте и добру. Любовь - не бог, но и не человек. Она не смертная, но и не бессмертная. Она - одна из демонических существ, что объединяют человека и бога.
Следовательно, любовь - это философия во всей полноте смысла этого термина. София - мудрость, ею владеет лишь бог. Темнота - судьба того, кто совсем лишен мудрости. Философос - это, в прямом смысле, тот, кто ни темный, ни мудрый, но, не владеющий мудростью, он заполнен страстью к ней.
Переполненный
этим ненасытным желанием, он в вечном
порыве к Красоте - Благу - Истине. Платон
ставит философию значительно выше
поэзии, искусства, риторики, которые
не стремятся к истине, более того,
не только не раскрывают, а иногда даже
скрывают или фальсифицируют ее. Отмечая
две ступени интелигибельного (математически
геометрическое познание - первая ступень,
чистая диалектика идей - вторая ступень),
Платон считал чистое философское созерцание
идей высшей формой познания, способом
восхождения к высшим идеям. Чрезвычайно
высоко оценивая философию за ее бескорыстную
любовь к истине, чистое желание
достичь и созерцать ее, Аристотель
писал: 'Люди, философствуя, ищут знание
ради самого знания, а не ради какой-то
практической пользы'. Философия, таким
образом, с самого начала своего возникновения
имела самой целью саму себя. Она
стремилась к истине, которую следует
искать, созерцать, истины самодостаточной,
то есть истины как таковой. Поэтому
Аристотель утверждал: Все остальные
науки больше необходимы, но лучшей
нет ни одной: Так как человека
можно назвать свободным тогда,
когда он является целью для самого
себя, так и наука может считаться
свободной только при данном условии?
Привилегированный статус философии
среди других видов духовной, интеллектуальной
деятельности объясняется ее бескорыстным
отношением к истинному знанию, чистой
любовью к истинному знанию, мудрости,
благодаря чему она является автономной
и самодостаточной, действительно
свободным творческим актом (М. Бердяев).
2. Философия
- это мнение о: предмете
Что есть мудрость? Какого рода знания и знания чего интересно для философов в первую очередь? Путь мудрости - познание необъятного. Мудрость состоит в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей, неизменной основы. Постижение необъятного открывает человеческому уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом множестве изменяющихся, имеющих свой конец, разнообразных вещей. Вот почему не всякое знание (например, знание единичного, случайного, эмпирического калейдоскопа повседневной жизни, 'глупой бесконечности') является мудрость. Такое обилие знаний, мудрости не прибавляет, как говорит пословица, 'Уму не учит'. Таким образом, цель философии - познание необъятного. Но философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как таковой (этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а живое отношение человека - мир, взятое в целостности и общности.
Например, даже
ранних греческих натурфилософов проблемы
вселенной, космоса интересовали не
сами по себе, а в контексте решения
проблем человеческого бытия. За
видимым бесконечным
Человек - альфа и омега, исходный пункт и конечная цель философствования, какой бы материал не анализировался, какую бы форму не приобретала философия. Это направление философии проявляется на протяжении всей ее истории, имеет тенденцию к расширению и углублению антропологической проблематики. В эпоху Возрождения, к примеру, понятие предмета философии формулируется одним из замечательных гуманистов XV в. Колюччо Салютати так: 'Размышления об активности человека, живое понятие общего труда, размышления о положении человека и его судьбу, о его поведении, способ жизни, сама живая причастность ко всему драматичному жизненному опыту - это и есть философия'. Знаменитые вопросы, которые сформулировал Иммануил Кант в XVIII в. ( 'Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?' ) очертили не только предметное поле философии Нового времени, а и подготовили экзистенциально - антропологический поворот в философии XX в.
Философия базируется на особом типе мышления, который не направляется к утилитарно - прагматическому или сугубо рациональному знанию, не отождествляет себя с пользой, с истиной или с мудростью 'на все времена', но обеспечивает тот настрой ума и души человека, который лежит в основе так называемого 'философского/ рефлексивного/ отношения к жизни'. Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что ее предметом является целостное отношение человека к миру.
Вопрос о природе
философского знания имеет такую
трактовку: или показывается философия
естественным наследием развития общественных
нужд, которые принципиально не удовлетворяются
ничем другим; или философия - 'ничья
земля" между теологией и наукой
(так трактовал философию
Представляется,
что философия как особый тип
мировоззрения возникла как ответ
на вечную для человека потребность
расширять кругозор, которая исторически
развивается: свойственная людям любознательность
постепенно перерастает в интеллектуальную
потребность безграничного
Наука не может
дать такое непостижимое знание, религия
приписывает человеку программы
поведения, которые определяются верой
в сверхъестественное, и, наверно, только
философии под силу удовлетворить
потребности мыслящего человека
в создании целостной картины
мира и в осмыслении собственного
назначения в этом мире. Ведь философия
- это область духовной деятельности
человека, в основе которой лежит
критическая рефлексия над
Вот как определял
философию и круг ее проблем выдающийся
философ нашего столетия Мартин Хайдеггер:
'Философия (метафизика) - ни наука, ни мировоззренческая
проповедь: философию нельзя постигнуть
и определить обходным путем как
что-то другое, чем она сам. Она
сама есть, только когда мы философствуем,
как наше собственное, как человеческое
дело: Но знаем ли мы, собственно, что
такое мы сами? Чем является человек?
Венцом творения или глухим лабиринтом,
великим недоразумением и пропастью?
Если мы так мало знаем о человеке,
как может тогда наша сущность
не быть нам чуждой? Как прикажете
философии не утонуть во тьме этой
сущности? Философия - мы как-то вскользь,
наверно, знаем - совсем не бессмысленное
занятие, в котором мы по настроению
коротаем время, не просто накопление
знаний, которое мы можем в любое
время добыть из книг; но - мы только
неясно это ощущаем что-то нацеленное
на единое и неделимое, о чем человек
высказывается до окончательной
ясности и ведет последний
спор. Философия всегда осуществляется
в каком-то фундаментальном настроении"
это стремление быть везде как
дома, то есть в общем и целом
это стремление подорвать доверие
к науке, доказать бессмысленность
жизни, бесплодность общественной деятельности,
и является не чем иным, как потребностью
поставить единственный в своем
роде вопрос - что значит это в
общем и целом, которое мы называем
миром. Метафизика имеет вопросы, в
которых мы стараемся охватить своими
вопросами общее целое
Предмет философии
исторично меняющийся, следовательно,
меняется и круг философских проблем,
которые она формировала, но среди
них имеется и так называемые
вечные вопросы, на которые каждая эпоха
старалась дать свои ответы, (которые,
в свою очередь, порождали свои вопросы:
расширяя тем самым не только сферу
философского интереса, а и представление
человека о самом себе и мире своего
бытия). Закончим этот раздел цитатой
из Николая Бердяева: 'Если философия
возможна, то она может быть только
свободной, она не терпит принуждения:
Философия является частью жизни
и опытом жизни, опытом жизни духа
в глубинах философского познания'.
Философия является особой сферой духовной
культуры, которая отличается от науки
и религии, но находится в сложных
взаимоотношениях с наукой и религией...
Философия есть любовь к мудрости и раскрытие
мудрости в человеке, творческим порывом
к смыслу бытия'. 2
3. Специфика
философского познания и
Итак, философ не удовлетворяется объективной картиной мира. Он обязательно вписывает в нее человека. Следует иметь ввиду, что философия имеет свой особый, отличный от традиционных форм познания (технических наук, естественных, конкретных и прикладных дисциплин), взгляд на предмет, аспект его осмысления. Прежде всего, философия стремится к целостному восприятию мира. В отличие от отдельных наук в философском знании одновременно представлены как объективное описание мира в целом, так и субъективная, личная позиция философа, которая наделяет знание значением культурной ценности. Объективно-истинное значение переживается каждым философом по-своему в соответствии с жизненным личным и моральным опытом. Благодаря этому философское сознание - это не только абстрактное понятие, абстрактно-умозрительные теории, а глубоко личное, императивное (то есть обязующее к определенному способу жизни и деятельности), знание - ценность, знание - убеждения, знание - вера. Научно-теоретическое знание является только одной стороной идейного содержания философии. Другую, доминирующую его сторону, создает совсем другой компонент сознания - духовно-практический. Именно он выражает мировоззренческий, тип философского сознания в целом. В этой наиглавнейшей ипостаси философия есть способ духовной ориентации в мире, стратегией жизни, определением человеком смысловых опорных точек своего бытия. Согласно с И. Кантом, философия служит тому, 'каким следует быть, чтобы быть человеком'.
Взаимоотношения
науки и философии можно