Финансовый механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Краткое описание

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.
Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств.

Файлы: 1 файл

печать финансы.docx

— 29.02 Кб (Скачать)

     В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.

     Финансовый  механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств.

       Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.

     Различают также финансовый механизм сферы материального и нематериального производства. Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.

     Количественная  определенность проявляется в сумме  ресурсов, выделяемых на те или иные цели. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.

     Финансовый  механизм в целом по стране, как  и составные части, может быть эффективным в том случае, когда соблюдены определенные принципы его построения.

     Во-первых, каждая форма финансового отношения не должна противоречить другим формам финансовых отношений, входящих в данный финансовый механизм. Во-вторых, финансовые механизмы, составляющие общий финансовый механизм страны, не могут противоречить друг другу и финансовой политике государства. В-третьих, каждая форма финансовых отношений, входящая в финансовый механизм, должна быть финансовым рычагом. Финансовые рычаги — это формы финансовых отношений, являющиеся содержанием любого финансового механизма и предназначенные для экономического (материального) воздействия на интересы субъекта деятельности (государства, его регионов, предприятий, организаций, учреждений, отдельного работника). В-четвертых, для того чтобы формы финансовых отношений реально, а не теоретически, являлись финансовыми рычагами, необходимо разработать научные методы их организации.

    1. Методы финансового воздействия на развитие экономики

     Функционирование  финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

     Финансовое  обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Их количественные параметры неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед Республикой Беларусь. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

     Финансовое  обеспечение может реализовываться  в нескольких формах: правовой, нормативной  и информационной. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма — это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др.Информационное обеспечение связано с получением различной экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах различных рынках.

     Финансовое  регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности.

     Существует  достаточно большой перечень всех функций  государства, которые обусловлены  решением внутренних проблем развития страны и взаимоотношениями с  мировым сообществом (социальных, экономических, исследовательских, управленческих, внешнеполитических и других). Он дает возможность в  систематизированном виде отражать приоритетность направлений и оценивать  действенность процесса государственного регулирования. Например, расходы, связанные  с выполнением государством социальных функций, облегчают доступ представителей менее обеспеченных слоев к получению  квалификации, медицинскому обслуживанию, жилью, гарантированным минимальным  пенсиям и пособиям. Поддерживая  стабильность социальных отношений, они  оказывают существенное воздействие  на размеры и структуру совокупного  спроса.

     Основная  часть централизованных денежных потоков  формируется посредством налогов. Глобальное понижение их общего уровня ведет к увеличению чистых доходов, спроса, занятости, активизирует предпринимательскую инициативу, тогда как его повышение— верный способ «охладить»  рыночную конъюнктуру.

     Каждый  из конкретных видов налогов обладает дифференцированной направленностью. Так, освобождение от налогов либо предоставление значительных налоговых льгот хозрасчетным организациям социально-культурной сферы может способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья. Усиление социальной ориентации в налогообложении доходов и имущества населения (уменьшение налоговой базы и ставок налогов для многодетных семей, инвалидов, ветеранов), равнозначное по сути увеличению государственных расходов на соответствующие цели, служит укреплению социальной стабильности общественного строя.

     Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на макро-, так и на микроуровне. Последнее предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.

     Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются:

  1. налоги и неналоговые платежи в бюджет;
  2. финансовые льготы и санкции;
  3. эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;
  4. общие и целевые субсидии, в том числе предназначенные для оплаты гос. заказов;
  5. доходы и расходы внебюджетных фондов;
  6. доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

     Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов, в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

     К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

     Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

  1. Развитие финансового механизма в  Республике Беларусь 3.1Финансовый механизм воздействия на экономические процессы в переходный период

     Общий, национальный механизм управления социально-экономическими процессами и входящие в него частные экономические и финансовые механизмы определяются хозяйственным механизмом всей национальной экономики. Механизмы управления инвестиционными процессами в разных странах различны. Применительно к переходному периоду цель национального хозяйственного механизма в условиях Республики Беларусь - не реализация идеи стабилизации, а достижение устойчивого экономического роста на основе расширенного воспроизводства научно-технологического, природного, экономического и социального потенциалов, концентрации интеллектуального потенциала на ключевых направлениях развития и использования приемлемого для Беларуси исторического и современного международного опыта.

     3.2 Тенденции развития финансового  механизма в условиях рыночной  экономики

     Переход к рынку потребовал решения огромного  количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.

     Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.

     Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

  1. использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);
  2. стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;
  3. развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.

     С созданием новой экономической  модели в нашем государстве изменились методы финансового воздействия  на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т. д.

     Среди рычагов государственного финансового  регулирования основными являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового регулирования полностью соответствует требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.

     Следует, однако, отметить, что действующий  в республике налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т. д.

     Перестройка финансового механизма затронула  не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм налогообложения доходов населения.

     Финансовое  воздействие на размеры денежных доходов населения

наиболее  эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.

     С созданием современной экономической  модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в республике.

Информация о работе Финансовый механизм