Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49
Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………73
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Темперамент.docx

— 548.40 Кб (Скачать)

Каждое свойство темперамента требует  индивидуальных приемов работы или  воздействия на человека. Так, меланхолики  быстро устают. Поэтому им нужны  более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера  личности, а отсюда и эффективность  дисциплинарных воздействий или  побудительная сила мотива.

От темперамента зависит влияние  различных факторов, определяющих уровень  нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий ). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в  зависимости от типа нервной системы  и темперамента человека применяется  хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы ( индивидуальный подход).[12]

Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

     Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной  и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под  индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов  и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна  для достижения успешного результата.

При формировании индивидуального  стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль не проявляется  у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем  дошкольном возрасте при решении  практических задач игрового характера.

Ядро индивидуального стиля  определяет комплекс имеющихся у  человека свойств нервной системы[8]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и  носящие компенсаторный характер  по отношению к недостаткам  индивидуальных свойств нервной  системы человека.

2. Способствующие максимальному  использованию имеющихся у человека  задатков и способностей, в том  числе полезных свойств нервной  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по § 1.1

  1. Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным изменениям;
  2. Основным блоком личности является темперамент;
  3. Определение соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента;
  4. Тип темперамента определяется свойством нервной системы:
    • Холерик- эмоционально- неустойчивый экстраверт;
    • Меланхолик- эмоционально- неустойчивый интроверт;
    • Сангвиник- эмоционально- устойчивый экстраверт;
    • Флегматик- эмоционально- устойчивый интроверт.
  1. Темперамент определяет индивидуальный стиль деятельности человека (взаимоотношения с окружающими; трудовая деятельность; учебная деятельность и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности темперамента в дошкольном возрасте.

Возрастные изменения  темперамента.

Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен  возрастным изменениям, прежде всего  связанным с процессом созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма.

Тот факт, что свойства темперамента подвержены возрастным изменениям, подтверждается результатами исследований, проведенных как с животными, так и с людьми.

Изучение типов нервной  системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств  нервной системы), обусловленных  прежде всего созреванием центральной  нервной системы и эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили  еще в 30-х годах нашего столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С. Лейтеса и  Э. И. Маствилискер.[8] Из них выводятся некоторые закономерности. Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента, акцентируя внимание на дошкольном возрасте.

На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной  системой; это в равной мере относится  к процессам возбуждения и  торможения. Слабость процесса возбуждения  проявляется прежде всего в малой  выносливости нервной системы, быстром  утомлении и легком возникновении  охранительного торможения. Показателем  слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое  выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. О том, что такое торможение проявляется  еще в младшем школьном возрасте, прекрасно знают учителя: ведь им часто приходится наблюдать, как мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий. Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период. Многие исследования показывают, что сила процесса возбуждения, еще малая в дошкольном возрасте, достигает соответствующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7—8-му году жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми уже не отмечается. [31]

Общепринято мнение, что  сила процесса торможения, выражающаяся прежде всего в способности к образованию и устойчивости различных условных тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения. Есть данные, полученные, правда, в основном в опытах с животными, из которых следует, что сила процесса торможения в большей мере, чем сила процесса возбуждения, подвержена влиянию тренировок, особенно в раннем онтогенезе. Слабость процесса торможения в первые годы жизни ребенка проявляется главным образом в пониженной способности сдерживать различные реакции, в склонности к нарушению запретов, в преждевременных реакциях и т. п.[15]

Возрастная характеристика уравновешенности нервных процессов  вытекает, собственно, из специфики возбуждения и торможения в соответствующих периодах жизни. Принимая во внимание более длительный процесс созревания силы торможения в нервной системе, в первоначальный период развития наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное поведение может быть вызвано не только недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно, преобладанием возбуждения, но и слабостью возбуждения при одновременной слабости торможения. Слабость процесса возбуждения является фактором, вызывающим такие формы поведения, которые напоминают неуравновешенных индивидов. Это объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в более общем случае — значению ситуации, на которую реагирует индивид.

Что касается подвижности  нервных процессов, то в зависимости  от того, какие показатели этого  свойства принимаются во внимание, его возрастная динамика может выглядеть  по-разному. Это свидетельствует о давно уже отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В раннем онтогенезе наблюдается большая неустойчивость и изменчивость реакций, что выражается в затруднениях при выполнении заданий, в изменениях реакций под влиянием перемен в обстановке, в неустойчивости условно-рефлекторной деятельности и т. п. С возрастом поведение становится все более стабильным, благодаря чему оно в меньшей мере зависит от непосредственных стимулов. Если учитывать классические показатели подвижности, в особенности способность к переделке сигнального значения пары раздражителей и легкость образования динамических стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе подвижность сравнительно невелика и возрастает с развитием индивида. [2] Это проявляется, в частности, в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Так понимаемая подвижность снова явно снижается в пожилом возрасте, для которого типична пониженная адаптируемость к изменениям обстановки, значительная ригидность форм поведения.

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые  признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность  и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных  переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к  улыбке). Слабость нервной системы  удивительным образом сочетается с  быстрым возобновлением энергии.

В связи со всем вышесказанным  нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: «в каждом возрасте — своя специфика  активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте —  это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью  нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и  утрата ее ценных детских свойств», — отмечал Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в психическом развитии»

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие  черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда  дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая  и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая живыми жестами и  выразительной мимикой, то можно  говорить о признаках сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем  у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это  может свидетельствовать о флегматическом темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности ребенка.

Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств  нервных процессов, входящих в понятие  типа нервной системы, а на психологическом  уровне - в понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:

 

Ранний период развития

Период стабилизации

Слабый процесс возбуждения

Слабый процесс торможения

Неуравновешенность нервных  процессов с преобладанием возбуждения  над торможением

Малая подвижность нервных  процессов ( речь идет о подвижности  в узком смысле)

Сильный процесс возбуждения

Сильный процесс торможения

Уравновешенность возбуждения  и торможения

 

Большая подвижность нервных  процессов


 

Очевидно, что  независимо от возрастной специфики существуют индивидуальные различия в свойствах  нервной системы, которые могут  быть частично замаскированы их возрастными  изменениями. Поэтому устанавливается  диагноз отдельных свойств нервной  системы ( темперамента), нужно пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами измерения, которые учитывали  бы период развития исследуемого ребенка.

В детские годы далеко не просто отличить, что в наблюдаемых  динамических чертах идет от своеобразия  нервной системы и что от возрастного этапа. И те, и другие признаки одновременно проявляются в динамических свойствах детской психики.

 

Проявления темперамента в дошкольном возрасте.

 Все дети очень разные. Даже близнецы с самого рождение ведут себя по-разному, хотя воспитываются в одинаковых условиях.

Одни дети от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны  и самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себе. Одни на замечания  и наказания взрослых реагируют  криком, другие плачем, третьи замыкаются в себе, а четвёртые просто не обращают на них никакого внимания, причина действительно есть, и название ей - темперамент.

Темперамент определяет силу и скорость детских реакций на жизненные события, степень эмоциональности  маленькой личности. Он проявляется  в скорости речи и мышления, в  движениях, мимике, жестах, в манере общения, в реакциях на жизненные  проблемы и пр. При этом сложность  заключается в том, что сами дети из-за недостаточной зрелости психики  ещё не умеют контролировать свое, порой раздражающее или возмущающего маму и папу, поведение. Выходит, что  не ребёнок управляет собственным  темпераментом, а темперамент управляет  им. Только спустя годы взросления у  малыша накапливается определённый жизненный опыт, благодаря которому он постепенно учится справляться с "неудобными" особенностями своей психики. 
  Но, несмотря на это, необходимо отметить, что в целом темперамент является относительно устойчивым образованием и претерпевает в течение жизни очень незначительные изменения. Он мало подвержен изменениям вследствие воспитания, в процессе образования, под влиянием различных жизненных событий (как положительных, так и отрицательных). С психологической точки зрения темпераментом проще научиться управлять, чем тратить силы и время на его целенаправленное изменение, потому что переделать его координально невозможно (хотя многие родители этого не знают и тратят массу душевных и физических сил, "сражаясь" со своим чадом).  
    Но зато, зная темперамент своего ребёнка, можно достичь очень многого:  
• можно научиться прогнозировать поведение своего малыша в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребёнка и себя от многих трудностей;  
• можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу;  
• можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные.  
     МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ  ТЕМПЕРАМЕНТ  
(в его основе лежит слабый тип высшей нервной деятельности)  
Меланхолик - это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность - одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи малыша-меланхолика. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить - и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего,          особенно                           незнакомых людей и новой обстановки.  
Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени". Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.  
Такой малыш опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.  
Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.  
Любая деятельность для меланхолика - работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже играя, утомляется. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.  
Такой ребенок очень долго готовится ко сну, плохо засыпает, с трудом просыпается, трудно переходит от одного вида деятельности к другому.  
ФЛЕГМАТИЧЕСКИ  ТЕМПЕРАМЕНТ  
(сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы).  
По упрямству этот ребёнок превосходит всех, а дома его любя все называют "копушей". Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим не спешащим никуда "копушей" кажется, что время остановилось или его вообще на самом деле нет.  
Такому ребенку свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие.  
Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявит максимум упрямства. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с большим трудом находит друга. Малыш-флегматик не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. Такой ребенок засыпает быстро, а вот разбудить его непросто: малыш капризничает, ноет, а после сна ходит сонный, вялый, словно недоспал.  
Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить!  
Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.  
САНГВИНИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ  
(сильный,  уравновешенный,  подвижный).  
Сангвиник - это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены увлечений.  
Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.  
Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.  
Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас.  
На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. "Жизнь без ссор" - таков его жизненный девиз. Но оборотная сторона "солнечной" натуры, о которой не должны забывать взрослые, такова: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.  
ХОЛЕРИЧЕСКИЙ  ТЕМПЕРАМЕНТ  
(сильный, неуравновешенный, подвижный).  
Этот темперамент - один из самых ярких темпераментов ребенка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. "Покой нам только снится!" - могут сказать они про своего ребёнка-холерика. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Ребенок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения этого ребенка стремительные, резкие, энергичные. Условные рефлексы у холерика образуются быстро, но не являются неустойчивыми. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребёнок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которой ждёт ответной реакции. Поэтому ребёнок-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идёт на риск. Настроение неустойчивое, меняется, казалось бы, по незначительным причинам. Засыпают холерики с трудом, под впечатлением событий дня. Если родители пытаются наказать малыша за неумение себя сдерживать, у него вырабатывается агрессивность, готовность к отпору, к самозащите.  

Информация о работе Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников