Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях;
Выделить особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста;
Определить методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста;
Организовать эмпирическое исследование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста:
§1. Проблема зрительной чувствительности в научных исследованиях......6
§2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...17
§3. Методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..….26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста
§1. Организационные основы исследования………………………………..35
§2. Анализ результатов проведения экспериментального исследования…38
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 (2) (Автосохраненный).docx

— 201.50 Кб (Скачать)

При недостатке внешних воздействий  происходит недоразвитие зрительно-двигательных реакций [28].

В 3-4 года движения глаз немногочисленны, фиксации продолжительные, взгляд скользит по - середине поверхности фигуры. Прослеживания контура еще нет.

В возрасте 4-5 лет также  основные движения глаз по - середине фигуры, однако, число их вдвое больше, продолжительность фиксации уменьшается. Дети ориентируются на размер и площадь фигуры. Появляются фиксации наиболее характерных признаков фигуры.

В 5-6 лет появляются движения глаз по контуру предмета, но обследуются  не все части контура.

В 6-7 лет значительно снижается  продолжительность фиксации, движения глаз моделируют фигуру. На этом этапе характер движений взора ребенка в значительной степени напоминает движение глаз взрослого [10].

Главнейшие изменения  в зрительных ощущениях детей  дошкольного возраста происходят в  развитии остроты зрения (т.е. способности  различать малые или удалённые  объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

Нередко думают, что чем  меньше ребёнок, тем лучше, острее у  него зрение. На самом деле это не вполне верно. На протяжении всего детского возраста улучшается острота зрения [26]. (Табл.1) [1]

 

Таблица 1. Норма  остроты зрения детей дошкольного  возраста.

 

Возраст (в годах)

Острота зрения (в  усл. ед.)

3-4

0,70

4-5

0,80

5-6

0,86

6-7

0,91


 

Дети 4-5 лет различают разрыв в кольце Ландольта в среднем с расстояния 207,5 см, в 5-6 лет — 270 см, в 6-7 — 303 см. Обнаружена также зависимость уровня остроты зрения от условий деятельности — острота зрения значительно возрастает, когда исследование ведется в игровой ситуации (прирост ее выражается в среднем на 17,2 % у детей 4-5 лет, на 29,8 % у детей 5-6 лет, на 30,2 % у детей 6-7 лет. [10]

С другой стороны, по данным исследования, острота зрения у детей  способна резко повышаться под влиянием правильной организации упражнений в различении удалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, в среднем на 15 – 20%, а в старшем дошкольном возрасте – на 30%.

Что же является главным  условием успешного воспитания остроты  зрения? Условие это состоит в  том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая  требует отличить один от другого  объекты, удалённые от него.

Подобные задачи могут  быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка (данная коробочка  отмечается при этом значком-фигуркой, несколько отличной от тех, которые  наклеены на другие коробочки, что заранее  известно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, а после нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различают  изображённый на ней значок.

Таким образом, активное развитие способности различения удалённых  объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в  некоторых случаях может принести даже прямой вред – если при этом перенапрягать зрение ребёнка или  давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком  сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень  мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.

У детей дошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребёнка, которое  объясняется тем, что он плохо  видит, может истолковываться неправильно  и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе к рассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения.

Контрастная чувствительность, т.е. способность различать небольшую разницу в яркости соседних поверхностей, низка при рождении.

Новорожденный способен видеть объекты, имеющие высокий контраст, например, глаза и губы на лице человека. Этого достаточно для ранней коммуникации, так как новорожденный видит и имитирует некоторые основные выражения лица.

Контрастная чувствительность быстро повышается на протяжении первого  года жизни ребенка и достигает  уровня взрослых к концу третьего года.

Цветовое зрение младенцев  изучено недостаточно. В течение нескольких первых недель жизни младенец интересуется высококонтрастными черными и белыми изображениями, имеющими простые геометрические формы. Ребенок рассматривает их дальше, чем более сложные черно-белые изображения или цветные изображения и объекты. Предпочтение простых форм исчезает в возрасте двух месяцев. Затем ребенок начинает интересоваться новыми и более сложными зрительными объектами [28].

Хотя к началу дошкольного  возраста большинство детей безошибочно  различают основные цвета спектра, различение сходных между собой  оттенков у дошкольников является ещё  недостаточно совершенным. Опыты, требующие от ребёнка подобрать к показываемому оттенку одинаковый с ним, показывают, что количество ошибок, которые делают при этом дети в возрасте 4–7 лет, быстро уменьшается: если у четырёхлетних число ошибок ещё очень велико и достигает 70%, то у детей 5–6 лет ошибок обычно уже не более 50%, а к 7 годам – менее 10%.

Если ребёнок постоянно  встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему  приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и  т.п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает  высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т.п.

Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются  нарушения цветного зрения. Ребёнок  не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более  редких, случаях плохо различаются  некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе. Изучение цветного зрения требует применения особых таблиц и должно производиться специалистами [26].

Различение младенцем  двух цветов не зависит от того, назван каждый из них словом или нет. Об этом свидетельствует уже то, что младенец различает цветные игрушки. Однако у ребенка уже на втором году жизни рефлекс на цвет, обозначенный словом, вырабатывается в 7—8 раз быстрее, чем на тот же цвет, данный лишь как сигнал первой сигнальной системы. Выработанные нервные связи оказываются значительно более стойкими, если воспринимаемый цвет сопровождается его словесным обозначением. При этом влияние речевого фактора будет различным для разных по содержанию сигналов (цвет, величина, положение в пространстве). 
Особенно велика роль слова при «переносе» полученных ощущений, т. е. в процессе формирования соответствующей реакции на раздражитель, которого раньше не было в опыте ребенка. У детей дошкольного возраста (после 3 лет) наиболее отчетливо обнаруживается роль слова в ощущениях (цветовых). Исследования (А. А. Люблинская, З. М. Богуславская, З. М. Истомина, Н. X. Швачкин, Н. Г. Салмина, Т. И. Данюшевская, Е. В. Гордон и др.) показали, что у маленьких детей часто замечается значительное расхождение между умением различать цвета и их оттенки, знанием их названий, умением самостоятельно правильно пользоваться словесными обозначениями каждого цвета и возможностью использовать известные ребенку оттенки цветов в его собственной деятельности [14].

Исследование, проведенное 3. М. Истоминой (1978), показало, что уже  к двум годам дети при непосредственном восприятии достаточно хорошо различают  четыре основных цвета — красный, синий, зеленый, желтый. Дифференциация же промежуточных тонов — оранжевого, голубого и фиолетового вызывает у них трудности. В детский  период улучшается не только цветоразличение  при непосредственном восприятии, но и по слову — наименованию.

У детей 3 - 4 лет наблюдается различение черного и белого, а также цветов спектра; красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Выделение цветовых оттенков, как отличительных признаков предметов (такой же - разный) в игровой и практической деятельности, в природе, с опорой на эмоциональный тон ощущений (нравится - не нравится, приятно - не приятно) и посредством сравнения предметов, имеющих разные оттенки одного цвета, между собой.

У детей 4 - 5 наблюдается выделение и различение характеристик светлости цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Различение мягких и жестких тонов, холодных и теплых, моделирование тональных отношений [3].

Выявлено, что с 4 лет устанавливается  прочная связь между цветом и  его наименованием в отношении основных тонов, а с 5 лет - и в отношении промежуточных. По данным Кука, точность цветоразличения оттенков к шести годам возрастает примерно в два раза. Со среднего детского возраста дети начинают различать и светлоту, однако дифференциация светлотных отношений может наблюдаться и у младших детей, когда они приобретают сигнальное значение (Т. И. Данюшевская). Развитию этого процесса на протяжении детского возраста способствует и обозначение этих отношений словами «темное», «светлое» [10].

Точность различения оттенков возрастает к 6 годам в два раза. 
Расхождение в знании и умении различать цвета наиболее резко выступает, когда дети выделяют цвет какого-либо предмета. В тех случаях, когда окраска составляет один из отличительных признаков предмета (оранжевый цвет моркови, зеленый цвет огурца и т. д.), дети рано выделяют его, и этот цвет служит одним из стойких признаков, характеризующих предмет: «Это морковка — она рыженькая», «Это огурец — он зеленый». В то же время трех-, четырехлетний ребенок, только что правильно назвавший окраску отдельных квадратиков, часто совершенно неправильно называет тот же цвет, в который окрашены предметы, изображенные на картинке. Например, курицу, окрашенную в коричневатые тона, девочка (4 г. 2 мес.) называет синей, лиловые цветы разных оттенков - серыми, а темно-красную свеклу -черной.

Рассматривая картинку, на которой изображено много объектов, например птичий двор с разными домашними  птицами и животными, младший  дошкольник обычно сосредоточивается  на каком-то одном изображении, не видя других. Указывая на красного с желтым петуха, Витя (3 г. 7 мес.) говорит, что все тут петушки красные и желтые. 
Такие факты говорят о сложных отношениях, существующих между восприятием предмета, выделением его признаков, в частности даже такого броского, как цвет, и его обозначением. Цвет не просто присоединяется к воспринимаемому предмету, но вступает с ним в сложные, изменяющиеся отношения. Он иногда способствует узнаванию предмета («Морковка — она рыженькая»), а у более старших детей подавляется предметным содержанием. Ребенок узнает морковку, изображенную контурно или силуэтно, теряя необходимость опоры на цвет. Аналогичные факты приводит А. Н. Циммерман, изучавший обонятельные ощущения детей. 
Лишь у детей среднего дошкольного возраста слово, обозначающее цвет, как бы сливается с его восприятием. Оно становится неотъемлемой стороной, органической частью воспринимаемого цвета, превращая представление о нем у ребенка в определенный обобщенный образ красного, зеленого или синего цвета вообще. Лишь на этом уровне имеет место подлинное единство первой и второй сигнальных систем. Но на ранних ступенях развития ребенка слово и чувственный образ, им обозначенный, связаны подвижными и непрочными отношениями. И все же освоение ребенком слова как обозначения качества предмета принципиально изменяет весь процесс ощущения [14].

Итак, мы рассмотрели особенности развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста. К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться, прежде всего, за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения  и в развитии тонкости различения оттенков цвета. На протяжении всего детского возраста улучшается острота зрения. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным. В следующем параграфе мы опишем методы, с помощью которых определяются показатели.

§3. Методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста.

Нами было рассмотрено развитие зрительной чувствительности, в дошкольном возрасте важнейшими свойствами которой, являются цветоощущение, острота зрения. Данные  свойства могут быть изучены в следующих методиках.

В детской психологии наработан  богатый материал по диагностике  уровня сенсорного развития дошкольников. Это касается диагностики сформированности сенсорных эталонов цвета.

Для исследования цветоощущений (различительной чувствительности цветов и оттенков) и цветового зрения (целостности восприятий и ощущений) можно использовать следующие методики.

    • Методика «Елочки».

Предназначена для детей от трех до шести лет. Диагностируется уровень развития сенсорных эталонов оттенков цвета, характер перцептивных действий.

В качестве оборудования используется контурное изображение елочек на двух листах белой бумаги, игрушки («шары») различных оттенков определенного цвета, которые лежат на белой поверхности. На эталонном листе помещены игрушки - «шары» одинакового размера одного и того же цвета, но разных оттенков. Например, нарисованы «шары» зеленого цвета, имеющие следующие оттенки: салатовый, травяной, болотный, изумрудный и т.д. Соответственно детям предлагаются для выбора шары зеленого цвета разных оттенков. На втором рисунке «шары» обозначены контуром, их пространственное расположение такое же, как на эталонном рисунке. Для исследования сенсорных эталонов оттенков красного цвета можно предложить следующий набор: алый, бордовый, кирпичный, малиновый и т.д.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста