Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:44, реферат
Цель — подробно рассмотреть структуру конфликта, его причины и роль менеджера в его разрешении.
Задачи.
1. Рассмотреть взаимосвязь конфликта и социально-психологического климата в организации.
2. Выяснить причины конфликтов и роль менеджера в управлении ими.
3. Рассмотреть способы предупреждения конфликтов.
4. Выяснить значение конфликтов.
Введение 2
Взаимосвязь конфликта и социально-психологического климата в организации 4
Роль менеджера в конфликтных ситуациях 6
Роль менеджера в управлении конфликтами 10
Предотвращение конфликтов 14
Персональные методы 16
Заключение 20
Использованные источники 21
Оглавление
Введение 2
Взаимосвязь конфликта и социально-психологического климата в организации 4
Роль менеджера в конфликтных ситуациях 6
Роль менеджера в управлении конфликтами 10
Предотвращение конфликтов 14
Персональные методы 16
Заключение 20
Использованные источники 21
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.
Однако межличностные отношения в группе - это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших задач менеджера. Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. нарушают благоприятный социально-психологический климат и могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта. Конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормальной работы организации. Обычно он сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Тем не менее, конфликтами приходится заниматься, и они являются неотъемлемой частью жизни любой организации. Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что организация развивается. Предметом моей работы являются организационные конфликты и методы управления конфликтами. Цель — подробно рассмотреть структуру конфликта, его причины и роль менеджера в его разрешении.
Задачи.
1. Рассмотреть взаимосвязь конфликта и социально-психологического климата в организации.
2. Выяснить причины конфликтов и роль менеджера в управлении ими.
3. Рассмотреть способы предупреждения конфликтов.
4. Выяснить значение конфликтов.
Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально- психологического климата (СПК). СПК коллектива характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и зависит от общего состояния окружающих его людей. СПК является одним из важнейших компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности людей в достижении целей. В создании благоприятного социально-психологического климата огромна роль непосредственного руководителя на производстве — мастера, бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия.
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
Понятие и виды конфликта
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположных мнений в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями.
В конфликте можно выделить три основных компонента:
1 противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностей;
2 затрагиваются
значимые для человека
3 элемент
конфликтного поведения-
Конфликты могут быть:
Внутриличностные - участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы и т. п.
Межличностные. - это самый распространенный тип конфликта. Причина – борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Межгрупповые. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Препятствия разрешения конфликтов
По мнению специалистов, в 80% организационных конфликтов может быть найдено решение, полностью удовлетворяющее обе стороны. Но в реальной жизни это происходит гораздо реже. Наиболее частыми препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются: представление этого выхода участниками конфликта исключительно в виде своей победы; подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения борьбой за свои интересы или представления; эмоциональные аспекты, препятствующие компромиссу или уступкам; неадекватности; недостаток открытости общения и отсутствие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; недостаточность навыков ведения переговоров и выработки компромисса, тенденция к использованию неэффективных стратегий.
Практику
менеджмента можно
Менеджер с неизбежностью вовлекается в конфликты, вынужден управлять ими, испытывать их последствия. Значительное влияние на его работу с конфликтами оказывают особенности самой организации и характер выполняемых ею работ.
Общим при рассмотрении деятельности менеджера в связи с конфликтами является то, что всякая организация проходит в своем развитии ряд внутренних напряжений и разногласий. Столкновения различных позиций, точек зрения отдельных людей, групп и уровней отношений неизбежны в процессе самой деятельности. Типичными для организации будут следующие конфликты:
– между менеджерским персоналом и подчиненными по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей (вертикальные);
– между персоналом в связи с принятием новых членов, распределением работ, оплатой груда и т.д. (горизонтальные);
– между самими управленцами при определении целей, способов и направлений совместной деятельности.
Все они тесно связаны с личностными особенностями, кадровыми перестановками, практикой морального и материального стимулирования, влиянием внешней среды.
Принципиальным в понимании конфликта для менеджера является выделение ключевых понятий: противоречие и интерес (точнее – столкновение интересов).
Приблизиться к непосредственным источникам конфликтов можно при рассмотрении базовых потребностей человека. В том случае, когда они подавляются либо появляется угроза их удовлетворению, продуцируется напряжение и возникают конфликты. На самом деле источники конфликтов следует искать не только в утилитарном подходе, который исходит из личностной детерминации поведения. Конфликт – это сложное совместное действие двух или более индивидов, групп, характеризующееся, с одной стороны, реализацией намерений, а с другой – сопротивлением, противодействием, что вызывает необходимость его преодоления. Кроме того, полезным для анализа представляется и место объекта указанного противоборства.
Менеджер исходит из этого широкого спектра причин конфликтов, учитывая специфику и сложный характер самого процесса управления людьми.
Вообще достаточно трудно дать исчерпывающую классификацию причин конфликтов – сколько школ и авторов, столько и подходов.
Приведенная ниже классификация претендует на больший охват оснований и приближение непосредственно к самому явлению конфликта в его практической обусловленности. Итак, основными причинами конфликтов, которые находятся в поле зрения менеджера, являются:
– ограниченность ресурсов – их качественное и количественное измерение;
– взаимозависимость заданий;
– различия в целях;
– различия в представлениях и ценностях;
– различия в манере поведения и жизненном опыте;
– неудовлетворительные коммуникации.
Успешный
менеджер способен анализировать всю
эту пеструю картину
Для реального управления конфликтом менеджеру важно знать, на какой стадии находится конфликт, а также существо проблемы, лежащей в основе конфликта. В своем развитии конфликт проходит следующие этапы:
1. Непротиворечивость
интересов субъектов
2. Осознание
противоположности интересов,
3. Активизация
инициирующей стороны,
4. Ответная реакция на противоборство.
5. Отсутствие
взаимопонимания,
6. Демонстрация и использование силы (власти).
7. Оправдание
каждой стороной своих
8. Эскалация
конфликта на все сферы
9. Тупиковая ситуация.
10. Степень
готовности к переговорам по
урегулированию: а) несогласие с
ведением переговоров –
В зависимости от эффективности управления конфликтами их последствия могут быть функциональными (положительными) либо дисфункциональными (отрицательными).
Положительные (функциональные) последствия конфликтов состоят в следующем:
• Создание общности людей, причастных к решению проблемы.
• Возможность сотрудничества в других сферах и делах.
• Уменьшение синдрома покорности, стимулирование высказывания собственных идей, отличных от мнения руководства.
• Принятие лучшего решения путем учета большего количества мнений.
• Временная разрядка, отдаление других конфликтов, более безопасный выход эмоций.
• Обращение
внимания на другие стороны проблемы,
нуждающиеся в более
• Способствование процессу самосознания, расстановка приоритетов.
В подходах
к организационному развитию и управленческому
консультированию большое внимание
уделяется человеческому
У менеджера есть 2 стратегии управления конфликтами.
предотвращение
управление конфликтами и конфликтными отношениями в случае их возникновения
использование результатов столкновений
Глобальный подход к предупреждению конфликтов основан в первую очередь на их предвосхищении
1. Разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника.
2. Использование координационных и интеграционных механизмов:
– установление иерархии полномочий, цепи отдачи команд, распоряжений и получения обратной связи (реализация принципа единоначалия);
– установление полномочий по принятию решений и организации информационных потоков;
– использование служб с межфункциональными обязанностями и полномочиями.
3. Постановка комплексных целей
4. Установление содержания
5. Устранение реального предмета (источника) конфликта, подведение одной из конфликтующих сторон под отказ от объекта конфликта в пользу другой стороны.
6. Смена руководителя, смена стиля руководства и управления.
К числу техник, или отдельных приемов, используемых менеджером с целью предотвращения напряжений, стрессов и конфликтов, можно отнести:
– внимательное выслушивание: стремление установить и поддерживать контакт с подчиненными при выдаче задания, получении обратной связи, обсуждении межличностных отношений (в том числе и эксцентричных);
– уважительное отношение, доброжелательность, терпимость, самоконтроль;
– отвлечение или переключение внимания в случае повышенной эмоциональности;
– уменьшение социальной дистанции;
– информирование о своем состоянии, вызванном сообщением собеседника, понимание его самочувствия;
– обращение к фактам, проверка реальностью;
– обращение за советом, обещание помощи.
Для успешного регулирования конфликта менеджером важно соблюдение четырех правил:
1. Признание наличия конфликтной ситуации, существования оппонента как факта и ценности, что отнюдь не означает признания справедливости выдвигаемых им требований.
2. Принятие каждой стороной факта противостояния и наличия разногласий и различий.
3. Четкое представление о содержании несовместимых интересов (расплывчатое, диффузное предъявление интересов не позволяет сосредоточиться на урегулировании конфликта).
4. Подготовка сторон к принятию определенных общих правил и норм поведения, соблюдение которых обеспечит сохранение или поддержание отношений между ними как в ходе самих переговоров, так и в последующем.
1. Подготовка переговоров:
– встреча с каждой стороной;
– предварительная оценка конфликта;
– разработка повестки дня переговоров;
– проверка готовности участников к переговорам.
2. Ведение переговоров: