Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49
Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………73
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Темперамент.docx

— 548.40 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………………..3 
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6 
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6

Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32

1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33

Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49    

Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50                     
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52 
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52

Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57 
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58

Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66

2.3 Психолого-педагогические  рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67

Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72

Заключение………………………………………………………………………73

Список литературы………………………………………………………………77

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Проблемы личности и индивидуальности всегда были в центре пристального внимания психологов и педагогов. Развитие и становление личности – процесс длительный и трудоемкий, зависящий от многих субъективных и объективных условий и факторов. Управление этим процессом – сложнейшая задача образования и воспитания.

 Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.

Предпосылки формирования личности зарождаются  в раннем детстве. Биологическую  основу личности составляет темперамент, в частности, особенности протекания процессов возбуждения и торможения. Многие ученые (Я. Стреляу, В.Д. Небылицын, С.Л. Рубинштейн и др.) признают, что темперамент – важное условие, с которым не только надо считаться при организации индивидуального подхода к воспитанию и обучению, но и учитывать его ведущую роль при формировании характера, в развитии способностей.

Роль темперамента в формировании личности заключается, прежде всего, в  том, что он определенным образом  модифицирует воспитательное влияние  окружающей среды. В зависимости  от того, какие свойства темперамента выступают на первый план, это влияние  может быть более или менее  сильным, систематическим и продолжительным, что в итоге приводит к качественно  различным способам реагирования.

Следует отметить, что работа в  этом направлении подразумевает  использование соответствующих  средств выявления особенностей нервной системы и определения  доминирующего типа темперамента. Однако одна из трудностей состоит в отсутствии объективных собственно психологических  методов выявления у детей  доминирующего типа темперамента, что, собственно, и не позволяет педагогам  и психологам максимально полноценно реализовывать в пространстве образовательного учреждения индивидуально-ориентированное взаимодействие с детьми. Методы же, имеющиеся в психофизиологии и дифференциальной психологии, довольно трудоемки как по процедуре сбора информации, так и по способам анализа результатов. Из всего многообразия методов изучения особенностей нервной деятельности человека применительно к дошкольникам можно отнести лишь незначительное количество методик, которые к тому же позволяют лишь опосредовано выявлять доминирующий тип темперамента ребенка, – это опросники для родителей и педагогов, в основе которых лежит метод наблюдения.

Это актуализирует тему нашего исследования и активизирует  изучение проблемы.

 Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.

Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.

Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
  2. Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
  3. Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.

Гипотезой данного  исследования является: учет возрастных особенностей темперамента старших дошкольников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно-воспитательной работы.

Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике педагогов и родителей, в работе практикующего психолога.

В процессе работы нами были использованы следующие методы:

    • Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы)
    • Эмпирические (наблюдение, анкетирование)
    • Методы статистической обработки результатов 

Работа состоит из введения и 2 глав: 1 теоретического характера и 1 глава практического; в работе присутствует заключение, список используемой литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ исследуемой проблемы 
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации.

Как известно, на земле нет людей  с одинаковыми кожными узорами  на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно  одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.

Однако человек не рождается  уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у  него наблюдается индивидуальные особенности  психики. Эти особенности психики  весьма консервативны, устойчивы. Они  образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют  на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних  проявлений. Вот эта сторона характеризует  понятие "темперамент".

ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.[23]

Темперамент - это проявления в  психике человека врожденного типа нервной деятельности.[22] Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. Своеобразие заключается в следующем: представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать  в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая  деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в  трудные ситуации или смешные  положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты  не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У  других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень  подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко  такие люди при разговоре машут  руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека.[1]

Другими словами, от темперамента зависит  характер протекания психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения  психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания), 2)психический ритм и темп, 3)интенсивность  психических процессов(например, сила эмоций, активность воли),4)направленность психической деятельность на какие-то определенные объекты(например, постоянное стремление человека к контактам  с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим  идеям и образам).[16]

Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие  вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.

Напротив свойства темперамента проявляются  одним и тем же образом в  самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется  перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в  школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это  значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.[16]

Поскольку темперамент является одним  из самых ярких внешних проявлений черт личности, интерес к его изучению, определению, классификации обозначился  с самых истоков развития психологии как науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История учения темперамента.

Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему  по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические  особенности человека. Он полагал, что  темперамент нарушениями в пропорции  четырех жидкостей в теле: крови (по-латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"), желчи(по-гречески - "холе") и черной желчи(по-гречески – "мелана холе"). Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени.[1]

Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами. Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как психические свойства. И. Кант в книге "Размышления над чувством прекрасного" (1764) написал, что флегматик отличается "недостатком морального чувства", а меланхолику больше, чем кому-либо, присуща "подлинная добродетель", чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести - у холерика. И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этими изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психологических свойств. У Канта - это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.)- это соотношение скорости и силы "душевных движений".

Естественно, что изменяются и характеристика основных типов темперамента, и представление  о количестве типов. Одними и теми же словами - "сангвиник", "холерик", "флегматик" и "меланхолик" - разные психологи обозначали совершенно различные характеристики. Гален  насчитал несколько разновидностей четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д. типов.

Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных свойств(характера личности). Однако в течение длительного времени  не было предложено какого-либо строгого и точного критерия для такого различения.

Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его физиологических  основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных направлений - объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции(немецкий психолог Кречмер, американский - Шелдон) или соотношение свойств нервной  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физиологические основы темперамента.

Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также  и по темпераменту. На этом основании  он пришел к выводу, что и в  основе индивидуальных особенностей условно-рефлексной деятельности, а именно - свойства нервной  системы.

Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждение и торможение.

Информация о работе Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников