Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49
Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………73
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Темперамент.docx

— 548.40 Кб (Скачать)

Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.

Пластичность и противоположное  ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).

Экстраверсия и противоположное  ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.

Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).[21]

САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Так дал описание ему доктор А. П. Чехов: "Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает , или все. Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей. Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не глупа."

Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная реактивность, которая проявляется в том, что  он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник  отличается и повышенной активностью - проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны - он может легко  сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых  движениях, походке вприпрыжку, быстром  темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения  и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.

ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). А. П. Чехов: "Желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой "черт знает, как холодно", а летом "черт знает, как жарко". Шуток не понимает. Как мера и приятель - невозможен, как подчиненный - едва ли мыслим, как начальник - невыносим и весьма нежелателен. Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил".

Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над  активностью. Поэтому он так несдержан  и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен  и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство  его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое  дело, страшно инициатив. В общении  вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот рисунок Х. Бидструпа иллюстрирует реакцию людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации.


МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы). Описание темперамента по доктору А. П. Чехову: "Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают. Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик - невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно."

В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной  чувственности, в обидчивости. Малая  реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в  том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его  движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.

ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). А. П. Чехов: "Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет, покладист. На службе - счастлив. Женщина-флегматик - родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал."

В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это  проявляется в том, что его  трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно  преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой  ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность  мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя.

Если мы выделим закономерные связи  свойств, присущие каждому типу темперамента, то получим следующую таблицу:

 

 

 

 

 

 

Таблица№2

Связи свойств темперамента

психические свойства

виды темперамента и соответствующие  им свойства высшей нервной деятельности

 

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

 

сильный уравновешенный подвижный

сильный неуравновешен. Подвижный 

Сильный уравновешенный инертный

слабый неуравн. Малоподвижный

Скорость психических реакций

Высокая

Очень высокая

Медленная

Средняя

Сила психических реакций

Средняя

Очень большая

Большая

Большая

Экстраверсия или интроверсия

Экстраверт

Экстраверт

Интроверт

Интроверт

Пластичность или ригидность

Пластичный

Пластичный

Ригидный

Ригидный

Эмоциональная возбудимость

Умеренная

Высокая

Слабая

Высокая

Сила эмоций

Средняя

Очень большая

Слабая

Большая

Эмоциональная устойчивость

Устойчив

Неустойчив

Очень устойчив

Очень неустойчив

Чувствительность

Пониженная

Малая

Малая

Высокая

Реактивность

Повышенная

Высокая

Малая

Малая

Активность

Повышенная

Высокая

Высокая

Пониженная

Реактивность-активность

Уравновешены

Реактивен

Активный

Воля

Уравновешены

Темп реакции

Быстрый

Быстрый

Медлителен

Медлителен


 

В чистом виде темпераменты практически  не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так  как деление темперамента всех людей  на четыре группы весьма условно. Более  широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным  образом течение психической  жизни человека, динамику психической  деятельности. "Течение психической  жизни подобно водному потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой, многоводной реке, психическая жизнь  течет медленно, с большим внутренним напором" ( В. С. Мельник.)[27]. В этом плане в основном и можно говорить об индивидуальных различиях людей по свойствам темперамента.

Если оценить приведенные психологические  характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как  хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво  и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой  тревожностью, но зато он тонко чувствующий  человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет  темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый темперамент хорош в  одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят  склонности, мировоззрения и убеждения  человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.

В зависимости от того, как человек  относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую  энергию, становится способным к  длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций  и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять  сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.[27]

Под влиянием жизненных условий, определенного  образа действий у холерика может  сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика  – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной  деятельности и темперамента человека.

Однако отдельные сильные психические  потрясения, сложные конфликтные  ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную  динамическую особенность психики  человека.

В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей  требуют особенно внимательного  индивидуального подхода. При необычных  сверхсильных воздействиях, порождающих  преступно-опасную ситуацию, ранее  сформированные тормозные реакции  могут "растормозиться" прежде всего  у людей холерического типа. Меланхолики  малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

"Образ поведения человека  и животного обусловлен не  только прирожденными свойствами  нервной системы, но и теми  влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность" [22,стр. 269.]. В зависимости от условий жизни и деятельности  человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.

Особенности темперамента следует  учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так  как они зависят от объективных  причин – от содержания деятельности.[3]

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной  деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного  человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и  обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы  инертного типа, внимание которых  очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда  надо ликвидировать простой станков  или обрыв нити, это положительное  свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются  от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также  положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость  внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен  международного класса и т. п., чья  деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень  требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая  тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими  свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах  труда необходим предварительный  отбор людей по ряду свойств, чтобы  особенности темперамента соответствовали  требованием деятельности. Такой  путь приспособления темперамента к  требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

Информация о работе Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников