Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа
Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет внимание, оно обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему.
Произвольное внимание
- одна из важнейших
Учащиеся с интеллектуальной
недостаточностью смотрят на
объекты или их изображения,
не замечая при этом, присущих
им существенных элементов.
Усвоение учащимися школьных знаний предполагает некоторую сформированность произвольного внимания. Оно у учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью, и переключаемостью, малой произвольностью. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики – олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие объекты, находящиеся в окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.
Исходя из выше сказанного
можно сделать следующий вывод,
С точки зрения отечественных специалистов Л.С.Выготского, С.Д.Забрамной, С.В.Лиепинь, С.Я.Рубинштейн, У.В.Ульянковой, занимающихся психологией детей с интеллектуальной недостаточностью, с целью изучения основных недостатков внимания проводили наблюдения за учащимися вспомогательной школы. Распределение внимания влияет на успеваемость по всем предметам. Успеваемость по математике, русскому языку, чтению и другим предметам тем выше, чем лучше распределение внимания. Так как у этих детей объем внимания узок, они не могут воспринять информацию полностью, что влияет на их успеваемость. Из - за нарушений внимания дети не могут понять условие задачи с первого раза, низкая концентрация внимания отрицательно влияет на выполнение заданий. Трудности при усвоении математики: некоторые дети постоянно отвлекаются от выполнения задания, неадекватно реагируют на замечания учителя. Во время урока дети не могут самостоятельно выполнять задания, предлагаемые учителем, большая часть времени уходит на решение одной задачи урока, наблюдения и исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность внимания создают определенные трудности в понимании задачи. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментально, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения. Но некоторые дети не выполняют задания учителя и отвлекают от работы близ сидящих учеников. Педагог с трудом привлекает внимание детей и в течение всего урока стимулирует учебную деятельность, поощряя самые незначительные успехи. На уроках русского языка у детей с преобладающим возбуждением возникают трудности при письме: пропуски, перестановки слов, дублирование, неправильное списывание, т.е. «ошибки внимания». У учащихся с преобладающим торможением доминирует вялость, медлительность, заторможенность моторики. Дети с дефектами речи допускают ошибки при звукобуквенном анализе слов, что негативно сказывается на овладении грамотой и письменной речью. На вопросы, заданные учителем, дети отвечают односложными ответами. При выполнении письменных работ наблюдается большое количество исправлений, искажений в начертаниях букв и их соединений. Низкий уровень распределения внимания отрицательно влияет на качество уроков.
На уроках чтения
при усложнении структуры
Исходя, из выше сказанного можно сделать следующий вывод:
успешность овладения
знаниями на уроках математики
наиболее тесно связана с
С.Д. Забрамная разработала множество материалов, методических рекомендаций для исследования и коррекции внимания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она указывает на то, что в случае умственной отсталости нарушения внимания, как правило, наблюдаются чаще и выражены грубее. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают их. По сравнению с нормальными сверстниками у детей с интеллектуальной недостаточностью сужен объем внимания. Бросая взор, на какой – то объект, они видят в нем меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на улице, в помещении, особенно в малознакомых местах. Недостатки внимания проявляются у детей с интеллектуальной недостаточностью и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела, например, рисовать и рассказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары карандашом по стулу и т.д.
Отрицательное влияние
на развитие внимания
Глава 2.Особенности изучения внимания у школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Методы изучения внимания
Расстройства внимания
Выделяют следующие методики, которые
применяются в исследовании
1. Корректурная проба.
2. Счет по Крепелину. Эта методика была предложена Э. Крепелиным в 1895 г. Ее применяют для изучения особенностей переключения внимания, исследования работоспособности. Испытуемому предъявляются бланки с расположенными на них столбцами цифр. Нужно складывать или вычитать в уме эти цифры, а на бланке записывать результаты.
С
помощью графика можно
После
выполнения задания
3. Отсчитывание.
Методика была предложена
Опыт заключается в
Промежутках между числами хронометрируются. Запись опыта приобретает следующий вид:
(100-7). .93...86...79...72...65..58.
При
наличии повышенной
Возможны два вида ошибок.
Первый
- ошибки в единицах и главным
образом при переходе через
десяток - свидетельствует о некоторой
интеллектуальной
(100-7)..93.... 85.. ..78..71. ...64.. ..58 и т. д.
Второй
- ошибки в десятках - характерен
главным образом для больных
с неустойчивым вниманием.
93...86...69..62.....55...38 и т. д.
4. Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, изготовление которых несложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.
Можно
отмечать количества чисел,
Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах.
Для
большей наглядности
Если
график медленно «растет»
Резкое снижение показателей к концу работы - слабость нервных процессов, утомляемость (проявление астении (при неврозах, психосоматических нарушениях и т.д.).
Неравномерный темп выполнения - истощаемость и снижение работоспособности.
При
органических поражениях
При неврозах - выполнение заданий может иметь пикообразный характер, ошибок допускается мало, с приближенной к норме продуктивностью, но с тенденцией к истощению.
Модифицированная таблица Шульте. Для исследования переключения внимания часто используется модифицированная красно-черная таблица Шуль-те, которая содержит 49 чисел (из них 25 черных и 24 красных). Испытуемый по очереди должен показывать цифры: черные – в порядке возрастания, красные – в порядке убывания. Эта таблица используется для исследования динамики мыслительной деятельности и способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
2.2Специфика изучения внимания у школьников с интеллектуальной недостаточностью
Важным
моментом в изучении
Мышление отличается тугоподвижностью, замедленностью, вязкостью.
Л.С. Выготский
считал, что в изучении аномального
развития, вскрывая его механизм,
можно определить путь к
Недостаточный
уровень развития навыков,
Информация о работе Изучение внимания лиц с особенностями психофизического развития