Понимание философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:29, реферат

Краткое описание

Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом 'кто он такой?', тот ответил: 'Философ'. Далее объяснив: 'Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы - к одной только истине'.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 32.95 Кб (Скачать)

    4. Структура философского знания.

    Многообразие  философских проблем обусловливает  сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую — учение о человеческой деятельности; поэтическую — учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют философию о человеческом. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику. Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики, логики и метафизики. По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии — Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей.

    Т. Гоббс выделял философию природы и философию государства. Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы. В состав философии государства (гражданской философии) входят этика и политика. И. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» — познавательной, практической и эстетической. Соответственно И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже — позитивистскую) узкорационалистическую трактовку философии. Г. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа.

    В современном представлении философия  теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

  1. учение о бытии — онтологию;
  2. учение о деятельности — праксеологию;
  3. теорию познания — гносеологию;
  4. теорию ценностей — аксиологию;
  5. учение о человеке — философскую антропологию;
  6. науку о закономерностях и движущих силах развития общества — социальную философию (социологию). В качестве ядра философии в отечественной литературе не 
    редко называли теорию диалектики. Учение о способах познания философии — методология, а учение о путях творчества и их обосновании — эвристика. Отдельными областями философии 
    являются философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, исто- 
    рия философии.

    Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

    В целом философия изучает отношение  «человек — мир», рассматриваемое под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится. 

5. Назначение  и функции философии в культуре.

Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие  функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая). О возможности философии, быть утехой человеческого духа писали и в средние века - Боэций (V в. н.е., трактат 'Утешение философией'), и в Новое время - Маркс (1842 год: 'занятия философией успокаивают'), и в ХХ в. Но философии как особому типу мировоззрения в культуре общества присущи только ей единственной функции, которых не имеют ни миф, ни религия, ни научный кругозор. (А по отношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания, метатеории).

Во-первых, философия  проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры. Они  выражены на философском языке в  категориях - интеллектуальных или  ценностно-оценочных (морально-эмоциональных); в первом случае, например, категории  детерминизма - причины и последствия, случайность и необходимость; в  другом случае, к примеру, категории  добра и зла, добродетели и  порока. Следовательно, функция экспликации  универсалий культуры выполняется  именно философией.

Во-вторых, философия  переводит в логичную, понятную форму  суммарные результаты человеческого  опыта. Она является их теоретическим  выражением на конечном уровне абстракции (что связанно с уровнем духовного освоения мира), то есть выполняет функцию рационализации и систематизации социокультурного опыта, который она обобщает.

Третья функция  философии также связанная с  особенностью философского освоения мира - с ее рефлективной природой: философия  освобождает мышление от его внутренних ловушек, от скрытых в нем преград  к адекватному восприятию мира, то есть выполняет в культуре критическую  функцию, поддавая все сомнению, требуя аргументации и отсека положения, которые  не выдержали проверки критической  рефлексией.

Будучи своеобразным мировоззренческим ситом, философия  таким образом выступает аккумулятором  мировоззренческого опыта и формой его трансляции - это четвертая функция философии в культуре.

Поэтому современному человеку не обязательно каждый раз  снова изобретать велосипед в  осмыслении мировоззренческих вопросов (хотя, действительно, формирование мировоззренческой  картины мира - особенный индивидуальный творческий процесс), - можно обратиться к истории духовной культуры, прежде всего - к истории философии, чтобы  узнать, какие способы решения  проблем бытия, сознания, человеческого  Я и т.п. предлагались в разные эпохи разными мыслителями, на этом основании некоторые варианты были признаны ошибочными, в итоге, представление  об Истине, Добре, Красоте является современными. Чтобы общественная жизнь  была сбалансирована, целостна (большое  искушение сказать 'гармонична'!), необходимо, чтобы, культура находила способы согласования всех форм опыта - практического, познавательного, ценностного. Таким способом, который  позволяет осмыслить и, следовательно, сопоставить одно с другим, согласовать  в какое-то качественное обозначение, которое называют социальным организмом, все формы человеческого опыта, является философия - самосознание культурной эпохи, теоретический уровень мировоззрения, мышления, направленного на самого себя. То есть философии свойственна  интегративная функция, и, возможно, сама она является наиболее значимой среди функций в культуре.

Обозначенные  функции философии позволяют  подойти к философскому осмыслению мира, бытия, человека как к важной и необходимой составной духовной жизни общества и человека; но обычное  сознание нелегко признает эту важность и необходимость"...

Философия есть понимание всего сущего как единого  и внедрением этого понимания  в художественный образ и моральное  действие. Она является процессом  отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной  деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими  качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать  в себе человека как стройную единую сущность".3 
 
 
 

                      Список использованной литературы 

1. Современная  западная философия: Словарь. – М., 2000.

2. Фролова М.  А. Анализ оснований концепций  происхождения философии // Философия:  в поисках онтологии: Сб. тр. –  Самара: Изд–во Самар. гуманит. акад., 1998. – С. 256–290.

3. Ильин И. П. Постмодернизм: Словарь терминов.– М.: Интрада, 2001.            

4. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики./Вопросы философии, 1989. 9.

5. Рассел Б. История западной философии. М., 1959

6. Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж

7. Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии / /Философия и социология. М. 1965 Т. 1.

Информация о работе Понимание философии