Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49
Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………73
Список литературы……………………………
Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.
Пластичность и
Экстраверсия и
Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).[21]
САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Так дал описание ему доктор А. П. Чехов: "Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает , или все. Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей. Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не глупа."
Что характерно для сангвиника? Прежде
всего, его повышенная реактивность,
которая проявляется в том, что
он живо и с большим возбуждением
откликается на все привлекающее
их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник
отличается и повышенной активностью
- проявляет большую
ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). А. П. Чехов: "Желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой "черт знает, как холодно", а летом "черт знает, как жарко". Шуток не понимает. Как мера и приятель - невозможен, как подчиненный - едва ли мыслим, как начальник - невыносим и весьма нежелателен. Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил".
Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.
Этот рисунок Х. Бидструпа иллюстрирует реакцию людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации.
МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы). Описание темперамента по доктору А. П. Чехову: "Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают. Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик - невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно."
В отличие от других типов темперамента,
у меланхолика высокая
ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). А. П. Чехов: "Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет, покладист. На службе - счастлив. Женщина-флегматик - родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал."
В отличие от сангвиника и холерика
у него малая реактивность. Это
проявляется в том, что его
трудно рассмешить или рассердить.
Высокая активность значительно
преобладает над малой
Если мы выделим закономерные связи свойств, присущие каждому типу темперамента, то получим следующую таблицу:
Таблица№2
Связи свойств темперамента
психические свойства |
виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности | |||
Сангвиник |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик | |
сильный уравновешенный подвижный |
сильный неуравновешен. Подвижный |
Сильный уравновешенный инертный |
слабый неуравн. Малоподвижный | |
Скорость психических реакций |
Высокая |
Очень высокая |
Медленная |
Средняя |
Сила психических реакций |
Средняя |
Очень большая |
Большая |
Большая |
Экстраверсия или интроверсия |
Экстраверт |
Экстраверт |
Интроверт |
Интроверт |
Пластичность или ригидность |
Пластичный |
Пластичный |
Ригидный |
Ригидный |
Эмоциональная возбудимость |
Умеренная |
Высокая |
Слабая |
Высокая |
Сила эмоций |
Средняя |
Очень большая |
Слабая |
Большая |
Эмоциональная устойчивость |
Устойчив |
Неустойчив |
Очень устойчив |
Очень неустойчив |
Чувствительность |
Пониженная |
Малая |
Малая |
Высокая |
Реактивность |
Повышенная |
Высокая |
Малая |
Малая |
Активность |
Повышенная |
Высокая |
Высокая |
Пониженная |
Реактивность-активность |
Уравновешены |
Реактивен |
Активный Воля |
Уравновешены |
Темп реакции |
Быстрый |
Быстрый |
Медлителен |
Медлителен |
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности. "Течение психической жизни подобно водному потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой, многоводной реке, психическая жизнь течет медленно, с большим внутренним напором" ( В. С. Мельник.)[27]. В этом плане в основном и можно говорить об индивидуальных различиях людей по свойствам темперамента.
Если оценить приведенные
В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.[27]
Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.
Однако отдельные сильные
В системе воспитания и перевоспитания
типологические категории людей
требуют особенно внимательного
индивидуального подхода. При необычных
сверхсильных воздействиях, порождающих
преступно-опасную ситуацию, ранее
сформированные тормозные реакции
могут "растормозиться" прежде всего
у людей холерического типа. Меланхолики
малоустойчивы к трудным
"Образ поведения человека
и животного обусловлен не
только прирожденными
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от содержания деятельности.[3]
Темперамент, влияя на динамику деятельности,
может влиять на ее продуктивность.
В разных видах деятельности роль
темперамента неодинакова. В учебной
деятельности и в массовых профессиях
(токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач,
учитель, инженер ) одни свойства темперамента,
необходимы для успешной деятельности
и слабо выражаются у данного
человека, могут быть компенсированы
у него за счет других свойств и
обусловленных ими приемов
В таких профессиях, как летчик-испытатель,
диспетчер большой
Информация о работе Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников