Конфликтоустойчивость сотрудников и психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Управленческая структура предприятий и организаций имеет многолетнюю историю. Пирамидальная форма в течение длительного времени казалась логичной и отвечала объективным условиям. Но с изменением общественных условий продуктивность такой организационной структуры уже вызывает сомнения, поскольку сегодня на структурирование организаций, так или иначе, влияет уже целый ряд новых факторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..6
Понятие трудового коллектива…………………………………………....6
Понятие профессиональной зрелости коллектива……………………...10
Роль руководителя в становлении коллектива………………………….12
Социально - психологический климат в коллективе…………………...15
Конфликт и его влияние на социально - психологический
климат в коллективе……………………………………………………...17
5.1 Классификация конфликтов…………………………………………19
5.2 Профилактика конфликтов в профессионально-зрелых
коллективах……………………………………………………………….23
5.3 Предупреждение конфликтов как тактика современного
менеджмента……………………………………………………………..25
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………....29
Методы исследования коллектива ОАО «Спецреставрация»………………29
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Модель конфликта……………………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Организационная структура предприятия……………46

Файлы: 1 файл

Конфликтоустойчивость сотрудников и психологический климат в коллективе.doc

— 745.93 Кб (Скачать)
 
     
  1. Высчитаем общую величину С по формуле: С=∑С/N, где N число членов группы, С=409/14 = 29,2
  2. Оценка результатов:

     С ≥ 22 - высокая степень благоприятного психологического климата;

     22 < C ≥ 8 - средняя степень благоприятного климата;

     8 < С ≥ 0 - низкая степень благоприятного климата;

     0 < С ≥ (-8) - начальная степень неблагоприятного климата;

     -8 < С ≥ (-10) - средняя степень неблагоприятного климата;

     -10 < С - сильная степень неблагоприятного климата. 

     2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

     Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

     Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5).

     Вопросы:

     I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

     Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

     Участвую в большинстве видов деятельности (4)

     Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

     Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

     Живу и существую отдельно от нее (1)

     Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

     II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

     Да, очень хотел бы перейти (1)

     Скорее перешел бы, чем остался (2)

     Не вижу никакой разницы (3)

     Скорее всего остался бы в своей группе (4)

     Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

     Не знаю, трудно сказать (1)

     III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

     Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

     Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

     Хуже, чем в большинстве классов (1)

     Не знаю, трудно сказать (1)

     IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

     Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

     Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

     Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

     Не знаю. (1)

     V. Каково отношение к делу в вашем коллективе?

     Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

     Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

     Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

     Не знаю (1) 

 

      Ответы испытуемых:

     
№ вопроса Порядковый № испытуемого
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 5 3 4 5 4 4 3 5 2 4 4 4 5 5
2 5 4 4 4 4 4 2 5 1 5 5 4 4 4
3 3 2 3 3 2 3 1 3 2 3 3 3 3 3
4 3 2 2 3 2 3 1 3 2 3 3 3 1 3
5 3 3 3 3 3 2 2 3 2 3 3 3 3 3
Итого: 19 14 16 18 15 16 9 19 9 18 18 17 16 18
 

     Оценка результатов:

     15, 1 баллов и выше - высокий уровень сплоченности;

     11, 6 - 15 балла - выше среднего;

     7 - 11,5 - средний;

     4 - 6,9 - ниже среднего;

     4 и ниже - низкий.

     Высчитаем среднюю оценку, сложив все итоговые цифры и разделив на количество участников: 222/14=15,8 - высокий уровень сплоченности.

  1. Интегральная самооценка уровня зрелости коллектива.

     В опроснике представлены название качества и его характеристика. В бланке для ответов нужно поставить тот балл (от 12 до 1), который соответствует развитию данного качества в исследуемой организации. 

     
1. Подготовленность к деятельности
1 12

11

10

Все члены коллектива обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации.
2 9

8

7

Большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике.
3 6

5

4

В нашем коллективе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету фирмы.
4 3

2

1

Сотрудники коллектива имеют низкую профессиональную подготовку, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою работу.
2. Направленность
1 12

11

10

Наш коллектив имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым, как его собственная, опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности.
2 9

8

7

Перед нашим коллективом стоит общая задача. Каждый сотрудник старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи.
3 6

5

4

У каждого члена нашего коллектива существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами.
4 3

2

1

Наш коллектив существует только как официальная система, цели которой не принимаются, а часто входят в противоречие с целями отдельных сотрудников. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность.
3. Организованность
1 12

11

10

Отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В коллективе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы.
2 9

8

7

Наш коллектив часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш руководитель нечетко представляет себе план работы и возможности каждого.
3 6

5

4

При попытках коллектива организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. У нас нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора.
4 3

2

1

Члены коллектива не могут договориться о том, как совместно организовать работу, часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. Преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. Даже вышестояший руководитель не в состоянии справиться с группой.
4. Активность
1 12

11

10

Все члены коллектива - люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело.
2 9

8

7

Большинство членов коллектива - люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное для всех дело, многие активно участвуют в общей работе.
3 6

5

4

Большинство членов коллектива пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально.
4 3

2

1

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. В группе преобладает соперничество, конкуренция.
5. Сплоченность
1 12

11

10

В коллективе существует справедливое отношение ко всем его членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новичкам. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу "Один за всех, все за одного".
2 9

8

7

Большинство членов коллектива стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, сориентировать в новых условиях. В трудных случаях коллектив временно объединяется, чувствуется поддержка друг друга.
3 6

5

4

Члены коллектива проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно.
4 3

2

1

Коллектив заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых". Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. В трудных случаях в группе возникают конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы.
6. Интегративность
1 12

11

10

При необходимости выработать важное решение, все члены активно участвуют в процессе выработки и принятия решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение.
2 9

8

7

При необходимости выработать важное решение все члены коллектива стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства членов. Решение принимается путем общего гласного согласования.
3 6

5

4

При необходимости принять важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов коллектива. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании.
4 3

2

1

В коллективе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно.
7. Референтность
1 12

11

10

Все члены коллектива доброжелательны. В группе развиты взаимопомощь и взаимопонимание. Достижения и неудачи переживаются как свои собственные. Критика высказывается с добрыми побуждениями. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм.
2 9

8

7

В коллектива есть всякие люди - хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. В группе у всех хорошее, ровное настроение.
3 6

5

4

Большинство членов коллектива - люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. Отношения между людьми прохладные.
4 3

2

1

Члены нашей группы - люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В группе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытных выпадов. Успехи отдельных членов группы вызывают зависть, неудачи - злорадство.
 

     Обработка результатов теста

     Ответы всех испытуемых суммируются, и по каждому качеству группы подсчитывается средняя оценка по формуле: 

     m = У / n, где 

     m - средняя оценка,

     У- сумма ответов по отдельному качеству,

     n - количество испытуемых, членов группы.

     В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития (зрелости). 

     Ответы испытуемых:

     
№ воп-роса Порядковый № испытуемого Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 9 9 10 7 8 7 6 9 7 7 7 8 10 8 112
2 10 9 8 8 7 9 6 11 5 8 7 8 8 9 113
3 10 9 11 10 9 8 6 8 7 10 9 8 10 10 116
4 10 10 9 9 9 9 8 9 10 9 9 8 10 9 128
5 12 11 10 9 10 11 7 12 6 9 9 10 9 10 115
6 8 7 8 8 8 7 6 8 7 6 5 6 6 7 97
7 12 10 11 11 11 10 9 12 11 11 10 10 9 10 129
 
     
    № качества Средняя оценка
    1 112/14 = 8
    2 113/14 = 8,07
    3 116/14 = 8,3
    4 128/14 = 9,1
    5 115/14 = 8,2
    6 97/14 = 6,9
    7 129/14 = 9,2
 

     Оценка результатов:

     От 10 до 12 баллов - зрелая, сложившаяся, работоспособная группа.

     От 7 до 9 баллов - группа достаточно зрелая, способная выполнять производственные задания.

     От 4 до 6 баллов - группа недостаточно зрелая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами.

     От 1 до 3 балов - группа незрелая, велика вероятность того, что она не справится с поставленными задачами. 

     4. Определение уровня конфликтоустойчивости

     Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в

     потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности. Оценивается каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны поведению испытуемого. Для этого сначала нужно определить, какое из двух крайних суждений подходит, а затем оценить его по 5-балльной системе. Промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов. 

     Бланк ответов:

     
1 Уклоняюсь от спора 5 4 3 2 1 Рвусь в спор
2 Отношусь к конкуренту без предвзятости 5 4 3 2 1 Подозрителен
3 Имею адекватную самооценку 5 4 3 2 1 Имею завышенную самооценку
4 Прислушиваюсь к мнению других 5 4 3 2 1 Не принимаю иных мнений
5 Не поддаюсь провокации 5 4 3 2 1 Легко завожусь
6 Уступаю в споре, иду на компромисс 5 4 3 2 1 Не уступаю в споре: победа или поражение
7 Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины 5 4 3 2 1 Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя.
8 Выдерживаю корректный тон в споре тактичность 5 4 3 2 1 Допускаю тон, не терпящий

возражений, бестактность

9 Считаю, что в споре не надо демонстрировать эмоции 5 4 3 2 1 Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер
10 Считаю, что спор - крайняя форма разрешения конфликта 5 4 3 2 1 Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта

Информация о работе Конфликтоустойчивость сотрудников и психологический климат в коллективе