Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49
Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………73
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Темперамент.docx

— 548.40 Кб (Скачать)

 

Азар

(меланхолический  тип темперамента)

  1. В общение с ним стоит обращать внимание на интонацию своего голоса, т.к. малейшие изменения в ней могут его обидеть;
  2. Следует создавать ситуации общение его с другими детьми;
  3. При выборе задания нужно руководствоваться тем, что он может долго выполнять одну и ту же работу; можно давать ему решение проблемных ситуаций;
  4. Он застенчив, поэтому следует привлекать его к совместным играм, чтобы он проявлял активность, не замыкался в себе, но помнить, если он не хочет, не следует заставлять;
  5. Азару можно давать посильные поручения, при каждом проявлении самостоятельности необходимо поощрять ребенка;
  6. Следует помнить о его языковом барьере, давая задание, четко и ясно проговаривайте основную часть задачи, примера и т.д.;
  7. Так как ребенок пришел в группу недавно, исходя из основных характеристик темперамента, стоит организовывать совместную деятельность детей, где происходит непосредственное знакомство с мальчиком.

 

Настя

(сангвинический  тип темперамента)

  1. У Насти в значимых ситуациях проявляется еще и холерический тип темперамента, следует помнить и организовывать игру, совместную деятельность с ней таким образом, чтобы она принимала правила игры, свою роль и т.д. без конфликтных ситуаций;
  2. На занятиях следует давать индивидуальное задание, т.к. ей важна оценка взрослого;
  3. Настя стремится к лидерству, ей можно поручать ответственные задания и контролировать их выполнение;
  4. Так как она эмоциональна, возможно ее участие в постановках театральных;
  5. В конфликтных ситуациях идти на компромисс;
  6. Стоит заинтересовывать ребенка какой-либо деятельностью;

 

Илья

(холерический  тип темперамента)

  1. Илья непоседлив, он суетлив, несдержан, любит играть в шумные игры. В данной ситуации следует организовывать физкультурные занятия с большой долей активности;
  2. Речь эмоциональна, выразительна, что располагает к чтению стихов наизусть и так же выступление на праздниках;
  3. Илья лидер, это стоит учитывать при распределении ролей, но не следует всегда давать главные, ведущие роли, стоит объяснить ребенку о преимуществах второстепенных ролей;
  4. При выборе заданий опираться на интересы ребенка, задания не должны быть объемными, но в тоже время включать весь материал;
  5. Не стоит наказывать за его несдержанность, это может привести в развитию агрессивности, в наказание ребенка вводить творческие моменты;

Олеся

(холерический  тип темперамента)

  1. Ее привлекает новое и незнакомое- это следует учитывать при отборе предоставляемого материала для изучения;
  2. В конфликтных ситуациях проявляет черты меланхолика, следует обращать внимание на свою речь и обращения к ребенку;
  3. Следует строго контролировать поступки данного ребенка;
  4. Олесю не стоит уговаривать, ее можно только попросить и она выполняет поручение, но в силу неустойчивой нервной системой забывает и моментально переключается на другое дело- воспитывать настойчивость и сдержанность;
  5. Стоит уделить внимание воспитанию вежливости и тактичности;
  6. Олесе важна оценка взрослого, его одобрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по § 2.3:

Конкретизировав для каждого  ребенка рекомендации, мы тем самым обозначили педагогические условия для развития личности с учетом ее темперамента.

Следуя данным рекомендациям, возможно повысить учебно-воспитательный процесс в ДОУ и в рамках семейного воспитания. Главным условием реализации будет являться преемственность  между детским садом и семьей.

Учет темперамента данных детей позволит:

    1. Правильно находить выход из конфликтных ситуаций;
    2. Правильно подбирать заданий в ходе обучения;
    3. В соответствии с темпераментом выбирать игры;
    4. Подбирать эффективные методы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы на 2 главе:

Проведя экспериментальное  исследование типов темперамента у старших дошкольников, а так же разработав психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей можно подтвердить тот факт, что чистого темперамента не существует, возможны яркие проявление того или иного типа в зависимости от вида деятельности.

Таким образом, мы подтвердили  гипотезу, поставленную в данной главе, о том, что темперамент в дошкольном возрасте ярче проявляется в игровой  деятельности. Исследуемые нами дети старшего дошкольного возраста показали различия в проявления черт темперамента в разных видах деятельности. Напомним, что наблюдались они в ходе специально-организованного занятия, где требовалось проявление самоконтроля, принятию учебной задачи и т.д., и в ходе свободной деятельности- игры, где дети могли ярко проявлять черты темперамента, не зависимо от условий, в значимых для них ситуациях и действиях.

Необходим учет типологических черт личности- темперамента, для правильного  и эффективного выбора методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    Проблемы личности и индивидуальности всегда были в центре пристального внимания психологов и педагогов. Развитие и становление личности – процесс длительный и трудоемкий, зависящий от многих субъективных и объективных условий и факторов. Управление этим процессом – сложнейшая задача образования и воспитания.

 Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.

Предпосылки формирования личности зарождаются  в раннем детстве. Биологическую  основу личности составляет темперамент, в частности, особенности протекания процессов возбуждения и торможения. Многие ученые признают, что темперамент  – важное условие, с которым не только надо считаться при организации  индивидуального подхода к воспитанию и обучению, но и учитывать его  ведущую роль при формировании характера, в развитии способностей.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен  возрастным изменениям.

Изучение типов нервной  системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств  нервной системы), обусловленных  прежде всего созреванием центральной  нервной системы и эндокринного аппарата.

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые  признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

Проявления черт темперамента ярко проявляется в деятельности, поэтому гипотезой экспериментальной  части нашего исследования стала  обоснование того, что в дошкольном возрасте проявление темперамента будет  более ярким в игровой деятельности.

Проведя опрос родителей  и воспитателей на группе, мы выяснили, что большая часть из опрошенных детей проявляют черты характерные сангвиническому типу темперамента.

В ходе наблюдения за детьми в игровой деятельности, данные подтвердились, но в наблюдении в рамках специально-организованных занятий данные изменились, по ряду причин, которые указывают на образование  начальной ступени учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая требует увеличения уровня самоконтроля, принятие учебной задачи и т.д.

Таким образом, для более  эффективного воспитания ребенка в  дошкольном возрасте (напомним, что  это возраст, когда закладываются  все ступени дальнейшего развития личности человека) необходимо знать  темперамент каждого ребенка  в группе, строить педагогический процесс, а так же воспитательный, так, чтобы осуществлять индивидуальный подход к каждому, знать сильные  и слабые стороны каждого ребенка, тем самым правильно подбирать  задания и знать, что он их выполнит.

Для педагогов и родителей, знание индивидульно-типологических особенностей ребенка и следованию рекомендациям может привести к снижению конфликтных ситуаций между взрослым и ребенком, к эмоциональному благополучию ребенка, к упрочнению детско-родительских отношений.

Стоит помнить, что чистого  темперамента нет, есть ведущий тип, который остается у нас на всю  жизнь и в зависимости от условий  проявляется. С возрастом, ребенок начинает понимать, что есть сильные и слабые стороны его личности, он учится ими управлять, что обуславливается нервной системой, процесса возбуждения и торможения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология: Учебное пособие для  студентов вузов. М., 1999 
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998 
3. Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. М., 2002 
4. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 
5. Владиславский В. Все начинается с детства. Минск, 1989 
6. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996 
7. Кагальпяк А.О. О связи характера и темперамента // Дошкольное воспитание. 1974. №8. С. 60-64

8. Климов Е.А. Индивидуальный  стиль деятельности// психология  индивидуальных различий: Тексты.- М., 1982 г. 
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М., 2000 
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988 
11. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 2000 
12. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986 
13. Курчинка М.Ш. Ребенок с характером. СПб., 1991 
14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991 
15. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997 
16. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х кн. М., 1997 
17. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2002

18. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов-М. ВЛАДОС, 1995 г. 
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999 
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М., 1998 
21. Овчинников Б.В. и др. Типы темперамента в практической психологии. СПб., 2003 
22. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М.; Л., 1951 
23. Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001 
24. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 1999 
25. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Самара, 1996 
26. Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей // Вопросы психологии. 1955. №6. С. 104-112 
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999 
28. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982 
29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1997 
30. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000 
31. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер // Дошкольное воспитание. 1965. №2. С. 57-62 
32. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей // Дошкольное воспитание. 1986. №5. С. 38-42 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для  воспитателей для определения типа темперамента у ребенка.

Уважаемый педагог МДОУ №102, просим ответить на несколько вопросов, касающихся определения типа темперамента у___________.

Опрос проводит

студентка группы 4ДП-31

Мылова Ольга.

Ответ в вопросе, который, по вашему мнению, будет верным, обвести.

  1. Как ведет себя ребенок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?

а) включается легко, без ярких эмоций;

б) включается очень активно, эмоционально;

в) включается неторопливо;

г) включается робко, осторожно.

2.      Как реагирует  ребенок на замечание взрослого?

а)  говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое;

б) не слушает и поступает  по-своему, проявляет бурную реакцию;

в) молчит, принимает к  сведению, обдумывает;

г) обижается, молчит, долго  переживает, плачет;

3.      Как разговаривает  ребенок с другими детьми в  значимых для него ситуациях?

а)  быстро, прислушиваясь  к высказываниям других;

б)  стремительно, страстно, никого не слушая;

в)  спокойно, уверенно;

г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других

4.     Как ребенок  ведет себя в непривычной для  него обстановке (в кабинете у  врача, на экскурсии)?

Информация о работе Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников