Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49
Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………73
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Темперамент.docx

— 548.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет темперамента в педагогическом процессе.

Меланхолик. 
1. Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать "НЕ НАВРЕДИ".  
2. В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики - не кричите и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.  
3. Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.  
4. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.  
5. Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.  
6. Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.  
7. Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях - это провоцирует развитие серьёзных комплексов.  
8. В общении со своим ребёнком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.  
9. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса.  
10. Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.  
11. Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления.  
12. Избегайте в общении с ребёнком приказов , т.к. они только замедляют его деятельность.  
13. Развивайте самостоятельность, давая ребёнку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте своего малыша, ободряйте тёплым словом.  
14. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.  
15. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.  
16. Развивайте общительность своего ребёнка.  
17. Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.  
18. Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребёнком его чувства. За страхи не высмеивайте.  
19. При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность (работа). Его не тяготит даже монотонная работа.  
20. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.  
Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

Флегматик. 
1. Основным подходом в воспитании ребёнка-флегматика является принцип, который условно можно назвать "НЕ ТОРОПИ". Помните о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени , ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает дело. Не требуйте от своего ребёнка космических скоростей.  
2. Учите ребёнка рационально распределить время.  
3. Не давите на своего ребёнка, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится ещё неповоротливее и пассивнее.  
 
4. Не называйте ребёнка "копуша", особенно при других людях.  
5. Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.  
6. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры .  
7. У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений  
8. Пытайтесь развивать любознательность ребёнка (читайте с ним интересные познавательные книги, смотрите научно-познавательные фильмы, посещайте музеи, обсуждайте полученную информацию).  
9. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.  
10. Учите ребёнка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте ему плакать, если он рад, разрешите ему радоваться в полную меру и пр.  
11. Привлекайте ребёнка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).  
12. Прививайте у ребёнка навыки общения.  

Сангвиник. 
1. Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ". Милый ребёнок сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.  
2. Контролировать поступки и действия  
 
3. Воспитывая ребенка с сангвиническим темпераментом, следует формировать у него устойчивые привязанности, интересы.                                     4. Приучать доводить начатое дело до конца.  
5. Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.  
6. Хвалить заслуженно, т.к. имеет место склонность к зазнайству.  
7. Принимайте в общении с сангвиником дух лёгкости, веселья и юмора, который ему больше всего по душе.  
8. Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

Холерик. 
1. Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела  
2. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка  
3. Контролируйте бурные проявления холериков, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби  
4. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости  
5. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребёнка  
6. Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело  
7. В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками нужно мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями  
8. Не используйте физическую силу при воздействии на ребёнка, замечания делайте строго, но спокойно  
9. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование  
10. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, в зачатке следует погашать любую агрессивность ребёнка  
11. Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности  
12. Вашему ребёнку важно знать, что к его словам прислушиваются . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по § 1.2:

  1. Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы), обусловленных, прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата;
  2. На фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента;
  3. Очевидно, что  независимо от возрастной специфики существуют индивидуальные различия в свойствах нервной системы, которые могут быть частично замаскированы их возрастными изменениями. Поэтому устанавливается диагноз отдельных свойств нервной системы (темперамента), нужно пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе:

Проведя анализ литературы как отечественных, так и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и  его свойств, можно сделать следующие выводы:

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 4 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Основной отличительный  признак темперамента в том, что  его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов  и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности  динамики психической деятельности обуславливают также темперамент  и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.

Свойства темперамента, как  и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными.

Изучение типов нервной  системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств  нервной системы), обусловленных, прежде всего созреванием центральной  нервной системы и эндокринного аппарата.

На фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие  черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.

Темперамент является относительно устойчивым образованием и претерпевает в течение жизни очень незначительные изменения. Он мало подвержен изменениям вследствие воспитания, в процессе образования, под влиянием различных жизненных событий (как положительных, так и отрицательных). С психологической точки зрения темпераментом проще научиться управлять, чем тратить силы и время на его целенаправленное изменение, потому что переделать его координально невозможно. 
Для правильного «использования» сильных и слабых черт темперамента в образовательном, воспитательном процессах стоит знать эти стороны и правильно их определять в разных видах деятельности. Данное положение характерно для проявления темперамента в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование типов темперамента у  старших дошкольников.

2.1. Диагностика темперамента старших дошкольников.

Для проведения экспериментальной  части данной работы была поставлена следующая цель: изучить особенности темперамента у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой данного  исследования является: проявление темперамента более ярко будет проявляться в игровой деятельности детей.

Для достижения поставленной цели и  доказательства данной гипотезы были выделены следующие этапы эксперимента:

    1. Провести анкетирование родителей по данной проблеме;
    2. Провести анкетирование воспитателя на группе;
    3. Провести наблюдение за детьми старшей группы в ДОУ;
    4. Разработать методические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования.

Данное исследование проводилось  в г.Череповце, на базе МДОУ №102, группе №8 «Подсолнух». В эксперименте принимали участие 6 детей в возрасте от 5 до 5,5 лет, 3 мальчика и 3 девочки.

Для выявления типа темперамента у исследуемых детей мы провели  анкетирование воспитателя МДОУ №102 на группе «Подсолнух»(Приложение №2)

Результаты анкетирования  отразили в таблице. (Приложение №3)

Для интерпретации данных использовался ключ к анкете, где  типы распределялись таким образом:

    1. Большинство ответов «а»- преобладает сангвинический тип;
    2. Большинство ответов «б»- преобладает холерический тип;
    3. Большинство ответов «в»- преобладает флегматический тип;
    4. Большинство ответов «г»- преобладает меланхолический тип.

 

 

Проанализировав данные анкет, можно сделать вывод, что:

    1. Дарина (д)- сангвинический тип темперамента (преобладание ответов «а»);
    2. Саша (м)- флегматический тип темперамента (преобладание ответов «в»);
    3. Азар (м)- меланхолический тип темперамента (преобладание ответов «г»);
    4. Настя (д)- сангвинический тип темперамента (преобладание ответов «а»);
    5. Илья (м)- холерический тип темперамента (преобладание ответов «б»);
    6. Олеся (д) - холерический тип темперамента (преобладание ответов «б»).

Так же нами было проведено  анкетирование родителей по исследуемой проблеме (Приложение №4). Данные так же заносились в таблицу (Приложение №5)

На предложенные нами анкеты (опрашивались 6 родителей) мы получили следующие данные:

    1. Дарина (д)- сангвинический тип темперамента
    2. Саша (м)- флегматический тип темперамента
    3. Азар (м)- сангвинический  тип темперамента
    4. Настя (д)- сангвинический тип темперамента
    5. Илья (м)- холерический тип темперамента
    6. Олеся (д) - холерический тип темперамента

Информация о работе Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников