Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях;
Выделить особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста;
Определить методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста;
Организовать эмпирическое исследование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста:
§1. Проблема зрительной чувствительности в научных исследованиях......6
§2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...17
§3. Методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..….26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста
§1. Организационные основы исследования………………………………..35
§2. Анализ результатов проведения экспериментального исследования…38
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 (2) (Автосохраненный).docx

— 201.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………..………….3                                                                                                      

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста:

§1. Проблема зрительной чувствительности в научных исследованиях......6

§2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...17

§3. Методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..….26

Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста

§1. Организационные основы исследования………………………………..35

§2. Анализ результатов проведения экспериментального исследования…38

Заключение……………………………………………………………………….48

Список литературы………………………………………………………………50

Приложение………………………………………………………………………53

 

 

 

 

 

Введение

Роль зрения в отражении  человеком окружающего его мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек, по словам известного психолога С.Л. Рубинштейна, и сформировался именно как существо оптическое. Это обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле вообще, а с другой - целым рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.

Человеческий глаз, приспособившийся к рецепции световой энергии, обладает замечательной способностью ориентироваться  в окружающем мире, выделяя из него отдельные предметы и пространственные отношения между ними по степени  их освещенности. В то же время зрительный анализатор обладает необыкновенно  высокой чувствительностью, поскольку  зрительные рецепторы являются наиболее совершенными детекторами света. Именно посредством зрения человек получает наибольшее количество восприятий, в  том числе наиболее тонко дифференцированных и в широчайшем диапазоне, в сравнении  с другими видами восприятий - слуховыми, обонятельными, тактильными и т.д. Достаточно сказать, что количество зрительных фиксаций только за один день достигает у человека примерно 100 тыс., хотя, конечно, далеко не все из них становятся фактами сознания и являются информационными, что  объясняется избирательностью восприятия.  
Очевидно, что человек, лишенный такого количества восприятий, существенно ограничен не только в ощущении и понимании им окружающего мира, но и в развитии пространственных представлений, а значит, и в собственной двигательной активности, которая развивается под зрительным контролем личности. В случае же, если такие ограничения возникают с рождения или развиваются вследствие разных причин в раннем возрасте, можно говорить о том, что такой ребенок имеет большие проблемы с восприятием и требует, в зависимости от степени нарушения зрения, комплексного воздействия со стороны тифлопедагогов и врачей. [22] Вопросами зрительной чувствительности занимались многие психологи, физиологи, такие как: Немов С. Р., Вундт В., Рид Т., Кравков С.В., Узнадзе Д. Н., Эвальд Геринг, Сеченов И. М., Столин В.В., Маклаков А.Г., Гинецинский В.И., Рубинштейн С.Л., Люблинская А.А., Харви Шиффман, Хьюбел Д., Лурия А.Р.

Знакомство ребенка с  окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде  в той или иной форме соприкасаются  с предметами  и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка  уже вполне сформированы. Однако это  не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться, прежде всего, за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов [10].

Главнейшие изменения  в зрительных ощущениях детей  дошкольного возраста происходят в  развитии остроты зрения и в развитии тонкости различения оттенков цвета [26].

В связи с этим становится очевидной актуальность исследования. Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3–7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается, прежде всего, в усовершенствовании анализаторно-синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер [26].

Объект исследования: зрительная чувствительность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: динамика развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста.

Цель: изучение развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях;
  2. Выделить особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста;
  3. Определить методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста;
  4. Организовать эмпирическое исследование.

Гипотеза: мы предполагаем, что главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

Методы:

        1) анализ научной и психолого-педагогической литературы;

        2) эксперимент;

        3) обработка результатов и их интерпретация.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста:

§1. Проблема зрительной чувствительности в научных исследованиях.

Зрение человека - процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними [30].

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые  и тонко дифференцированные данные, притом огромного  диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов [17].

Ощущение - это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма.

Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот  или иной раздражитель.

В отличие от ощущений, в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав [21].

Немов С. Р. рассматривает зрительные ощущения в процессе их эволюционного развития.

 В эволюции живых  существ ощущения возникли на  основе первичной раздражимости,  представляющей собой свойство  живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды [18].

В психологии конца XIX - начала XX в. сложилось представление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители и что этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение - пассивный процесс.

В настоящее время рецепторная  теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит  в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения входит движение - иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т. д.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер [6].

Вундт В. определил ощущения как исходный, базовый уровень когнитивной сферы психики. Рид Т. дал своё понимание: ощущения - отражения отдельных сторон воспринимаемой действительности, не отнесенного к конкретному объекту с его предметным значением (ощущение светового пятна, громкого звука, сладкого вкуса). При этом под ощущением понимается и сам процесс сенсорного отражения, и его продукт - сенсорный образ [20].

Существуют процессы взаимодействия ощущений. В результате действия раздражителей на один анализатор могут повышаться или понижаться пороги ощущений другой модальности. Это явление было изучено Кравковым С.В. Например, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый - повышает. Под влиянием сладкого, соленого и кислого чувствительность зрения повышается, а под влиянием горького - снижается. Изменения могут достигать нескольких десятков от первоначальной величины и сохраняться долго [9].

Роль зрительных ощущений в психической жизни человека так же не маловажна. Можно сказать, что в своих отношениях с действительностью  человек в первую очередь руководствуется  зрением. Какие ощущения даёт нам  зрение? Что замечают, что видят  наши глаза в объективном мире?

Несомненно, в основном две  вещи: свет и цвет. По существу, ощущения света переживаются как ощущения цвета - темное и светлое; они всегда считались цветом, особенно их полюса - черное и белое. Серое тоже скорее цвет, чем свет. Признав все зрительные ощущения цветовыми ощущениями, дадим более правильное описание наших переживаний. Тогда свет, безусловно различаемый глазом, следует считать не качественно отличной отдельной группой зрительных ощущений, а одним из моментов ощущения цвета, по которому можно отличать один цвет от другого. Узнадзе Д. Н. указывает,  что единственная функция зрения заключается в ощущении цвета [27].

 Теория цветоощущения, сформулированная Томасом Юнгом и Германом Гельмгольцем в 1959 году, была экспериментально подтверждена Джорджом Уолдом, Полом Брауном из Гарвардского университета, Эдвардом Мак-Николом и Уильямом Марксом из Университета Джонса Гопкинса, которые обнаружили, что в сетчатке существует три (и только три) типа колбочек, которые чувствительны к свету с длиной волны 430, 530 и 560 нм, т. е. к фиолетовому, зелёному и жёлто-зелёному цвету.

Теория Юнга—Гельмгольца объясняет восприятие цвета только на уровне колбочек сетчатки, и не может  объяснить все феномены цветоощущения, такие как цветовой контраст, цветовая память, цветовые последовательные образы, константность цвета и др., а  также некоторые нарушения цветового  зрения, например, цветовую агнозию.

Эвальд Геринг предложил теорию оппонентных процессов. Он предположил, что три первичных цвета обрабатываются зрительной системой как антагонистические или оппонентные пары: красный/зеленый, желтый/синий и белый/черный. Стимуляция одного из оппонентов вызывает возбуждение (или торможение), тогда как стимуляция другого - противоположные эффекты (торможение или возбуждение, соответственно). Следовательно, когда стимулы сбалансированы (например, поступает соответствующее количество красного и зеленого цветов), разные компоненты такого канала отключаются, и система формирует ощущение желтого цвета [31].

Сеченов И. М. указывал на то, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз «ощупал» его. В последнее время было установлено, что каждое зрительное восприятие действительно осуществляется при активном участии движений глаз, которые иногда носят характер крупных «ощупывающих» движений, а иногда принимают вид микродвижений глаз.

Все это показывает, что  ощущения вовсе не являются пассивными процессами, что они носят активный характер и участие двигательных компонентов в ощущении может  осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при сокращении сосудов или мышечных напряжениях, возникающих в ответ на каждое ощущаемое раздражение), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при активном разглядывании сложного изображения). В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений [12].

Столин В. В. указывает на константность ощущений: « при ходьбе, поворотах головы предметы не раскачиваются и не меняют ориентацию, хотя и их изображение на сетчатке глаза меняет ориентацию, размер, яркость. Обученная перцептивная система человека без труда справляется с проблемой выделения изменений в стимуляции, связанных с собственной активностью и с изменениями самих предметов ». Этим свойством определяется постоянство наших ощущений относительно окружающего мира [25].

Зрение - это процесс определения  по изображениям, что именно присутствует в окружающем мире и где именно оно находится, т. е. зрение сводится к решению задач обработки  информации. Для того чтобы человек  был способен узнавать, что и где  находится в окружающем мире, мозг человека должен обладать возможностями  представлять каким-то образом соответствующую  информацию во всем разнообразии цвета, формы, движения и отдельных подробностей. Изучение зрения, следовательно, не должно сводиться к изучению лишь того, каким образом извлекать из изображений  различные аспекты реального  мира, представляющие интерес для человека - оно должно также предусматривать и изучение природы внутренних представлений, посредством которых человек сохраняет эту информацию, обеспечивая возможность использовать ее в качестве основы для принятия решений. Этот дуализм - представление и обработка информации - составляет самую сердцевину большинства задач обработки информации и самым существенным образом определяет изучение в рамках теории Марра конкретных задач, возникающих в связи с проблемой зрения.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста