Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа
Цель: изучение развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить проблему зрительной чувствительности в научных исследованиях;
Выделить особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста;
Определить методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста;
Организовать эмпирическое исследование.
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста:
§1. Проблема зрительной чувствительности в научных исследованиях......6
§2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...17
§3. Методы изучения зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..….26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительной чувствительности у детей дошкольного возраста
§1. Организационные основы исследования………………………………..35
§2. Анализ результатов проведения экспериментального исследования…38
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………
Таблица 10. Результаты исследования цветоощущения детей 5-6 лет.
№ |
Код имени |
таблицы Рабкина (Ответы исследуемого: Правильно (+); Неуверенно (-); Неправильно (?)) | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
1 |
Газизов Дима |
+ |
+ |
? |
+ |
+ |
? |
+ |
2 |
Горяная Катя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Зыкова Алена |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Райх Николай |
+ |
+ |
+ |
+ |
? |
? |
+ |
5 |
Хасенова Диана |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Куклева Ксения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Стопчак Кирилл |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 |
Королева Полина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
? |
+ |
9 |
Хамова Полина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Исаева Лилия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
? |
+ |
Анализируя результаты методики «Таблицы Рабкина», мы пришли к выводу, что все дети находятся на высоком уровне развития цветоразличения. Так как число названных фигур детьми 3-6 лет 12, либо более 12. Таким образом, можно констатировать тот факт, что к началу дошкольного возраста к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра. Следовательно такой показатель, как цветоразличение не предполагает серьезных изменений в различие цвета у детей дошкольников, а интенсивно развивается до дошкольного возраста детей.
Методика «Елочки»
Цель: определение уровня, развития сенсорных эталонов оттенков цвета, показала результаты:
Критерии, по которым оценивается задание: уровень выполнения задания (высокий, средний, низкий).
Показатели уровней следующие:
Анализируя результаты методики «Ёлочки» из 10 детей младшей группы один ребенок (10%)показал высокий уровень, т.е. разложил елочные шарики соответствующего цвета, как на эталонном листе; Средний уровень показало 6 (60%) детей, которые в задании допустили небольшие ошибки. Немцов Е. перепутал красный, оранжевый цвета; Мехадюк М. перепутал красный и оранжевый цвета; Клещеева Л. – малиновый, сиреневый; Галанина П. перепутала красный и малиновый; Акушева К. перепутала красный и оранжевый цвета; Тарасова Ю. перепутала малиновый, сиреневый цвета. 3 (30%) ребенка допустили значительные ошибки., так Влад А. перепутал красный и оранжевый, сиреневый и малиновый цвета; Яшкин В. перепутал сиреневый и малиновый, красный и оранжевый; Панкова Н. перепутала красный и оранжевый, сиреневый и малиновый цвета.
В ходе выполнении методики «Ёлочки» из 10 детей средней группы 3 (30%) ребенка показали высокий уровень, т.е. без затруднений разложили елочные шарики соответствующего цвета, как на эталонном листе; средний уровень показали 7 (70%) детей, которые в задании допустили небольшие ошибки в сопоставлении заданного цвета и места, обозначенного на елочке. Так, Газисов В. перепутал красный и оранжевый цвета; Попов М. – малиновый и сиреневый, а Лапшин А. перепутал красный и оранжевый цвета; Смагин А. перепутал красный и оранжевый; Шевелев Д. перепутал сиреневый и темно-синий цвета; Гончаров Д. перепутал красный и оранжевый; Панюшев В. перепутал красный и оранжевый.
При выполнении методики «Ёлочки» из 10 детей старшей группы 6 детей (60%) показали высокий уровень, т.е. без затруднений разложили елочные шарики соответствующего цвета, как на эталонном листе; средний уровень показали 4 (40%) ребенка, которые в задании допустили небольшие ошибки в сопоставлении заданного цвета и места, обозначенного на елочке. Стопчак К. перепутал красный и оранжевый цвета; Горяная К. перепутала красный и оранжевый цвета; Райх.Н перепутал красный и оранжевый цвета; Хамова П. перепутала сиреневый и малиновый цвета.1 ребенок – Дима Г. справился с заданием со второго раза, т.к. после первого объяснения задания не совсем понял то, что ему нужно сделать. Но после второго объяснения исправился и выполнил задание правильно. Его результат отнесен к высокому уровню.
Анализируя результаты, можно сделать вывод о том, что у девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики. Так же можно проследить динамику развития уровня развития оттенков. В старшем дошкольном возрасте получились более высокие результаты, чем в средней группе. А в средней группе выше, чем в младшей группе. Таким, образом проведение методики «Ёлочки» доказало, что количество ошибок, которые делают при этом дети в возрасте 3–6 лет, быстро уменьшается: если у трехлетних число ошибок ещё очень велико и достигает 70%, то у детей 5–6 лет ошибок обычно уже не более 50%.
Вывод
В результате исследования,
которое имело целью
В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным. Так в младшей группе число ошибок в определение оттенков цвета составляет 90%, в средней группе 70%, а старшей группе 40%.
К трем годам дети достаточно
хорошо различают четыре основных цвета
— красный, синий, зеленый, желтый. Дифференциация
же промежуточных тонов —
Исследование остроты зрения у детей 3—7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. Если у детей 3-4 лет острота зрения равная 0,8 составляет 60%, то в 4-5 лет она составляет 70%. Если у детей 4-5 лет острота зрения равная 0,9 составляет 30%, то у детей 5-6 лет она составляет 60%. Таким образом, прослеживается динамика в развитии остроты зрения детей дошкольного возраста.
В целом можно констатировать тот факт, что испытуемые группы детей находится на высоком уровне развития зрительных ощущений.
Заключение
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п.
Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель
Вопросами зрительной чувствительности занимались многие психологи, физиологи, такие как: Немов С. Р., Вундт В., Рид Т., Кравков С.В., Узнадзе Д. Н., Эвальд Геринг, Сеченов И. М., Столин В.В., Маклаков А.Г., Гинецинский В.И., Рубинштейн, Люблинская А.А., Харви Шиффман, Узнадзе Д.Н., Хьюбел Д., Лурия А.Р.
Зрительные ощущения имеют особое значение в нашей жизни. Недаром некоторые биологи называют человека «зрительным животным». Зрительные ощущения возникают в результате действия световых (электромагнитных) волн, отражаемых предметами. Световые волны действуют через зрачок на сетчатку (ретину) глаза, которая является рецептором зрения. Благодаря этим ощущениям человек получает сведения о цвете предметов, а в сочетании с двигательными ощущениями - об их форме, величине, о расстояниях, о пространстве и движения предметов.
Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.
Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 3—7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. Так, при измерении остроты зрения детей дошкольного возраста, оказалось, что для детей 3-4 лет нормой остроты зрения является 0,70, для детей 4-5 лет 0,80, а для детей 5-6 лет 0,86.
В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным.
Изучение цветного зрения и остроты зрения требует применения особых таблиц и методик. Стандартные тесты для оценки остроты зрения взрослых людей не подходят для не владеющих речью детей, а также детей с отклонениями в развитии, так как они требуют определенного контакта с ребенком, который должен не только различить предъявленный стимул, но узнать его.
Исследование проведенноё нами доказало правоту нашей гипотезы. А именно, по полученным результатам исследования мы смогли проследить положительную динамику развития, основных показателей, развития зрительной чувствительности детей дошкольного возраста.
Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т.е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения, в том числе и ведущий вид ощущений – зрительные ощущения.
Литература