Климат коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Познакомиться с разными психологическими методами изучения коллектива, апробировать некоторые из них на практике для дальнейшего использования в практической деятельности.

Файлы: 1 файл

научная статья.doc

— 117.50 Кб (Скачать)


4

 

ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

Российская Федерация, Костромская область, г.  Галич

Автор: Попова Марина Вячеславовна

ОГБОУ СПО Галичский индустриальный колледж, 1курс

 

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность сотрудников,  их трудовые возможности и способности обусловливают воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива.

Развитие творческой индивидуальности людей взаимосвязано с уровнем их самостоятельной и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельней индивид в общественно-полезной коллективной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности. Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы.

Объектом  исследования: являются коллектив сотрудников: педагогов Галичского индустриального колледжа  г. Галича.

Предмет исследования, методы изучения коллектива сотрудников.

Цель: Познакомиться с разными  психологическими методами изучения коллектива, апробировать некоторые из них на практике для дальнейшего использования в практической деятельности.

Задачи:

1.         Исследовать понятие «коллектив», показать важность его изучения.

2.         Познакомиться с различными психологическими методами изучения коллектива (группы).

3.         Провести диагностическое исследование коллектива сотрудников в школе и в больнице с целью составления характеристики группы как коллектива.

4.         Наметить пути дальнейшего формирования коллектива.

Гипотеза:

Знание и использование на практике психологических методов изучения коллектива психологом и руководителем, создают благоприятные условия для организации дальнейшей работы с сотрудниками по формированию коллектив.

1. Основные методики изучения отношений в группах

 

Методика выявления социометрической структуры группы.

Концептуальное описание характеристики. Социометрическая структура группы несет важную информацию  о межличностных отношениях в группе.  Зная такую структуру,  мы можем ответить на вопросы:  кто является неформальным лидером группы?   Каково распределение статусов?  Какова  эмоциональная  сплоченность группы? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного человека? и т.п.

Процедура опроса. Проводится социометрическая разминка, цель которой -  установить контакт с обследуемым. После этого  объясняют смысл опроса, зачитывают инструкцию [Приложение 3] и делают необходимые пояснения.

Каждому участнику группы дают список группы и опросный лист с инструкцией и двумя критериями эмоционального содержания типа:

1.    С кем из группы вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от работы время?

2.    С кем из группы вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное от занятий время?

Обработка результатов:

1.    По данным опросных листов заполняется социометрическая  матрица [Приложение 4] по критерию эмоционального тяготения,

2.    Подсчитывается количество положительных (+) выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству (+) выборов в каждом столбце матрицы.

3.    Подсчитывается количество (+) баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому присваивается 2 балла, за второй 1 балл, за все последующие выборы – по 0,5 балла.

4.    Подсчитывается количество отвержений (-) выборов для каждого участника.

5.    Подсчитывается количество баллов за отвержения для каждого участника (баллы присваиваются аналогично баллам за положительные выборы только со знаком (-)).

6.    Если применение пяти перечисленных критериев для однозначного определения статуса оказывается недостаточно, то используют в качестве дополнительного порядковый номер участника в алфавитном списке. Так , например, если два или более участников имеют одинаковые значения, то более высокое место занимает участник у которого более низкое место в списке группы.

7.    Строится социограмма.  Она представляет собой графическое изображение эмоциональных связей между участниками группы. На схеме символически  обозначаются участники группы, указываются их выборы и направления этих выборов стрелками.

8.    Определяются значения показателя эмоциональной сплоченности группы:     

 

C = NB/ [N(N – 1)],

Где С – эмоциональная сплоченность группы; NВ – количество взаимных выборов в группе; N – количество участников группы; N (N-1) – общее возможное число  взаимных выборов в группе.

 

2. Результаты исследования и выводы

 

Эмпирической базой психологического исследования являлись педагогический коллектив «Галичского индустриального колледжа» г. Галича.   В ходе исследования была обследована группа преподавателей в составе 14 человек и возникающие между ними взаимоотношения. Средний возраст – 38,4 года. Для исследования взаимоотношения в  коллективе использовалась методика выявления социометрической структуры группы.

Была разработана программа  исследований,  которая включала в себя следующие этапы:

1.       Проведение констатирующего  эксперимента, который позволит выяснить уровень развития взаимоотношений в группе.

2.       Разработать рекомендации по улучшению и оптимизации внутригрупповых взаимоотношений.

Результаты констатирующего эксперимента в группе педагогов

№ П/П

Тот, кто выбирает

Тот, кого выбирают

1

2

3

4

5

1

Испытуемая 1

+1

-2

+2

+2

+2

2

Испытуемая 2

0

+3

+1

-1

-1

3

Испытуемый 3

0

0

0

+2

+2

4

Испытуемая 4

-1

-1

0

+4

0

5

Испытуемая 5

+1

+3

0

0

0

6

Испытуемая 6

+2

+2

-3

0

0

7

Испытуемая 7

-1

+1

+1

+1

-2

8

Испытуемый 8

0

0

0

0

0

9

Испытуемый 9

+2

+2

+2

+2

+3

10

Испытуемая 10

+1

+1

+2

-2

0

11

Испытуемая 11

+2

+1

0

0

-1

12

Испытуемая 12

0

0

-1

+2

+2

13

Испытуемая 13

0

-1

+2

-1

0

14

Испытуемый 14

0

0

0

0

+2

Количество «+» выборов

6

8

6

6

5

Количество «+» баллов

9

13

10

13

11

Количество «-» выборов

2

3

2

3

3

Количество «-» баллов

-2

-4

-4

-4

-4

Порядковый номер

1

9

11

4

12

Статус

4

1

3

2

5

 

C = 52/14 [196(14 – 1)] =9464

Выводы:

1.    Высокостатусными в данной группе являются - Испытуемый 9, так как он общительный и целеустремленный человек.

2.    Среднестатусными являются – Испытуемая 1 и Испытуемая 10. Они имеют много контактов в группе, занимают достаточно высокое положение, им даны средние положительные количества выборов.

3.    Низкостатусным является Испытуемый 3 и Испытуемый 14. – это  преподаватели-мужчины, не имеющие особых эмоциональных привязанностей в коллективе.

4.    Уровень эмоциональной сплоченности в группе достаточно высок.

 

3. Рекомендации руководителям  по оптимизации развития личности и группы

 

Для повышения уровня развития межличностных взаимоотношений группы необходимо:

1.         Организовать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую);

2.         Использовать коллективные формы занятий (когда общий результата зависит от оптимального взаимодействия и усилий всех участников группы);

3.         Создать ситуации совместных переживаний (когда участники группы вместе радуются общим успехам или огорчаются по поводу неудач).

Для повышения эффективности взаимодействия с участниками группы необходимо:

1.         Применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц);

2.         Взаимодействовать в первую очередь с участниками, занимающими «полярные позиции» в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентаций и т.п.).

Важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус,  взаимность выбора,  наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений.  Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу объекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость, и субъект часто переносит его из одной группы в другую.  Во-вторых, именно динамика статусной иерархии  ведет за собой  и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях  между микрогруппами.  Кроме того, поникание человеком  своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности.

Совокупность   межличностных отношений человека в  различных социальных группах с близкими и не очень  близкими людьми  представляет собой  уникальную систему,  центром которой является  сам человек, его потребности  и мотивы, доминирующие  индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.

Существует большое количество типологий групп. Наиболее употребляемые типологии:  по количеству человек и по уровню развития. По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя два или три человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. Такие группы изучаются через призму межличностных отношений и неформальную структуру. Основными связующими факторами данной группы являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело. Толпа, масса, аудитория, публика – примеры больших социальных групп (Г.М. Андреева, Г. Тард, Г. Лебон).

Самое пристальное внимание в психологии было уделено малой группе, поскольку она является основной социальной микросферой жизни человека. Малая группа – это такая группа, участники которой лично знают друг друга. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, является совместная деятельность и общая цель.

Малую группу обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой развития и формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой  группы определяется устремлением индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения  членов группы, то она  выступает как референтная, с которой индивид соотносит  себя  как с эталоном, определяющим нормы.  Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

Следует отметить, что референтная группа может реально и не существовать, она  может выступать лишь как воображаемая общность.

По уровню развития выделяют группы не организованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности:

1.    ассоциации;

2.    диффузные группы;

3.    группы высокого уровня развития – коллективы

В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.  В диффузной группе отсутствует и сплоченность, и организация,  и совместная деятельность.  В состоянии диффузии (рассеивания) часто находятся группы в первый период своего существования, когда отсутствует согласованность действий и групповые нормы еще не выработаны.  Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентированное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.  Группы так же рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные, либо негативного – асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.

Информация о работе Климат коллектива