Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:04, реферат
В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.
Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств.
В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.
Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств.
Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.
Различают также финансовый механизм сферы материального и нематериального производства. Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.
Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.
Финансовый механизм в целом по стране, как и составные части, может быть эффективным в том случае, когда соблюдены определенные принципы его построения.
Во-первых, каждая форма финансового отношения не должна противоречить другим формам финансовых отношений, входящих в данный финансовый механизм. Во-вторых, финансовые механизмы, составляющие общий финансовый механизм страны, не могут противоречить друг другу и финансовой политике государства. В-третьих, каждая форма финансовых отношений, входящая в финансовый механизм, должна быть финансовым рычагом. Финансовые рычаги — это формы финансовых отношений, являющиеся содержанием любого финансового механизма и предназначенные для экономического (материального) воздействия на интересы субъекта деятельности (государства, его регионов, предприятий, организаций, учреждений, отдельного работника). В-четвертых, для того чтобы формы финансовых отношений реально, а не теоретически, являлись финансовыми рычагами, необходимо разработать научные методы их организации.
Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.
Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Их количественные параметры неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед Республикой Беларусь. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.
Финансовое
обеспечение может
Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности.
Существует
достаточно большой перечень всех функций
государства, которые обусловлены
решением внутренних проблем развития
страны и взаимоотношениями с
мировым сообществом (социальных, экономических,
исследовательских, управленческих, внешнеполитических
и других). Он дает возможность в
систематизированном виде отражать
приоритетность направлений и оценивать
действенность процесса государственного
регулирования. Например, расходы, связанные
с выполнением государством социальных
функций, облегчают доступ представителей
менее обеспеченных слоев к получению
квалификации, медицинскому обслуживанию,
жилью, гарантированным минимальным
пенсиям и пособиям. Поддерживая
стабильность социальных отношений, они
оказывают существенное воздействие
на размеры и структуру
Основная
часть централизованных денежных потоков
формируется посредством
Каждый из конкретных видов налогов обладает дифференцированной направленностью. Так, освобождение от налогов либо предоставление значительных налоговых льгот хозрасчетным организациям социально-культурной сферы может способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья. Усиление социальной ориентации в налогообложении доходов и имущества населения (уменьшение налоговой базы и ставок налогов для многодетных семей, инвалидов, ветеранов), равнозначное по сути увеличению государственных расходов на соответствующие цели, служит укреплению социальной стабильности общественного строя.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на макро-, так и на микроуровне. Последнее предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов, в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
Общий, национальный механизм управления социально-экономическими процессами и входящие в него частные экономические и финансовые механизмы определяются хозяйственным механизмом всей национальной экономики. Механизмы управления инвестиционными процессами в разных странах различны. Применительно к переходному периоду цель национального хозяйственного механизма в условиях Республики Беларусь - не реализация идеи стабилизации, а достижение устойчивого экономического роста на основе расширенного воспроизводства научно-технологического, природного, экономического и социального потенциалов, концентрации интеллектуального потенциала на ключевых направлениях развития и использования приемлемого для Беларуси исторического и современного международного опыта.
3.2
Тенденции развития
Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.
Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.
Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:
С созданием новой экономической модели в нашем государстве изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т. д.
Среди рычагов государственного финансового регулирования основными являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового регулирования полностью соответствует требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.
Следует, однако, отметить, что действующий в республике налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т. д.
Перестройка
финансового механизма
Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения
наиболее эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.
С
созданием современной