Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:22, контрольная работа
Цель: Познакомиться с разными психологическими методами изучения коллектива, апробировать некоторые из них на практике для дальнейшего использования в практической деятельности.
4
ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
Российская Федерация, Костромская область, г. Галич
Автор: Попова Марина Вячеславовна
ОГБОУ СПО Галичский индустриальный колледж, 1курс
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность сотрудников, их трудовые возможности и способности обусловливают воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива.
Развитие творческой индивидуальности людей взаимосвязано с уровнем их самостоятельной и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельней индивид в общественно-полезной коллективной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности. Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы.
Объектом исследования: являются коллектив сотрудников: педагогов Галичского индустриального колледжа г. Галича.
Предмет исследования, методы изучения коллектива сотрудников.
Цель: Познакомиться с разными психологическими методами изучения коллектива, апробировать некоторые из них на практике для дальнейшего использования в практической деятельности.
Задачи:
1. Исследовать понятие «коллектив», показать важность его изучения.
2. Познакомиться с различными психологическими методами изучения коллектива (группы).
3. Провести диагностическое исследование коллектива сотрудников в школе и в больнице с целью составления характеристики группы как коллектива.
4. Наметить пути дальнейшего формирования коллектива.
Гипотеза:
Знание и использование на практике психологических методов изучения коллектива психологом и руководителем, создают благоприятные условия для организации дальнейшей работы с сотрудниками по формированию коллектив.
1. Основные методики изучения отношений в группах
Методика выявления социометрической структуры группы.
Концептуальное описание характеристики. Социометрическая структура группы несет важную информацию о межличностных отношениях в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Какова эмоциональная сплоченность группы? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного человека? и т.п.
Процедура опроса. Проводится социометрическая разминка, цель которой - установить контакт с обследуемым. После этого объясняют смысл опроса, зачитывают инструкцию [Приложение 3] и делают необходимые пояснения.
Каждому участнику группы дают список группы и опросный лист с инструкцией и двумя критериями эмоционального содержания типа:
1. С кем из группы вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от работы время?
2. С кем из группы вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное от занятий время?
Обработка результатов:
1. По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица [Приложение 4] по критерию эмоционального тяготения,
2. Подсчитывается количество положительных (+) выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству (+) выборов в каждом столбце матрицы.
3. Подсчитывается количество (+) баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому присваивается 2 балла, за второй 1 балл, за все последующие выборы – по 0,5 балла.
4. Подсчитывается количество отвержений (-) выборов для каждого участника.
5. Подсчитывается количество баллов за отвержения для каждого участника (баллы присваиваются аналогично баллам за положительные выборы только со знаком (-)).
6. Если применение пяти перечисленных критериев для однозначного определения статуса оказывается недостаточно, то используют в качестве дополнительного порядковый номер участника в алфавитном списке. Так , например, если два или более участников имеют одинаковые значения, то более высокое место занимает участник у которого более низкое место в списке группы.
7. Строится социограмма. Она представляет собой графическое изображение эмоциональных связей между участниками группы. На схеме символически обозначаются участники группы, указываются их выборы и направления этих выборов стрелками.
8. Определяются значения показателя эмоциональной сплоченности группы:
C = NB/ [N(N – 1)],
Где С – эмоциональная сплоченность группы; NВ – количество взаимных выборов в группе; N – количество участников группы; N (N-1) – общее возможное число взаимных выборов в группе.
2. Результаты исследования и выводы
Эмпирической базой психологического исследования являлись педагогический коллектив «Галичского индустриального колледжа» г. Галича. В ходе исследования была обследована группа преподавателей в составе 14 человек и возникающие между ними взаимоотношения. Средний возраст – 38,4 года. Для исследования взаимоотношения в коллективе использовалась методика выявления социометрической структуры группы.
Была разработана программа исследований, которая включала в себя следующие этапы:
1. Проведение констатирующего эксперимента, который позволит выяснить уровень развития взаимоотношений в группе.
2. Разработать рекомендации по улучшению и оптимизации внутригрупповых взаимоотношений.
Результаты констатирующего эксперимента в группе педагогов
№ П/П | Тот, кто выбирает | Тот, кого выбирают | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Испытуемая 1 | +1 | -2 | +2 | +2 | +2 |
2 | Испытуемая 2 | 0 | +3 | +1 | -1 | -1 |
3 | Испытуемый 3 | 0 | 0 | 0 | +2 | +2 |
4 | Испытуемая 4 | -1 | -1 | 0 | +4 | 0 |
5 | Испытуемая 5 | +1 | +3 | 0 | 0 | 0 |
6 | Испытуемая 6 | +2 | +2 | -3 | 0 | 0 |
7 | Испытуемая 7 | -1 | +1 | +1 | +1 | -2 |
8 | Испытуемый 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
9 | Испытуемый 9 | +2 | +2 | +2 | +2 | +3 |
10 | Испытуемая 10 | +1 | +1 | +2 | -2 | 0 |
11 | Испытуемая 11 | +2 | +1 | 0 | 0 | -1 |
12 | Испытуемая 12 | 0 | 0 | -1 | +2 | +2 |
13 | Испытуемая 13 | 0 | -1 | +2 | -1 | 0 |
14 | Испытуемый 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | +2 |
Количество «+» выборов | 6 | 8 | 6 | 6 | 5 | |
Количество «+» баллов | 9 | 13 | 10 | 13 | 11 | |
Количество «-» выборов | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | |
Количество «-» баллов | -2 | -4 | -4 | -4 | -4 | |
Порядковый номер | 1 | 9 | 11 | 4 | 12 | |
Статус | 4 | 1 | 3 | 2 | 5 |
C = 52/14 [196(14 – 1)] =9464
Выводы:
1. Высокостатусными в данной группе являются - Испытуемый 9, так как он общительный и целеустремленный человек.
2. Среднестатусными являются – Испытуемая 1 и Испытуемая 10. Они имеют много контактов в группе, занимают достаточно высокое положение, им даны средние положительные количества выборов.
3. Низкостатусным является Испытуемый 3 и Испытуемый 14. – это преподаватели-мужчины, не имеющие особых эмоциональных привязанностей в коллективе.
4. Уровень эмоциональной сплоченности в группе достаточно высок.
3. Рекомендации руководителям по оптимизации развития личности и группы
Для повышения уровня развития межличностных взаимоотношений группы необходимо:
1. Организовать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую);
2. Использовать коллективные формы занятий (когда общий результата зависит от оптимального взаимодействия и усилий всех участников группы);
3. Создать ситуации совместных переживаний (когда участники группы вместе радуются общим успехам или огорчаются по поводу неудач).
Для повышения эффективности взаимодействия с участниками группы необходимо:
1. Применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц);
2. Взаимодействовать в первую очередь с участниками, занимающими «полярные позиции» в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентаций и т.п.).
Важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу объекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость, и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии ведет за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микрогруппами. Кроме того, поникание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности.
Совокупность межличностных отношений человека в различных социальных группах с близкими и не очень близкими людьми представляет собой уникальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.
Существует большое количество типологий групп. Наиболее употребляемые типологии: по количеству человек и по уровню развития. По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя два или три человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. Такие группы изучаются через призму межличностных отношений и неформальную структуру. Основными связующими факторами данной группы являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело. Толпа, масса, аудитория, публика – примеры больших социальных групп (Г.М. Андреева, Г. Тард, Г. Лебон).
Самое пристальное внимание в психологии было уделено малой группе, поскольку она является основной социальной микросферой жизни человека. Малая группа – это такая группа, участники которой лично знают друг друга. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, является совместная деятельность и общая цель.
Малую группу обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой развития и формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлением индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.
Следует отметить, что референтная группа может реально и не существовать, она может выступать лишь как воображаемая общность.
По уровню развития выделяют группы не организованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности:
1. ассоциации;
2. диффузные группы;
3. группы высокого уровня развития – коллективы
В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов. В диффузной группе отсутствует и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. В состоянии диффузии (рассеивания) часто находятся группы в первый период своего существования, когда отсутствует согласованность действий и групповые нормы еще не выработаны. Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентированное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы. Группы так же рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные, либо негативного – асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.