Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 14:49, контрольная работа
Темперамент - (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
Динамические характеристики психических процессов -(греч. dynamikоs— сильный, charakter – примета, черта, признак и psyche – душа) — характеристики осуществления деятельности, которые представлены формальными (не содержательными), прежде всего количественными, например скоростными, показателями реализации той или иной деятельности.
1.Составить терминологический словарь по теме.
2. Составить схемы “Типы темперамента” и “Свойства темперамента”.
3. Предложить варианты работы воспитателя с дошкольниками разных типов темперамента.
Министерство Образования Республики Беларусь
Гуманитарный колледж учереждения образования “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”
Контрольная работа № 3
По дисциплине Психология
Заочной формы обучения
Специальности 2-010101
“Дошкольное образование”
Шкляр Екатерины Викторовны
Гродненская область;
Щучинский район;
д.Климовщина д.15
Тема: “Типы темперамента”.
ПЛАН:
1.Составить терминологический словарь по теме.
2. Составить схемы “Типы темперамента” и “Свойства темперамента”.
3. Предложить варианты работы воспитателя с дошкольниками разных типов темперамента.
1.Составить терминологический словарь по теме.
Темперамент - (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
Динамические характеристики психических процессов -(греч. dynamikоs— сильный, charakter – примета, черта, признак и psyche – душа) — характеристики осуществления деятельности, которые представлены формальными (не содержательными), прежде всего количественными, например скоростными, показателями реализации той или иной деятельности.
Гиппократ- (460–377 гг. до н.э.), древнегреческий врач, предложил типологию темпераментов, основанную на постулировании того, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, соотношение которых определяет течение физических и душевных болезней.
Астеник - в конституциональной типологии Э. Кречмера наделяется шизоидным, или шизотимическим, темпераментом, который характеризуется замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием астенических чувств.
Интроверсия - (происходит лат. intrо – внутри + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида как сознающего, думающего и судящего.
Экстраверсия - (лат. ехtеr – наружный + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида интуитивного, чувствующего, воспринимающего.
шизотимия - (греч. schizo — раскалываю) — личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них — высокий личностный темп, сильная персеверация (персеверация ассоциаций, реактивная раздражительность.
импульсивность - (лат. impulsus – толчок) — склонность действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний.
Психотизм- (греч. psyche — душа) — вторичная личностная черта, которая характеризуется такими поведенческими признаками, как фантазия, богатство воображения, живость ассоциаций, оригинальность, негибкость, субъективизм, недостаток реалистичности, эгоцентризм, эгоизм, бесстрастие, неконтактность, плохое переключение, недостаточная точность движений, иногда конфликтность, сильное внутреннее напряжение, неадекватность эмоциональных реакций. При этом на первый план выходит склонность к уединению и нечуткость к другим.
Сила суперэго- (англ. superego strength) — вторичная личностная черта, которая характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к сопереживанию, сочувствию.
2. Составить схемы “Типы темперамента” и “Свойства темперамента”.
3. Предложить варианты работы воспитателя с дошкольниками разных типов темперамента.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников. У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.
Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.
В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.
В особой заботе воспитателя нуждаются две группы детей -медлительные и сверхподвижные. Первые характеризуются тем, что очень долго выполняют режимные процессы, задерживая остальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включаются в подвижные игры и физические упражнения, да и то постоянно нарушают правила, неверно реагируют или слишком сконцентрированны, поэтому не слышат указаний, нередко рассеянны. Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процесса торможения протекает по таким правилам (М.М.Кольцова):
- вхождение в
работу требует запаса времени,
спешка тормозит инертного
- в требованиях
и указаниях используется
- любая нагрузка
дается на положительном
Повышенная активность сверхподвижных детей определяется протеканием нервных процессов. Но от воспитания зависит, в какое русло она будет направлена и в какой степени проявится: как дезорганизующая или способствующая успешному развитию личности.
Возможны два варианта воспитания такого ребенка. Первый предполагает, что малыша одергивают, наказывают за непоседливость, специально дают задания, требующие чрезмерной усидчивости: «Пусть привыкает». Но объективно ребенок выполнить их не может и, выражая протест, намеренно игнорирует указания взрослых, всевозможными способами стремится избежать выполнения их требований. Его нервная система перевозбуждается. А в результате еще больше повышается двигательная активность.
Второй вариант предполагает ровное и спокойное общение педагога с детьми. Взрослые сводят количество запретов до минимума, но требуют их неукоснительного выполнения, поручения дают кратковременные, постепенно удлиняя их, заполняют время ребенка самыми разнообразными делами. При таких условиях усидчивость, а значит, и качество работы повышается. Взрослые предлагают малышу такие виды деятельности, в которых находит применение его подвижность и живость, спортивные игры, упражнения, но в то же время регулируют нагрузку, чтобы избежать переутомления. Несомненно, второй вариант воспитания сверхподвижных детей очень трудоемкий. Но лишь при его использовании достигаются положительные результаты.
При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности.
Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.
Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе -это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».
Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.
4. Задача № 25.
Представьте что вы президент частной фирмы. Лиц каких темпераментов вы хотели бы видеть на следующих должностях :
-биржевой агент.
-ваш заместитель.
-секретарь.
-агент по рекламе.
-Агент по связям с общественностью.
-бухгалтер.
-охранник.