Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях;
Выделить особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста;
Определить методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста;
Организовать эмпирическое исследование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста:
§1. Проблема зрительной чувствительности в научных исследованиях......6
§2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...17
§3. Методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..….26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста
§1. Организационные основы исследования………………………………..35
§2. Анализ результатов проведения экспериментального исследования…38
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 (2) (Автосохраненный).docx

— 201.50 Кб (Скачать)

Процедура обследования проводится следующим образом: детям   предлагается  украсить  елочку шарами точно так же, как на рисунке. Для этого нужно к каждому шару (игрушке) подобрать одинаковый по цвету и поместить его на свою елочку [3].

  • Таблицы Рабкина предназначены для исследования цветового зрения и диагностики различных форм и степеней патологии. 
    Набор таблиц содержит две группы - основную (таблицы 1-27), предназначенную для дифференциальной диагностики форм и степеней расстройств цветового зрения, и контрольную (таблицы 28-48) - для уточнение диагноза в наблюдаемых иногда случаях аггравации; симуляции и диссимуляции. Дальтонизм определяется на специальных полихроматических таблицах. Каждая таблица состоит из множества цветных кружков и точек, одинаковых по яркости, но несколько различных по цвету. Дальтонику, не различающему присутствующие в таблице цвета, таблица предстанет однородной, а человек с нормальным цветоощущением разглядит цифру или геометрическую фигуру, составленные из кружков одного цвета [23].

Исследование проводится следующим способом. Таблицы располагают на уровне глаз ребенка в вертикальной плоскости. Исследование проводится монокулярно, с расстояния 0,5-1 м, при остроте зрения более 0,05. Если острота зрения 0,05-0,02, то ребенок может рассматривать таблицы с более близкого расстояния. Дети старшего возраста называют цифры и фигуры, младшего - обводят их пальцем или кисточкой.

Сначала показывают 2 демонстрационные таблицы (I, II). Если ребенок различает  эти таблицы, то исследование продолжается, если не различает, то исследование прекращают. Затем показывают серию таблиц (III-VII) общедиагностических и дифференциально-диагностических для выявления врожденной или приобретенной патологии цветового зрения. Если обследуемый читает таблицы неуверенно, то исследование можно повторить [9].

В широком смысле слова  термин «острота зрения» относится  к способности распознавать мелкие детали и отличать друг от друга  разные участки поля зрения (рис. 1).

Рис. 1. Детали визуальных объектов, используемых при измерении  остроты зрения

Идентификация элемента проверочной таблицы Снеллена. Буква из таблицы Снеллена, используемой при проверке остроты зрения; два других стимульных материала предназначены для оценки разрешающей способности зрения. Испытуемый должен указать, в каком месте кольца Ландольта находится разрыв и как ориентированы параллельные лини.[31]

Метод измерения остроты зрения выражается в терминах расстояния, с которого различимы объекты, обычно буквы, размер изображения которых на сетчатке равен 0,005 мм. Если человек, стоящий на расстоянии 5м от таблицы с буквами, может видеть буквы, которые видит средний человек, значит его зрение равно 1,0. Если для того чтобы видеть буквы, которые средний человек видит с расстояния в 5,5 м, испытуемому нужно находиться на расстоянии 5 м от таблицы, его зрение равно 0,9 и т.д. [14].

Стандартные тесты  для оценки остроты зрения взрослых людей не подходят для не владеющих речью детей, а также детей с отклонениями в развитии, так как они требуют определенного контакта с ребенком, который должен не только различить предъявленный стимул, но узнать его, корректно интерпретировать и реагировать на требования врача-офтальмолога.

У детей старше 3 лет остроту зрения определяют с помощью специальных таблиц, требующих ответа ребенка о том, что он видит.

Для исследования остроты  зрения пользуются таблицами Головина -Сивцева, в которых имеется 12 рядов знаков (букв и оптотипов колец Ландольта с разрывом) различной величины. Таблицы позволяют с расстояния 5 м определять остроту зрения от 0,1 (верхний ряд) до 2,0 (нижний ряд) [31].

Исследование проводится следующим образом. Предложите испытуемому встать на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз ладонью. Попросите испытуемого назвать буквы на таблице в направлении сверху вниз. Отметьте последнюю из строчек, которую испытуемый смог прочесть. Определите остроту зрения для правого, а затем левого глаза по формуле: Y = a\x, где Y – острота зрения, a – расстояние от испытуемого таблицы, x – расстояние, с которого прочитана строка должна быть видна нормальному глазу [1].

Т. В. Ендовицкая определяла остроту зрения детей дошкольного возраста, предлагая им указывать место разрыва в кольце Ландольта (набор цветных колец) [29].

 У детей  более раннего возраста оценить остроту зрения и выявить ее снижение можно с помощью объективных методов, одним из которых является регистрация корковых ЗВП. Этот метод не требует словесного контакта с ребенком; необходимым условием является только фиксация взгляда на предъявляемом стимуле.

В исследованиях Л.И. Фильчиковой (Фильчико-ваЛ.И., 1999; Фильчикова Л.И. и др., 1995, 2001) острота зрения у здоровых детей раннего возраста определялась с помощью регистрации ЗВП на шахматные поля с низкой частотой реверсии контраста (две реверсии в секунду). Размер ячеек шахматных полей составлял 220, 110, 55, 28, 14, 7 угловых минут и соответствовал остроте зрения 0,005; 0,01; 0,02; 0,04; 0,07 и 0,14.

При определении  остроты зрения ребенку вначале предъявляли шахматные поля с ячейками большого размера, затем постепенно снижали его до тех пор, пока не регистрировали четко различимый ЗВП. Этот размер ячеек соответствовал остроте зрения ребенка.

Минимальный размер ячеек, на который регистрируется ЗВП, равен 28 угловым минутам, что соответствует остроте зрения 0,04.

При определении  остроты зрения по порогу появления ЗВП необходимо учитывать закономерные изменения латентности электрокорковой реакции в ряду предъявленных шахматных полей. м ячеек.

ЗВП с укороченной  латентностью в пороговой области является реакцией на обнаружение стимула и не может расцениваться как показатель остроты зрения [29].

Для определения зрения у  малышей, не знающих букв, созданы  таблицы Орловой или Алейниковой. В этой таблице вместо букв нарисованы простые и узнаваемые изображения предметов и животных. Процедура исследования сходна с процедурой исследования по таблице Сивцева – Головина.

Нагорский П.Г. нашёл новый способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста.

Процедура исследования проводится следующим образом.

Перед началом проверки остроты  зрения ребенку показывают проверочную  таблицу с расстояния 30-40 см, чтобы  убедиться в том, что рисунок (оптотип) ему понятен. Затем переходят непосредственно к проверке остроты зрения по такой же таблице, но с расстояния 2,5 метра. Для проверки остроты зрения используют таблицу с оптотипами, стилизованными под автомобиль, с двумя проверочными элементами — колесами в виде круговых колец или разорванных круговых колец. Контур автомобиля нарисован тонкими линиями и отстоит от колец на толщину этого кольца, чтобы не отвлекать внимание ребенка от основного проверочного элемента. Колеса представлены в виде замкнутого или разорванного кругового кольца с разным направлением разрыва (вверх, вниз, влево или вправо). Размер колец рассчитан по формуле Дондерса.

Таблица состоит из двух листов форматом А4 (210х297 см) каждый. На первом листе расположены сверху вниз 3 ряда оптотипов в порядке убывания размера, соответствующие остроте зрения от 0,1 до 0,3 с шагом в 0,1 (рис. 1). На втором листе расположены сверху вниз 7 рядов оптотипов в порядке убывания размера, соответствующие остроте зрения от 0,4 до 1,0 с шагом в 0,1(рис.2). Фон таблицы - белый, а рисунки - черные.  
При проверке остроты зрения таблица может быть закреплена в аппарат Рота, а так же может предъявляться вручную в условия хорошего освещения. Существенными отличительными признаками предложенного нами способа от прототипов является:

1. Проверку производят  с расстояния 2,5 метров. На этом  расстоянии дошкольники показывают максимальную остроту зрения.

2. В качестве оптотипа используют повторяющийся стилизованный рисунок автомобиля, знакомый каждому ребенку, что значительно повышает заинтересованность ребенка.

3. Проверочным элементом  в оптотипе служит кольцо или разорванное кольцо, в котором соотношение между толщиной кольца (или разрывом) и самим кольцом равно 1:5.

4. Увеличено количество  оптотипов рядах, что также повышает точность исследования.

Предложенным способом можно  проверять остроту зрения даже у  малоконтактных и не умеющих разговаривать детей, так как для правильного ответа достаточно показать пальцем направление разрыва в кольце.  
Кроме этого, поскольку таблица напечатана на двух листах форматом А4, обеспечена возможность использования ее в командировках и при обследовании детей в дошкольных учреждениях [19].

Таким образом, мы рассмотрели различные методики, для определения уровня развития основных свойств зрительной чувствительности, а именно остроты зрения и цветоощущения. Стандартные тесты для оценки остроты зрения взрослых людей не подходят для не владеющих речью детей, а также детей с отклонениями в развитии, так как они требуют определенного контакта с ребенком, который должен не только различить предъявленный стимул, но узнать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Теоретический анализ литературы показал, что ощущение — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

Вопросами зрительной чувствительности занимали такие психологи, физиологи  как: Немов С. Р., Вундт В., Рид Т., Кравков С.В., Узнадзе Д. Н., Эвальд Геринг, Сеченов И. М., Столин В.В., Маклаков А.Г., Гинецинский В.И., Рубинштейн С.Л., Люблинская А.А., Харви Шиффман, Хьюбел Д., Лурия А.Р.

Так Немов С. Р. рассматривает зрительные ощущения в процессе их эволюционного развития. Томасов Юнгом сформулирована теория цветоощущения.Эвальд Геринг предложил теорию оппонентных процессов. Он предположил, что три первичных цвета обрабатываются зрительной системой как антагонистические или оппонентные пары. Столин В. В. указывает на константность ощущений. Гинецинский В.И. указывает на связь зрительных ощущений и эмоций.

Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Так же, мы выделили свойства зрительной чувствительности: ощущение цвета, световая чувствительность, острота зрения.

Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного  возраста происходят в развитии остроты зрения  и в развитии тонкости различения оттенков цвета. На протяжении всего детского возраста улучшается острота зрения. Норма остроты зрения у детей 3-4 лет 0,7; у 4-5 лет 0,8; у детей 5-6 лет 0,86.

В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным. Нами было рассмотрено развитие зрительной чувствительности, в дошкольном возрасте важнейшими свойствами которой, являются цветоощущение, острота зрения. Данные  свойства могут быть изучены в следующих методиках. Для выявления уровня развития остроты зрения могут использоваться такие методики, как: Таблица Сивцева Головина; Таблица Орловой; Кольца Ландольта. Для выявления уровня развития цветоощущения: Методика «Ёлочки»; Таблица Рабкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста.

§1. Организационные основы исследования.

Экспериментальное исследование констатирующего характера  с целью определения уровня развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ «Центр развития ребенка №3» г. Новокузнецка в период с мая по июнь 2012 года. Критериями выбора детей являлись:

    • отсутствие зрительных нарушений;
    • регулярное посещение детского сада.

В исследовании приняли участие 10 детей младшей группы (Табл.2), 10 средней группы (Табл.3) и 10 старшей группы (Табл.4).

Таблица 2. Характеристика детей младшей группы.

Код имени

пол

возраст

1

Акушева К.

Ж

3,7

2

Афанасьев В.

М

3,7

3

Галанина П.

Ж

3,9

4

Клещеева Л.

Ж

3,8

5

Мехадюк М.

М

3,7

6

Немцов Е.

М

3,8

7

Панкова Н.

Ж

3,10

8

Тарасова Ю.

Ж

3,9

9

Щедрина Ю.

Ж

3,10

10

Яшкин В.

М

3,11


 

Таблица 3. Характеристика детей средней группы.

Код имени

пол

возраст

1

Газизов В.

М

4,7

2

Марганец Е.

М

4,10

3

Лапшин А.

М

4,11

4

Панюшев В.

М

4,10

5

Романенко С.

Ж

4,7

6

Попов М.

М

4,7

7

Санникова С.

Ж

4,8

8

Смагин А.

М

4,9

9

Шевелев Д.

М

4,10

10

Гончаров Д.

М

4,8

Информация о работе Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста