Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49
Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………73
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Темперамент.docx

— 548.40 Кб (Скачать)

а)  легко ориентируется, проявляет любопытство, активность;

б) возбужден, иногда излишне  беспокоен;

в) внимательно, обстоятельно осматривает все вокруг;

г) слушается взрослых, ведет  себя застенчиво.

 

Ключ к опроснику:

    1. Большинство ответов «а»- преобладает сангвинический тип;
    2. Большинство ответов «б»- преобладает холерический тип;
    3. Большинство ответов «в»- преобладает флегматический тип;
    4. Большинство ответов «г»- преобладает меланхолический тип.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Результаты опроса воспитателей с целью выявления

индивидуальных  особенностей темперамента детей

Вопросы

Имена детей

   

Дарина

Саша

Азар

Настя

Илья

Олеся

 

 

1

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

 

2

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

 

3

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

4

А

           

Б

           

В

           

Г

           

Темперамент

           

 

Условные обозначения: Х – холерик; С – сангвиник; Ф – флегматик; М - меланхолик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Анкета для  родителей.

Уважаемые  родители!   Перед   вами   анкета,   в   которой   даны   вопросы, касающиеся  поведения,  чувств  и эмоций вашего ребенка.   Ваши  ответы помогут    нам   лучше   узнать   ребенка. Вы должны внимательно прочитать вопрос и выбрав наиболее подходящий вариант  ответа, отметить его каким либо значком. Заранее благодарим Вас.

1. Как реагирует ваш ребенок в ситуации, когда вы отказываете ему в его 
просьбе?

а) Долго пытается уговорить, много раз возвращается к этой теме.

б) Громко кричит, плачет, устраивает истерику.

в) Спокойно воспринимает отказ, больше к этому вопросу не возвращается.

г) Обижается, но переживает обиду молча.

2. Как чувствует себя ваш ребенок в новой нарядной одежде?

а)       Достаточно спокойно реагирует на новую вещь.  

б) Превосходно, он очень любит новую, нарядную одежду.

 в) Его с трудом можно заставить надеть новую вещь.

г) Боится выйти в новой одежде, так как она может привлечь к нему излишнее 
внимание.

3. Когда вы даете своему ребенку поручение, как он его выполняет?

а) Начинает работать сразу, с интересом, но интерес быстро угасает и он не 
всегда способен довести начатое дело до конца.

б) Не сразу включается в работу, но работает быстро и доводит начатое дело до 
конца.

в) Долго не может включиться в работу, но когда начинает ее, делает все 
спокойно, аккуратно, всегда доводит начатое дело до конца.

г) Неуверенно начинает работу, долго сомневается,  при  этом делает все аккуратно, но быстро утомляется, иногда так, что не может закончить работу.

 

 

4. Как ваш ребенок читает стихотворения на утренниках?

а) Уверенно, в быстром темпе, достаточно громким голосом.

б) Очень быстро, часто сбиваясь и забывая слова.

в) Уверенно, плавно, спокойно.

г) Неуверенно, тихим голосом, очень стесняясь.

5. Как ваш ребенок реагирует на неудачу, ошибку в начатом деле?

а) Быстро забывает о неудачах и с легкостью берется за другое дело, возможно не закончив предыдущего.

б) При неудачах очень переживает, но все же стремиться достичь поставленной цели.

в) Не переживает из-за ошибок и неудач, исправляет их и стремится к достижению поставленной цели.

г) Очень переживает из - за неудач, боится продолжить работу.

6. Бывает ли, что ваш ребенок обижается на кого - либо, как это проявляется?

а) Обижается очень часто, но быстро успокаивается.

б) Обижается очень часто, долго не может успокоиться. 
б)       Обижается очень редко, но если обидится то надолго.

г)        Его очень легко обидеть, но он, как правило, скрывает свою обиду.

7. Как ваш ребенок отгадывает загадки?

а) Быстро говорит ответ, иногда даже наугад, но не очень переживает, если он не правильный.

б) Отвечает, немного подумав, никогда наугад, очень переживает если ответ неправильный.

в) Думает очень долго, не переживает из-за неправильного ответа.

г) Боится сказать ответ, даже если он верный.

8. Как ваш ребенок реагирует на грустные или смешные фильмы, мультфильмы, сказки, рассказы? 
а) Бурно, но быстро успокаивается.

б) Очень бурно, долго не может успокоиться.

в) Спокойно.

г) Очень переживает грустные истории, но в себе.

9. Какое настроение  преобладает у вашего ребенка.  Часто ли бывают его спады и подъемы в течение дня?

а) Настроение почти всегда хорошее,  если и бывают спады, то они не продолжительны.

б) Настроение неустойчивое, частые перепады с очень бурными проявлениями, как огорчения, так и радости.

в) Настроение всегда ровное, спокойное.

г) Настроение   очень   изменчивое,   но   эти   изменения   не   всегда   видны окружающим.

10.Может ли ваш  ребенок проявить инициативу, находясь  в большой компании родственников.  Как он себя ведет, находясь  в этой ситуации?

а) Весел и благодушен, может проявить инициативу.

б) Ребенок возбужден, инициативу берет на себя охотно, любит быть в центре внимания.

в) Никогда не проявляет инициативу, лучше посидит спокойно и понаблюдает за всем происходящим. 
г) Никогда не проявляет инициативу, боится быть в многочисленной компании. 

11.Как  ваш ребенок привыкал к детскому  саду?

а) Легко.

б) С трудом, с истериками и плачем.

в) Трудно, хотя проявлялось это едва заметно.

г) Очень трудно, все время тихо плакал. 
12.Как любит играть ваш ребенок?

а) Любит играть с большим количеством детей, брать на себя главные роли. Как правило, в игре со всеми ладит.

б) Любит играть с небольшим количеством детей, но стремится к лидерству во что бы то ни стало.

в) Любит играть в одиночестве, или с небольшим количеством детей.

г) Всегда играет в одиночестве.

13.Идет  ли ваш ребенок на общение  с незнакомыми сверстниками?

а) Да, с легкостью, может начать разговор первым.

 б) Да, если с ним заговорят, но в общении довольно сдержан.

в) Нет, он не испытывает в этом потребности.

г) Нет, он слишком застенчив.

14.Если  у вашего ребенка другой ребенок  отбирает игрушку, как он реагирует?

а) Пытается договориться со сверстником, на каких либо условиях.

б) Сразу лезет в драку, если не удается отобрать игрушку, жалуется взрослому.

в) Спокойно отдает игрушку.

г) Отходит в сторону и тихо плачет.

 

 

15.Вы  собираетесь вечером в гости,  ребенку сказали об этом утром,  как он  ведет себя в течение дня?

а) Постоянно напоминает об этом, с трудом дожидается вечера.

б) Начинает собираться с утра. Постоянно спрашивает: « Когда мы пойдем?».

в) Спокойно ждет вечера, иногда задает вопросы по поводу того, куда и когда вы пойдете. 
г) Спокойно ждет вечера, т.к. ему все равно.

16.Много  ли друзей у вашего ребенка,  легко ли он заводит знакомства?

а) Друзей много, знакомства заводит очень легко.

б) Друзей немного, к знакомствам относится очень избирательно.

в) Друзей мало, знакомства заводит с трудом, но он как правило, очень привязан к друзьям.

17.Долго ли ваш  ребенок переживает из - за случившегося  конфликта между ним и кем-то из близких?

а)      Переживает недолго, быстро идет на примирение.

б) Долго переживает, всеми способами старается показать, что обижен.

в) Переживает недолго, но на перемирие идет с трудом.

г) Переживает очень долго, но обиду прячет так, что ее можно и не заметить. 
18.Когда ваш ребенок рассказывает кому-то интересную историю, то...

а) Сопровождает свой рассказ некоторыми движениями, но они спокойны, плавны, размеренны.

б) Рассказ сопровождается резкими движениями рук, может вставать, ходить по комнате.

в) Рассказ сопровождается движениями рук, но они скупы и сдержаны.

г) Какие-либо движения при рассказе отсутствуют.

19. Думает ли ваш ребенок о страхах и ужасах, которые могут произойти с ним и его близким? 
а) Нет, он никогда об этом не думает и не говорит об этом, так как у него всегда жизнерадостное настроение. 
б) Да, он иногда задумывается о страшных вещах, его сильно впечатляют страшные фильмы, рассказы, и когда это происходит, он много говорит об этом, не может заснуть. 
в) Нет, его это не занимает.

г) Да, он думает об этом очень часто, может долго плакать по этому поводу.

20. Как   ведет   себя   ваш   ребенок,   если   ему   приходится   участвовать   в соревнованиях? 
а) С энтузиазмом включается в соревнования, старается победить, но если этого не удается, переживает недолго.

б) В соревнования включается с азартом, старается победить любой ценой, если ему этого не удается, долго переживает. 
в) К соревнованиям (и к победе или поражению в них) относится спокойно.

г) Боится участвовать в соревнованиях. Переживает, когда приходится в них участвовать. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

Результаты анкетирования  родителей с целью выявления

индивидуальных  особенностей темперамента детей

Вопросы

Имена детей

   

Дарина

Саша (м)

Азар

Настя

Илья

Олеся

 

1

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

2

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

3

 

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

4

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

5

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

6

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

7

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

8

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

9

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

10

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

11

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

12

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

13

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

14

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

15

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

16

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

17

А

           

Б

           

В

           

Г

           

18

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

19

А

           

Б

           

В

           

Г

           

 

20

А

           

Б

           

В

           

Г

           

Темперамент

           

Информация о работе Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников