Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49
Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………73
Список литературы……………………………
Азар
(меланхолический тип темперамента)
Настя
(сангвинический тип темперамента)
Илья
(холерический тип темперамента)
Олеся
(холерический тип темперамента)
Вывод по § 2.3:
Конкретизировав для каждого ребенка рекомендации, мы тем самым обозначили педагогические условия для развития личности с учетом ее темперамента.
Следуя данным рекомендациям, возможно повысить учебно-воспитательный процесс в ДОУ и в рамках семейного воспитания. Главным условием реализации будет являться преемственность между детским садом и семьей.
Учет темперамента данных детей позволит:
Выводы на 2 главе:
Проведя экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников, а так же разработав психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей можно подтвердить тот факт, что чистого темперамента не существует, возможны яркие проявление того или иного типа в зависимости от вида деятельности.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу, поставленную в данной главе, о том, что темперамент в дошкольном возрасте ярче проявляется в игровой деятельности. Исследуемые нами дети старшего дошкольного возраста показали различия в проявления черт темперамента в разных видах деятельности. Напомним, что наблюдались они в ходе специально-организованного занятия, где требовалось проявление самоконтроля, принятию учебной задачи и т.д., и в ходе свободной деятельности- игры, где дети могли ярко проявлять черты темперамента, не зависимо от условий, в значимых для них ситуациях и действиях.
Необходим учет типологических черт личности- темперамента, для правильного и эффективного выбора методов обучения.
Заключение.
Проблемы личности и индивидуальности всегда были в центре пристального внимания психологов и педагогов. Развитие и становление личности – процесс длительный и трудоемкий, зависящий от многих субъективных и объективных условий и факторов. Управление этим процессом – сложнейшая задача образования и воспитания.
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.
Предпосылки формирования личности зарождаются
в раннем детстве. Биологическую
основу личности составляет темперамент,
в частности, особенности протекания
процессов возбуждения и
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным изменениям.
Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы), обусловленных прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата.
Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.
Проявления черт темперамента
ярко проявляется в деятельности,
поэтому гипотезой
Проведя опрос родителей и воспитателей на группе, мы выяснили, что большая часть из опрошенных детей проявляют черты характерные сангвиническому типу темперамента.
В ходе наблюдения за детьми
в игровой деятельности, данные подтвердились,
но в наблюдении в рамках специально-организованных
занятий данные изменились, по ряду
причин, которые указывают на образование
начальной ступени учебной
Таким образом, для более
эффективного воспитания ребенка в
дошкольном возрасте (напомним, что
это возраст, когда закладываются
все ступени дальнейшего
Для педагогов и родителей, знание индивидульно-типологических особенностей ребенка и следованию рекомендациям может привести к снижению конфликтных ситуаций между взрослым и ребенком, к эмоциональному благополучию ребенка, к упрочнению детско-родительских отношений.
Стоит помнить, что чистого темперамента нет, есть ведущий тип, который остается у нас на всю жизнь и в зависимости от условий проявляется. С возрастом, ребенок начинает понимать, что есть сильные и слабые стороны его личности, он учится ими управлять, что обуславливается нервной системой, процесса возбуждения и торможения.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная
психология: Учебное пособие для
студентов вузов. М., 1999
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие
полов. Ростов-на-Дону, 1998
3. Батаршев А.В. Темперамент и свойства
высшей нервной деятельности. М., 2002
4. Божович А.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте. М., 1968
5. Владиславский В. Все начинается с детства.
Минск, 1989
6. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы
работы психолога с детьми дошкольного
возраста. М., 1996
7. Кагальпяк А.О. О связи характера и темперамента
// Дошкольное воспитание. 1974. №8. С. 60-64
8. Климов Е.А. Индивидуальный
стиль деятельности// психология
индивидуальных различий: Тексты.- М.,
1982 г.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная
педагогика. Учебное пособие. М., 2000
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю
о психологии детей шестилетнего возраста.
М., 1988
11. Кречмер Э. Строение тела и характер.
М., 2000
12. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986
13. Курчинка М.Ш. Ребенок с характером.
СПб., 1991
14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми,
поощрять их развитие и решать проблемы.
М., 1991
15. Мухина В.С. Возрастная психология. М.,
1997
16. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х
кн. М., 1997
17. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка.
СПб., 2002
18. Общая психология /Состав.
Е.И. Рогов-М. ВЛАДОС, 1995 г.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.
М., 1999
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория,
факты, проблемы. М., 1998
21. Овчинников Б.В. и др. Типы темперамента
в практической психологии. СПб., 2003
22. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2.
М.; Л., 1951
23. Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина.
СПб., 2001
24. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова.
М., 1999
25. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ
характера. Самара, 1996
26. Слободская Е.Р. Темперамент в раннем
возрасте: родительские оценки поведения
детей // Вопросы психологии. 1955. №6. С. 104-112
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону,
1999
28. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом
развитии. М., 1982
29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.
М., 1997
30. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум
по дошкольной психологии. М., 2000
31. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент
и характер // Дошкольное воспитание. 1965.
№2. С. 57-62
32. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических
особенностей детей // Дошкольное воспитание.
1986. №5. С. 38-42
Анкета для воспитателей для определения типа темперамента у ребенка.
Уважаемый педагог МДОУ №102, просим ответить на несколько вопросов, касающихся определения типа темперамента у___________.
Опрос проводит
студентка группы 4ДП-31
Мылова Ольга.
Ответ в вопросе, который, по вашему мнению, будет верным, обвести.
а) включается легко, без ярких эмоций;
б) включается очень активно, эмоционально;
в) включается неторопливо;
г) включается робко, осторожно.
2. Как реагирует
ребенок на замечание
а) говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое;
б) не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакцию;
в) молчит, принимает к сведению, обдумывает;
г) обижается, молчит, долго переживает, плачет;
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а) быстро, прислушиваясь к высказываниям других;
б) стремительно, страстно, никого не слушая;
в) спокойно, уверенно;
г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других
4. Как ребенок ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете у врача, на экскурсии)?
Информация о работе Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников