Конфликтоустойчивость сотрудников и психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Управленческая структура предприятий и организаций имеет многолетнюю историю. Пирамидальная форма в течение длительного времени казалась логичной и отвечала объективным условиям. Но с изменением общественных условий продуктивность такой организационной структуры уже вызывает сомнения, поскольку сегодня на структурирование организаций, так или иначе, влияет уже целый ряд новых факторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..6
Понятие трудового коллектива…………………………………………....6
Понятие профессиональной зрелости коллектива……………………...10
Роль руководителя в становлении коллектива………………………….12
Социально - психологический климат в коллективе…………………...15
Конфликт и его влияние на социально - психологический
климат в коллективе……………………………………………………...17
5.1 Классификация конфликтов…………………………………………19
5.2 Профилактика конфликтов в профессионально-зрелых
коллективах……………………………………………………………….23
5.3 Предупреждение конфликтов как тактика современного
менеджмента……………………………………………………………..25
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………....29
Методы исследования коллектива ОАО «Спецреставрация»………………29
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Модель конфликта……………………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Организационная структура предприятия……………46

Файлы: 1 файл

Конфликтоустойчивость сотрудников и психологический климат в коллективе.doc

— 745.93 Кб (Скачать)
 

     Ответы испытуемых:

     
№ вопроса Порядковый № испытуемого
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 4 2 5 4 3 4 2 5 3 5 2 5 4 4
2 4 4 4 4 5 4 3 5 4 4 3 5 5 4
3 4 5 4 5 5 5 5 5 3 5 5 5 4 5
4 5 5 5 5 4 4 5 4 3 5 5 3 4 4
5 5 4 3 4 5 5 2 5 3 5 4 5 4 3
6 4 4 2 3 3 5 2 5 2 5 4 5 5 5
7 3 3 2 4 3 2 4 3 5 2 5 3 2 4
8 3 4 3 5 5 4 4 3 5 4 4 5 5 5
9 3 5 4 3 3 4 2 5 5 5 4 1 5 3
10 5 4 5 4 4 5 5 4 3 5 4 3 4 4
Итого: 40 40 32 41 40 42 34 44 36 45 40 41 42 41
 

     Высчитаем средний балл: 560/14 = 40

     Обработка и интерпретация данных

     40-50 баллов - высокий уровень конфликтоустойчивости.

     30-40 баллов - средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий

     об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.

     20-30 баллов - низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности.

     1-19 баллов- очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям. 

     Вывод:

     По данным тестирования можно сделать вывод:

     - большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, профессиональные знания активно применяются на практике, есть много желающих повысить свою квалификацию. Направленность и организованность в деятельности имеет хорошие показатели. Выработаны общие нормы поведения, есть общая цель, хотя методы достижения этой цели у некоторых сотрудников свои.

     - в коллективе есть начальники отделов, занимающиеся организацией работы;

     - большинство работников активны, заинтересованы в эффективной работе и стремятся к достижению наилучших результатов, хотя есть и такие, которым подойдет высказывание: «плывут по течению». Такие сотрудники выполняют поставленные задачи с некоторым отставанием;

     - что касается интегративности, то трудно сказать что все сотрудники участвуют в выработке управленческих решений, только узкий круг (заместитель директора и гл.бухгалтер), все важные решения принимаются головной администрацией. Структурным подразделениям приходится только выполнять распоряжения. Внутри коллектива так же принимаются различного рода решения, не требующие внимания руководства (Например: худ.совет по использованию применения методик реставрации). Это говорит о хорошо развитой внутригрупповой интеграции;

     - коллектив состоит из людей разных возрастов (от 22 до 55 лет), у каждого свой тип личности, свой характер, разные жизненные установки и, главное, разный профессиональный опыт. Но все же сотрудники не делят друг друга на хороших и плохих, красивых и не красивых, преобладает большей частью оптимизм, взаимная поддержка и доброжелательные отношения;

     - высокий уровень групповой сплоченности;

     - конфликтоустойчивость имеет средний уровень (40 баллов - граница высокого уровня конфликтности и среднего). В целом конфликты происходят редко, но так как в коллективе преобладают сотрудники в основном преклонного возраста, которых иногда не устраивают методы работы молодых специалистов, или случается не совпадение мнения руководителя и подчиненных, то в таком случае все же происходят разногласия, но они не приносят серьезного ущерба деятельности: разрешаются на начальных стадиях, сотрудники приходят к компромиссу, правда иногда не без вмешательства руководителя.

     В целом социально - психологический климат в коллективе благоприятный, коллектив достаточно зрелый, способный выполнять любые производственные задания. Конфликты не исключены, но происходят не часто. Уровень профессиональной зрелости руководителя соответствует уровню профессиональной зрелости коллектива. Сплоченность относительно высокая, внутригрупповая интеграция не приводит к межгрупповой разобщности, соответственно коллектив можно назвать зрелым и профессионально сформировавшимся.

 

      Заключение

     Эффективность работы коллектива, морально-психологическая обстановка в нем напрямую зависят от умения грамотно распознать конфликт, правильно его идентифицировать и принять правильное и своевременное управленческое решение, которое повлечет за собой формирование полноценной рабочей обстановки в организации.

     Полностью избежать конфликтов в коллективе невозможно. Без конфликтов, как правило, не обходится ни один коллектив. Более того, как рассматривалось выше, конфликты имеют наряду с отрицательными и положительные последствия.

     Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества и профессионального роста в будущем. Они помогают членам коллектива узнать друг друга, получить более полное представление о взаимных ожиданиях и претензиях, а администрации - о недостатках в организации труда, быта, управлении производством.

     Поэтому очень важно, чтобы столкновение взглядов, позиций конфликтующих не отдаляли их друг от друга, чтобы спорные вопросы разрешались и переставали быть спорными, чтобы конфликт не пошел по разрушительному пути.

     К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия.

     Руководителю важно знать пути формирования психологического климата и механизмы сплочения коллектива. Социально - психологические методы руководства основаны на использовании руководителем приемов и способов воздействия на отдельных работников или коллектив в целом, вытекающих из знания им психологии человека.

 

      Список литературы

  1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов - 3-е издание - СПб: Питер, 2008-496с. (Серия «Учебник для вузов») ISBN 978-5-469-01552-9
  2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер/ Для руководителя - практика, перевод с анг. -2-е изд., перераб.-М.: Дело ЛТд, 1994-320с. ISBN 5-86461-152-2
  3. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/В.А. Горянина - 4-е изд., стер-М.: Издательский цент «Академия», 2007-416с. ISBN 978-57695-3675-5
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта: хрестоматия-СПб: Изд. Питер - 2-е доп. изд. - 2008-480с. ISBN 978-5-388-00183-2
  5. Здравомыслов А.К. Социология: теория, история, практика/А.Г. Здравомыслов; институт социологии РАН-М.: Наука, 2008-382с. ISBN 978-5-02-035407-4
  6. Кармин А.С. Конфликтология: учебник для вузов/под ред. А.С. Кармина - 1-е изд, стер/СПб.: издательство «Лань», 2001-448с. ISBN 5-8114-0130-2
  7. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций - М.: Омега-Л, 2003-365с. ISBN 5-98119-006-Х
  8. Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие для студентов вузов, специальность «Менеджмент»/Л.И. Лукичева; под. ред. Ю.П. Анискина - 5-е изд., стер - М.: Издательство «Омега-Л», 2009-355с. (Высшая школа менеджмента) ISBN 978-5-370-01151-1
  9. Ляпунов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. -- М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с. ISBN 5-238-00062-6. (с. 401)
  10. Островский Э.В. Психология управления: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, (Вузовский учебник), 2008-249с. ISBN 978-5-9558-0063-9
  11. Пайнс Эйала, Маслач Кристина. Практикум по социальной психологии-СПб.: Издательство «Питер», 2000-528с. (сер. «Практикум по психологии») ISBN 5-8046-0101-6
  12. Почебут Л.Г. Чикер В.А. Организационная социальная психология: учебное пособие - СПб: Издательство «Речь», 2002-298с. ISBN 5-9268-0013-7
  13. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческие достоинства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений-М.: Издательский цент «Академия», 2003 - 480с. ISBN 5-7695-0741-1
  14. Психология и этика делового общения: учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; под. ред проф. В.Н. Лавриненко - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006-415с. ISBN 5238-01-050-8
  15. Фетискин Н.П. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - учебное пособие/М.: Издательство института психотерапии, 2002-496с. (сер. «Психология и педагогика») ISBN 5-89939-086-7
  16. Грошев И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях/И.В. Грошев//журнал: Социологические исследования.- Москва, 2007.- №6.- С. 122-130
  17. Пашутин С. Эффективность управления персоналом//информационно-аналитический журнал: Управление персоналом, 2005, № 16, с. 77-79. ISBN 5-95630-007-8
  18. Михалюк О.С. Шалыто А.Ю. «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе: университет, кафедра социальной психологии факультета психологии, Санкт - Петербург/ www.psy-files.ru/ Copyright©2006 On-line тесты

 

      Приложение 1 

     МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Приложение 2 

     ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Информация о работе Конфликтоустойчивость сотрудников и психологический климат в коллективе