Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Изучить основные психологические подходы к проблеме определения сущности и выявления особенностей темперамента в дошкольном возрасте.
Выявить доминирующие типы темперамента в дошкольном возрасте.
Изучить особенности проявления темперамента в разных видах деятельности его темперамента.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….49
Выводы по 1 главе……………….………………...……………………………50
Глава 2. Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников…………….……………………………………………………..52
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………57
2.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам ДОУ по проблеме исследования…………………………………………………………………….58
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….66
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…71
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………73
Список литературы……………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой
проблемы………………………6
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации……………………….6
Выводы по § 1.1…………………………………………………………………32
1.2. Темперамент и его проявления в дошкольном возрасте…………………33
Выводы по § 1.2………………………………………………………………….
Выводы по 1 главе……………….………………...………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование
типов темперамента у старших дошкольников…………….………………………………
2.1. Диагностика темперамента дошкольников………………………………52
Выводы по § 2.1…………………………………………………………………
2.2. Психолого-педагогические рекомендации
педагогам ДОУ по проблеме исследования………………………………………………
Выводы по § 2.2………………………………………………………………….
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по учету темперамента исследуемых детей……………………………………….67
Выводы по § 2.3……………………………………………………………….…
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение.
Проблемы личности и индивидуальности всегда были в центре пристального внимания психологов и педагогов. Развитие и становление личности – процесс длительный и трудоемкий, зависящий от многих субъективных и объективных условий и факторов. Управление этим процессом – сложнейшая задача образования и воспитания.
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.
Предпосылки формирования личности зарождаются
в раннем детстве. Биологическую
основу личности составляет темперамент,
в частности, особенности протекания
процессов возбуждения и
Роль темперамента в формировании
личности заключается, прежде всего, в
том, что он определенным образом
модифицирует воспитательное влияние
окружающей среды. В зависимости
от того, какие свойства темперамента
выступают на первый план, это влияние
может быть более или менее
сильным, систематическим и
Следует отметить, что работа в этом направлении подразумевает использование соответствующих средств выявления особенностей нервной системы и определения доминирующего типа темперамента. Однако одна из трудностей состоит в отсутствии объективных собственно психологических методов выявления у детей доминирующего типа темперамента, что, собственно, и не позволяет педагогам и психологам максимально полноценно реализовывать в пространстве образовательного учреждения индивидуально-ориентированное взаимодействие с детьми. Методы же, имеющиеся в психофизиологии и дифференциальной психологии, довольно трудоемки как по процедуре сбора информации, так и по способам анализа результатов. Из всего многообразия методов изучения особенностей нервной деятельности человека применительно к дошкольникам можно отнести лишь незначительное количество методик, которые к тому же позволяют лишь опосредовано выявлять доминирующий тип темперамента ребенка, – это опросники для родителей и педагогов, в основе которых лежит метод наблюдения.
Это актуализирует тему нашего исследования и активизирует изучение проблемы.
Цель исследования: Изучить особенности развития темперамента в дошкольном возрасте.
Мы определили объект исследования – темперамент и особенности его проявления у человека.
Предмет – особенности проявления темперамента у детей в условиях ДОУ.
Задачи:
Гипотезой данного исследования является: учет возрастных особенностей темперамента старших дошкольников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно-воспитательной работы.
Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике педагогов и родителей, в работе практикующего психолога.
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
Работа состоит из введения и 2 глав: 1 теоретического характера и 1 глава практического; в работе присутствует заключение, список используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический
анализ исследуемой проблемы
1.1. Темперамент: понятие и проблема классификации.
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".
ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.[23]
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности.[22] Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. Своеобразие заключается в следующем: представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать
в динамике психической деятельности
разных людей. У одних людей психическая
деятельность протекает равномерно.
Такие люди внешне всегда спокойны,
уравновешенны и даже медлительны.
Они редко смеются, взгляд их всегда
строг и голоден. Попадая в
трудные ситуации или смешные
положения, эти люди остаются внешне
невозмутимыми. Их мимика и жесты
не отличаются разнообразием и
Другими словами, от темперамента зависит
характер протекания психической деятельности,
а именно: 1)скорость возникновения
психических процессов и их устойчивость
(например, скорость восприятия, быстрота
ума, длительность сосредоточения внимания),
2)психический ритм и темп, 3)интенсивность
психических процессов(
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.
Напротив свойства темперамента проявляются
одним и тем же образом в
самых различных видах
Поскольку темперамент является одним из самых ярких внешних проявлений черт личности, интерес к его изучению, определению, классификации обозначился с самых истоков развития психологии как науки.
История учения темперамента.
Слово "темперамент" в переводе
с латинского обозначает "надлежащее
соотношение частей", равное ему
по значению греческое слово "красис"
ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4
вв. до н. э.). Под темпераментом он
понимал и анатомо-
Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами. Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как психические свойства. И. Кант в книге "Размышления над чувством прекрасного" (1764) написал, что флегматик отличается "недостатком морального чувства", а меланхолику больше, чем кому-либо, присуща "подлинная добродетель", чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести - у холерика. И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этими изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психологических свойств. У Канта - это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.)- это соотношение скорости и силы "душевных движений".
Естественно, что изменяются и характеристика основных типов темперамента, и представление о количестве типов. Одними и теми же словами - "сангвиник", "холерик", "флегматик" и "меланхолик" - разные психологи обозначали совершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько разновидностей четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д. типов.
Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных свойств(характера личности). Однако в течение длительного времени не было предложено какого-либо строгого и точного критерия для такого различения.
Наконец, в истории учения о темпераменте
изменилось понимание его физиологических
основ. Наибольшее значение имеет борьба
двух основных направлений - объяснение
типов темперамента соотношением деятельности
желез внутренней секреции(немецкий
психолог Кречмер, американский - Шелдон)
или соотношение свойств
Физиологические основы темперамента.
Научное объяснение природы темперамента
дал И. П. Павлов в учение основных
свойств нервной системы. Изучая
высшую нервную деятельность животных,
И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются
по характеру образования и
Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждение и торможение.
Информация о работе Экспериментальное исследование типов темперамента у старших дошкольников