Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях;
Выделить особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста;
Определить методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста;
Организовать эмпирическое исследование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста:
§1. Проблема зрительной чувствительности в научных исследованиях......6
§2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...17
§3. Методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..….26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста
§1. Организационные основы исследования………………………………..35
§2. Анализ результатов проведения экспериментального исследования…38
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 (2) (Автосохраненный).docx

— 201.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика «Таблица Орловой»

Цель: определение уровня развития остроты зрения у детей дошкольного возраста.

Оборудование:

Таблица Рабкина, стул для испытуемого, метр для точного измерения расстояния между таблицей и испытуемым.

Ход работы:

Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предлагается встать на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз ладонью. Испытуемого просят назвать буквы на таблице в направлении сверху вниз. Отмечается последняя из строчек, которую испытуемый смог прочесть. Затем просят закрыть другой глаз ладонью. Испытуемого просят назвать буквы на таблице в направлении сверху вниз. Отмечается последняя из строчек, которую испытуемый смог прочесть (монокулярное зрение). Затем испытуемого просят назвать буквы на таблице в направлении сверху вниз двумя глазами (бинокулярное зрение).

Результаты исследования заносятся в таблицу:

 

Ф.ИО.

Острота зрения (расстояние 5м)

Левый глаз

Правый глаз

Бинокулярно

         

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика «Таблицы Рабкина»

 

Цель: выявления уровня развития цветоощущения у детей дошкольного возраста.

 

Оборудование: Семь таблиц Рабкина.

 

Ход работы:

 

Исследование проводится следующим способом. Таблицы располагают на уровне глаз ребенка в вертикальной плоскости. Исследование проводится монокулярно, с расстояния 0,5-1 м, при остроте зрения более 0,05. Если острота зрения 0,05-0,02, то ребенок может рассматривать таблицы с более близкого расстояния. Фигуры, дети, обводят пальцем или кисточкой.

Сначала показывают 2 демонстрационные таблицы (I, II). Если ребенок различает  эти таблицы, то исследование продолжается, если не различает, то исследование прекращают. Затем показывают серию таблиц (III-VII) общедиагностических и дифференциально-диагностических для выявления врожденной или приобретенной патологии цветового зрения. Если обследуемый читает таблицы неуверенно, то исследование можно повторить.

 

Результаты исследования заносятся в таблицу:

 

Код имени

таблицы Рабкина

(Ответы исследуемого: Правильно (+);  Неуверенно (-); Неправильно (?))

2

4

6

11

13

15

17

                 

 

Протокол №1

 

 

студент: Забара Анастасия

ДП-09-02.

 

ребенок: Афанасьев Влад

3 года 7 месяцев.

 

 

Определения уровня, развития цветоощущения

дата: 6.06.2012г.

 

студент

ребенок

 

На столе перед ребенком я кладу таблицу №1 и прошу  ребенка «Влад, обведи, пожалуйста, пальцем те фигуры, которые ты видишь на этом листе бумаге».

Убираю первую таблицу  и кладу следующую.

 «А теперь сделай  тоже - самое на этом листе».

Кладу третью таблицу.

 

 

Кладу четвертую таблицу.

 

 

Кладу пятую таблицу.

 

 

 

Кладу шестую таблицу.

 

 

Кладу седьмую таблицу.

 

 

 

Выслушивает задание,  обводит  на таблице №1 две фигуры, треугольник  и круг.

 

 

обводит на таблице №2 одну фигуру, треугольник.

обводит на таблице №3 одну фигуру, круг. Затем долго всматривается  и обводит треуголник.

обводит на таблице №4 две  фигуры, треугольник и круг.

 

обводит на таблице №5 одну фигуру, круг. Затем долго всматривается  и обводит круг.

 

Обводит на таблице сначала 2 фигуры круг и треугольник. Затем  задумывается и обводит ещё квадрат.

обводит на таблице №7 две  фигуры, треугольник и круг.


 

Протокол №2

 

 

студент: Забара Анастасия

ДП-09-02.

 

ребенок: Гончаров Дима

4 года 8 месяцев.

 

 

Определения уровня, развития цветоощущения

дата: 6.06.2012г.

 

студент

ребенок

 

На столе перед ребенком я кладу таблицу №1 и прошу  ребенка «Дима, обведи, пожалуйста, пальцем те фигуры, которые ты видишь на этом листе бумаге».

Убираю первую таблицу  и кладу следующую.

 «А теперь сделай  тоже - самое на этом листе».

Кладу третью таблицу.

 

 

Кладу четвертую таблицу.

 

 

Кладу пятую таблицу.

 

 

 

Кладу шестую таблицу.

 

 

 

Кладу седьмую таблицу.

 

 

 

Выслушивает задание,  обводит  на таблице №1 две фигуры, треугольник  и круг.

 

 

обводит на таблице №2 одну фигуру, треугольник.

обводит на таблице №3 две  фигуры, круг и треугольник.

 

обводит на таблице №4 две  фигуры, треугольник и круг.

 

обводит на таблице №5 одну фигуру, круг. Затем долго всматривается  и обводит круг.

 

Обводит на таблице сначала 2 фигуры круг и треугольник. Затем  задумывается. Смотрит на меня. Говорит  «Все»

обводит на таблице №7 две  фигуры, треугольник и круг.


 

Протокол №3

 

 

студент: Забара Анастасия

ДП-09-02.

 

ребенок: Хамова Полина

5 лет 7 месяцев.

 

 

Определения уровня, развития цветоощущения

дата: 6.06.2012г.

 

студент

ребенок

 

На столе перед ребенком я кладу таблицу №1 и прошу  ребенка «Дима, обведи, пожалуйста, пальцем те фигуры, которые ты видишь на этом листе бумаге».

Убираю первую таблицу  и кладу следующую.

 «А теперь сделай  тоже - самое на этом листе».

Кладу третью таблицу.

 

 

Кладу четвертую таблицу.

 

 

Кладу пятую таблицу.

 

 

 

Кладу шестую таблицу.

 

 

 

Кладу седьмую таблицу.

 

 

 

Выслушивает задание,  обводит  на таблице №1 две фигуры, треугольник  и круг.

 

 

обводит на таблице №2 одну фигуру, треугольник.

обводит на таблице №3 две  фигуры, круг и треугольник.

 

обводит на таблице №4 две  фигуры, треугольник и круг.

 

обводит на таблице №5 две  фигуры, круг и треугольник.

 

 

Обводит на таблице 2 фигуры круг и треугольник.

 

 

обводит на таблице №7 две  фигуры, треугольник и круг.


 

Приложение 3

Методика «Елочки»

Цель: диагностика уровня развития сенсорных эталонов оттенков цвета.

Оборудование:

Контурное изображение елочек на двух листах белой бумаги, игрушки («шары») различных оттенков определенного  цвета, которые лежат на белой  поверхности. На эталонном листе  помещены игрушки - «шары» одинакового  размера одного и того же цвета, но разных оттенков. Например, нарисованы «шары» зеленого цвета, имеющие следующие оттенки: салатовый, травяной, болотный, изумрудный и т.д. Соответственно детям предлагаются для выбора шары зеленого цвета разных оттенков. На втором рисунке «шары» обозначены контуром, их пространственное расположение такое же, как на эталонном рисунке. Для исследования сенсорных эталонов оттенков красного цвета можно предложить следующий набор: алый, бордовый, кирпичный, малиновый и т.д.

 

Ход работы:    

Детям   предлагается  украсить  елочку шарами точно так же, как на рисунке. Для этого нужно к каждому шару (игрушке) подобрать одинаковый по цвету и поместить его на свою елочку.

Оценка результатов:

    • Высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
    • Средний уровень - в задании допущены небольшие ошибки;
    • Низкий уровень - задание выполнено неверно, либо допущено много ошибок.

 

Протокол №4

 

студент: Забара Анастасия

ДП-09-02.

 

ребенок: Щедрина Юля

3 года 10 месяцев.

 

 

Определения уровня, развития оттенков цвета

дата: 30.05.2012г.

 

студент

ребенок

 

Юля, укрась, пожалуйста, елочку шарами точно также как на рисунке (на столе перед ребенком лежит  эталонный рисунок, рисунок с  контуром елочки и отдельно цветные  шарики).  Для этого тебе нужно к каждому шару подобрать одинаковый по цвету и поместить его на свою елочку.

Всё понятно?

Тогда можешь приступать к  выполнению задания.

 

Внимательно смотрит на стол, где расположено оборудование для  проведения исследования. Выслушивая задания, которое я ей произносила, кивала головой, в знак того, что  она понимает задание.

 

 

 

Да.

Приступает к выполнению задания. Раскладывает шарики на свое место, соответственно цвету, как на эталонном листе. Не допускает ни одной ошибки в задании.


 

 

 

 

 

Протокол №5

 

студент: Забара Анастасия

ДП-09-02.

 

ребенок: Немцов Егор

3 года 8 месяцев.

 

Определения уровня, развития оттенков цвета

дата: 30.05.2012г.

 

студент

ребенок

 

Егор, укрась, пожалуйста, елочку шарами точно также как на рисунке (на столе перед ребенком лежит  эталонный рисунок, рисунок с  контуром елочки и отдельно цветные  шарики).  Для этого тебе нужно к каждому шару подобрать одинаковый по цвету и поместить его на свою елочку.

Всё понятно?

Тогда можешь приступать к  выполнению задания.

 

 

 

 

 

Посмотри внимательно  на эти два шарика (указываю пальцем  на оранжевый и красный шарики).

А теперь посмотри на другую елочку и сравни, как шарики лежат  здесь, а как шарики лежат на твоей  елочке.

 

Внимательно смотрит на стол, где расположено оборудование для  проведения исследования, затем смотрит  на меня.

 

 

 

 

 

Да, кивает головой.

Приступает к выполнению задания. Раскладывает шарики на свое место, соответственно цвету, как на эталонном листе. При выполнении задания допускает ошибку, путает местами кранный и оранжевый  шарики.

Смотри на шарики, которые  я показала.

 

Видит свою ошибку, и сразу  сам её исправляет.


 

Протокол №6

 

студент: Забара Анастасия

ДП-09-02.

 

ребенок: Афанасьеф Влад

3 года 7 месяцев.

 

Определения уровня, развития оттенков цвета

дата: 30.05.2012г.

студент

ребенок

 

Влад, укрась, пожалуйста, елочку шарами точно также как на рисунке (на столе перед ребенком лежит  эталонный рисунок, рисунок с  контуром елочки и отдельно цветные  шарики).  Для этого тебе нужно к каждому шару подобрать одинаковый по цвету и поместить его на свою елочку.

Всё понятно?

Тогда можешь приступать к  выполнению задания.

 

 

 

 

Посмотри внимательно  на эти два шарика (указываю пальцем  на оранжевый и красный шарики).

А теперь посмотри на другую елочку и сравни, как шарики лежат  здесь, а как шарики лежат на твоей  елочке.

Теперь посмотри внимательно  на эти два шарика (указываю пальцем  на сиреневый и малиновый шарики). Здесь ты правильно разложил?

 

 

Внимательно смотрит на стол, где расположено оборудование для  проведения исследования.

 

 

 

 

 

 

Кивает головой.

Приступает к выполнению задания. Раскладывает шарики на свое место, соответственно цвету, как на эталонном листе. Путает местами  красный и оранжевый, сиреневый  и малиновый шарики.

Смотрит на шарики, исправляет свою ошибку.

 

 

 

 

 

 

Смотри внимательно на эти шарики, отвечает «нет», и меняет их местами.


 

 

Протокол №7

 

студент: Забара Анастасия

ДП-09-02.

 

ребенок: Попов Матвей

4 года 7 месяцев.

 

 

Определения уровня, развития оттенков цвета

дата: 30.05.2012г.

 

студент

ребенок

 

Матвей, укрась, пожалуйста, елочку шарами точно также как  на рисунке (на столе перед ребенком лежит эталонный рисунок, рисунок  с контуром елочки и отдельно цветные  шарики).  Для этого тебе нужно к каждому шару подобрать одинаковый по цвету и поместить его на свою елочку.

 

Всё понятно?

Тогда можешь приступать к  выполнению задания.

 

 

Посмотри внимательно  на эти два шарика (указываю пальцем  на сиреневый и малиновый шарики). А теперь посмотри на другую елочку и сравни, как шарики лежат здесь, а как шарики лежат на твоей  елочке.

 

 

 

Внимательно смотрит на стол, где расположено оборудование для  проведения исследования.

 

 

 

 

 

 

 

Да.

Приступает к выполнению задания.

Путает местами малиновый  и сиреневый шарики.

 

Видит свою ошибку, исправляет её.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста