Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях;
Выделить особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста;
Определить методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста;
Организовать эмпирическое исследование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста:
§1. Проблема зрительной чувствительности в научных исследованиях......6
§2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...17
§3. Методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..….26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста
§1. Организационные основы исследования………………………………..35
§2. Анализ результатов проведения экспериментального исследования…38
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 (2) (Автосохраненный).docx

— 201.50 Кб (Скачать)

Для того чтобы добиться полного понимания системы столь  сложной, как нервная система, следует  использовать различные типы научного объяснения, относящиеся к различным  уровням описания работы системы, которые, по крайней мере в принципе, представляют собой некоторое единое целое, хотя прослеживание связей между отдельными уровнями во всех подробностях практически  бессмысленно. Полное понимание феномена-зрения в целом означает понимание того, каким образом можно надежно  и эффективно извлекать описания реального мира из его изображений.

Зрение представляет собой  процесс порождения по изображениям внешнего мира описания, полезного  для наблюдателя и не перегруженного несущественной для него информацией. Этот процесс можно рассматривать  как некоторое отображение одного представления в другое, причем исходное представление образуется массивами  значений яркости изображения, зарегистрированных фоторецепторами сетчатки [16].

Гинецинский В.И. указывает на связь зрительных ощущений и эмоций, говоря, что они возникают последовательно и неотъемлемы друг от друга [7].

Маклаков А. Г. рассмотрел данный вопрос с точки зрения психофизиологии. Раздражителем для органа зрения является свет, т. е. электромагнитные волны. Волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения - это ощущения цвета. Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим относятся белый, черный и серый. К хроматическим относятся все остальные цвета (красный, синий, зеленый и т. д.).

Следует отметить, что чувствительность человеческого глаза очень велика. Например, между черным и белым цветом человек может различить около 200 переходных цветов. Однако необходимо разделять понятия «чувствительность глаза» и «острота зрения».

Остротой зрения принято  называть способность различать  мелкие и удаленные предметы. Чем  мельче объекты, которые глаз в состоянии  видеть в конкретных условиях, тем  выше его острота зрения. Острота  зрения характеризуется минимальным  промежутком между двумя точками, которые с данного расстояния воспринимаются отдельно друг от друга, а не сливаются в одну. Эту величину можно назвать пространственным порогом зрения [15].

Зрительные ощущения и восприятие связаны с функционированием зрительного анализатора [24].

Зрительные ощущения доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия - наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Зрительное ощущение, возникающее  в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет «вообще», а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся  от нас на определенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т. д. Зрение дает нам отражение  всех этих многообразных свойств  объективной действительности. Но отражение  предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже  к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические  зрительные ощущения.

Чувствительность глаза  к световым волнам различной длины  неодинакова. Наиболее яркими кажутся  человеческому глазу лучи, длины  волн которых соответствуют желто-зеленой  части спектра. В сумерки наиболее ярким кажется не желто-зеленый цвет, а зеленый цвет. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют. Это явление носит название явления Пуркинье. Общее количество различаемых глазом цветных тонов максимальной насыщенности доходит до 150 [22].

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они  связывают человека с внешним  миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития [13].

В настоящее время выделяют такие свойства зрения, как:

  • Ощущение цвета. Все воспринимаемые глазом цвета могут быть подразделены на две группы: ахроматические и хроматические. Ахроматическими цветами называется белый, чёрный и все располагающиеся между ними оттенки серого цвета; они отличаются друг от друга только светлотой. Все остальные цвета - хроматические; они отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон - это то специфическое качество, которым один цвет, например красный, отличается от любого другого - синего, зелёного и т. д. при равной светлоте и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины воздействующей на глаз световой волны.

Светлота - это степень отличия данного цвета от чёрного. Наименьшей светлотой обладает чёрный, наибольшей - белый цвет. Светлота зависит от коэффициента отражения. Коэффициент отражения равен единице минус коэффициент поглощения Чем больше коэффициент поглощения световых лучей какой-нибудь поверхностью и чем соответственно меньше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе её цвет к чёрному; чем меньше коэффициент поглощения какой-нибудь поверхности и соответственно больше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе её цвет к белому.

От светлоты предметов  следует отличать их яркость, которая зависит от энергии световой волны, или амплитуды её колебаний. Яркость характеризуется произведением освещённости на коэффициент отражения. Освещённость же предметов характеризуется количеством лучистой энергии, падающей в течение одной секунды на единицу поверхности. Светлота - цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности. Это количество лучистой энергии зависит от двух причин: с одной стороны, от коэффициента отражения от данной поверхности, а с другой - от количества лучистой энергии, падающей на данную поверхность. Поэтому яркость сильно освещённого чёрного бархата может быть больше яркости белой бумаги, находящейся в тени.

Насыщенность - это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находится количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому. Насыщенность цвета зависит от формы световой волны.

Глаз чувствителен к ничтожным  количествам лучистой энергии.

Верхним порогом цветоощущения  является та яркость света, которая "ослепляет" глаз. Эта величина в значительной мере зависит от степени  адаптации глаза, от размера слепящего пятна и т.д. Побочные раздражители в некоторых случаях изменяют характер зрительной чувствительности. Согласно экспериментальным данным С. В. Кравкова, звук повышает чувствительность глаза к зелёным и синим лучам и понижает чувствительность глаза к оранжевым и красным лучам.

Чувствительность глаза  к световым волнам различной длины  не одинакова. Наиболее яркими кажутся  человеческому глазу лучи, длины  волн которых соответствуют желто-зелёной  части спектра. В сумерки наиболее ярким кажется не желто-зелёный  цвет, а зелёный цвет. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета  темнеют, а зелёно-голубые цвета  светлеют. Это явление носит название явления Пуркинье.

Общее количество различаемых  глазом цветных тонов максимальной насыщенности доходит до 150 [22].

  • Световая чувствительность человеческого глаза. Световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.

Человек с хорошим зрением  способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Однако световая чувствительность зрения многих ночных животных (совы, грызуны) гораздо выше.

Максимальная световая чувствительность палочек глаза достигается после  достаточно длительной темновой адаптации.

Чувствительность глаза  зависит от полноты адаптации, от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени  действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом  из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия [8].

  • Острота зрения — способность глаза воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на определенном, обычно небольшом расстоянии. Зависит от рефракции глаза (понижение острота зрения наблюдается при близорукости: при дальнозоркости она может оставаться нормальной за счет напряжения аккомодации), состояния преломляющих сред, сетчатки, зрительного нерва и других отделов зрительного анализатора. При отсутствии видимых причин понижения острота зрения говорят об амблиопии.

Мерой остроты зрения является угол зрения — угол, образованный лучами, идущими от краев рассматриваемого предмета к узловой точке глаза. За единицу принимается остроты зрения, при которой глаз различает предметы, видимые под углом в одну минуту (Г). При этом острота зрения обратно пропорциональна величине угла зрения, т.е., чем меньше угол зрения, тем выше острота зрения. Исследование остроты зрения является основным функциональным тестом при оценке состояния центрального зрения человека в норме и при патологии [2].

Таким образом, мы рассмотрели проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях. Выяснили, что ощущение — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. В нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения. Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные. Так же, мы выделили свойства зрительной чувствительности: ощущение цвета, световая чувствительность, острота зрения. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста мы рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

§2. Особенности развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста.

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка  уже вполне сформированы. Однако это  не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться, прежде всего, за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов [10].

Интенсивно развиваются  у детей в возрасте 3–7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также  ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается, прежде всего, в усовершенствовании анализаторно - синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер [26].

В - первые часы и дни после рождения, хотя глаза ребенка и поворачиваются к свету, часто они даже смотрят в разные стороны, да и движение их вслед за источником света происходит медленно и с перерывами. Но очень скоро эти движения уточняются и ускоряются. Глаза могут сводиться на одной точке – обязательное условие видения – и прослеживать движущийся предмет.

Попробуйте, поместив сантиметров  на 30 от глаз месячного ребенка яркую  игрушку, «поймать» его взгляд и  после этого начните передвигать  игрушку из стороны в сторону. Вы увидите, что глаза ребенка  будут двигаться вслед за игрушкой, следить  за ее перемещением. С каждым днем такое слежение будет совершенствоваться: у ребенка появляется возможность  следить за предметами, движущимися  все быстрее и находящимися все  дальше от его лица. Становятся все  более разнообразными и направления, в которых движутся глаза. Если в  самом начале они следят только за предметами, движущимися из стороны в сторону, то- потом, и за такими, которые перемещаются вверх, вниз и даже по кругу.

На втором месяце жизни  возникает новое явление. При  остановке движущегося предмета останавливаются и следившие  за ним глаза. Ребенок несколько  секунд удерживает их на неподвижном  предмете. А вскоре уже сам начинает переводить глаза с одного предмета на другой, поворачивать голову, чтобы  удобнее было смотреть. И смотрит  подолгу – по нескольку минут. Появляется зрительное сосредоточение на предметах.

Когда ребенок не спит и  не ест, он смотрит то на один, то на другой предмет, находящийся в поле зрения. Примерно к трем месяцам  движения глаз у ребенка развиты  почти так же, как у взрослого, хотя движения тела еще совершенно беспомощны. Ребенок становится смотрящим  и видящим существом намного  раньше, чем существом, передвигающимся  и действующим в пространстве. Это – одна из важных особенностей человеческого развития, отличающая ребенка от детенышей животных.

Однако развитие зрительных реакций происходит не само собой, а  под влиянием упражнения, для которого необходим постоянный приток внешних  впечатлений.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста