Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа
Цель: изучение развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях;
Выделить особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста;
Определить методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста;
Организовать эмпирическое исследование.
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста:
§1. Проблема зрительной чувствительности в научных исследованиях......6
§2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...17
§3. Методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..….26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста
§1. Организационные основы исследования………………………………..35
§2. Анализ результатов проведения экспериментального исследования…38
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………
Для того чтобы добиться
полного понимания системы
Зрение представляет собой
процесс порождения по изображениям
внешнего мира описания, полезного
для наблюдателя и не перегруженного
несущественной для него информацией.
Этот процесс можно рассматривать
как некоторое отображение
Гинецинский В.И. указывает на связь зрительных ощущений и эмоций, говоря, что они возникают последовательно и неотъемлемы друг от друга [7].
Маклаков А. Г. рассмотрел данный вопрос с точки зрения психофизиологии. Раздражителем для органа зрения является свет, т. е. электромагнитные волны. Волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения - это ощущения цвета. Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим относятся белый, черный и серый. К хроматическим относятся все остальные цвета (красный, синий, зеленый и т. д.).
Следует отметить, что чувствительность
человеческого глаза очень
Остротой зрения принято
называть способность различать
мелкие и удаленные предметы. Чем
мельче объекты, которые глаз в состоянии
видеть в конкретных условиях, тем
выше его острота зрения. Острота
зрения характеризуется минимальным
промежутком между двумя
Зрительные ощущения и восприятие связаны с функционированием зрительного анализатора [24].
Зрительные ощущения доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия - наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет «вообще», а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т. д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.
Чувствительность глаза
к световым волнам различной длины
неодинакова. Наиболее яркими кажутся
человеческому глазу лучи, длины
волн которых соответствуют желто-
Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития [13].
В настоящее время выделяют такие свойства зрения, как:
Цветовой тон - это то специфическое качество, которым один цвет, например красный, отличается от любого другого - синего, зелёного и т. д. при равной светлоте и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины воздействующей на глаз световой волны.
Светлота - это степень отличия данного цвета от чёрного. Наименьшей светлотой обладает чёрный, наибольшей - белый цвет. Светлота зависит от коэффициента отражения. Коэффициент отражения равен единице минус коэффициент поглощения Чем больше коэффициент поглощения световых лучей какой-нибудь поверхностью и чем соответственно меньше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе её цвет к чёрному; чем меньше коэффициент поглощения какой-нибудь поверхности и соответственно больше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе её цвет к белому.
От светлоты предметов следует отличать их яркость, которая зависит от энергии световой волны, или амплитуды её колебаний. Яркость характеризуется произведением освещённости на коэффициент отражения. Освещённость же предметов характеризуется количеством лучистой энергии, падающей в течение одной секунды на единицу поверхности. Светлота - цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности. Это количество лучистой энергии зависит от двух причин: с одной стороны, от коэффициента отражения от данной поверхности, а с другой - от количества лучистой энергии, падающей на данную поверхность. Поэтому яркость сильно освещённого чёрного бархата может быть больше яркости белой бумаги, находящейся в тени.
Насыщенность - это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находится количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому. Насыщенность цвета зависит от формы световой волны.
Глаз чувствителен к ничтожным количествам лучистой энергии.
Верхним порогом цветоощущения является та яркость света, которая "ослепляет" глаз. Эта величина в значительной мере зависит от степени адаптации глаза, от размера слепящего пятна и т.д. Побочные раздражители в некоторых случаях изменяют характер зрительной чувствительности. Согласно экспериментальным данным С. В. Кравкова, звук повышает чувствительность глаза к зелёным и синим лучам и понижает чувствительность глаза к оранжевым и красным лучам.
Чувствительность глаза
к световым волнам различной длины
не одинакова. Наиболее яркими кажутся
человеческому глазу лучи, длины
волн которых соответствуют желто-
Общее количество различаемых глазом цветных тонов максимальной насыщенности доходит до 150 [22].
Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Однако световая чувствительность зрения многих ночных животных (совы, грызуны) гораздо выше.
Максимальная световая чувствительность
палочек глаза достигается
Чувствительность глаза зависит от полноты адаптации, от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия [8].
Мерой остроты зрения является угол зрения — угол, образованный лучами, идущими от краев рассматриваемого предмета к узловой точке глаза. За единицу принимается остроты зрения, при которой глаз различает предметы, видимые под углом в одну минуту (Г). При этом острота зрения обратно пропорциональна величине угла зрения, т.е., чем меньше угол зрения, тем выше острота зрения. Исследование остроты зрения является основным функциональным тестом при оценке состояния центрального зрения человека в норме и при патологии [2].
Таким образом, мы рассмотрели проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях. Выяснили, что ощущение — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. В нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения. Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные. Так же, мы выделили свойства зрительной чувствительности: ощущение цвета, световая чувствительность, острота зрения. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста мы рассмотрим в следующем параграфе.
§2. Особенности развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста.
К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться, прежде всего, за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов [10].
Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3–7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается, прежде всего, в усовершенствовании анализаторно - синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер [26].
В - первые часы и дни после рождения, хотя глаза ребенка и поворачиваются к свету, часто они даже смотрят в разные стороны, да и движение их вслед за источником света происходит медленно и с перерывами. Но очень скоро эти движения уточняются и ускоряются. Глаза могут сводиться на одной точке – обязательное условие видения – и прослеживать движущийся предмет.
Попробуйте, поместив сантиметров
на 30 от глаз месячного ребенка яркую
игрушку, «поймать» его взгляд и
после этого начните
На втором месяце жизни возникает новое явление. При остановке движущегося предмета останавливаются и следившие за ним глаза. Ребенок несколько секунд удерживает их на неподвижном предмете. А вскоре уже сам начинает переводить глаза с одного предмета на другой, поворачивать голову, чтобы удобнее было смотреть. И смотрит подолгу – по нескольку минут. Появляется зрительное сосредоточение на предметах.
Когда ребенок не спит и не ест, он смотрит то на один, то на другой предмет, находящийся в поле зрения. Примерно к трем месяцам движения глаз у ребенка развиты почти так же, как у взрослого, хотя движения тела еще совершенно беспомощны. Ребенок становится смотрящим и видящим существом намного раньше, чем существом, передвигающимся и действующим в пространстве. Это – одна из важных особенностей человеческого развития, отличающая ребенка от детенышей животных.
Однако развитие зрительных реакций происходит не само собой, а под влиянием упражнения, для которого необходим постоянный приток внешних впечатлений.