Однако, как
психологическая структура этого
недоразвития, так и его прогноз
будут иным, чем при ЗПР, обусловленной
болезненным фактором. Мозаичность знаний,
представлений и понятий такого ребенка,
асинхрония его развития будут связаны
не с парциальностью недостаточности
его высших корковых функций, а с особенностями
воспитания и окружения.
Психологический
анализ аномального развития
ребенка должен включать несколько
этапов:
1. Систематизация психологических
данных о состоянии ребенка
на момент обследования. Сюда
входит характеристика первичного
дефекта, характеристика вторичных
нарушений.
2. Выявление сохранных
функций, асинхронии развития под влиянием
первичного дефекта
3. Особенности воспитания
и окружения ребенка
4.Анализ истории развития
ребенка
5. Выбор методов психолого-педагогической
коррекции.
Решение этих вопросов возможно
лишь совместно с врачом. Выбор
методов коррекции, профилактика
вторичных дизонтогенетических
расстройств невозможны без учета
клинической картины основного
заболевания или его последствий,
характера медикаментозного лечения,
получаемого ребенком.
Итак,
дефектолог сталкивается с двумя
задачами диагностики психического
развития:
- определение реального
уровня психического развития
ребенка;
- определение зоны ближайшего
развития.
Причина, по которой необходимо
определить зону ближайшего развития
- определение оптимальных сроков
обучения детей. Границы сенситивности
для освоения различных видов деятельности
всегда индивидуальны, следовательно,
их знание необходимо, т.к. обучение опирается
не столько на уже созревшие психические
процессы, сколько на созревающие.
Итак, определение актуального или
реального уровня развития ребенка
и зоны ближайшего развития
вместе составляют то, что принято
называть нормативной возрастной
диагностикой.
Диагностика - лишь начальный
этап в деятельности дефектолога,
она обязательно должна завершаться
прогнозом и рекомендациями. Неотъемлемым
условием, обеспечивающим возможности
развития дифференциальной диагностики,
является фонд накопленных знаний.
В основе построения любых
диагностических методик, направленных
на выявление задержки психофизического
развития разной степени, лежат
ориентировка на общие и специфические
закономерности отклоняющегося
развития, и учет закономерностей
психического развития в условиях
нормального онтогенеза, выраженных
в качественно-количественных показателях.
При этом важно комплексное,
системное изучение ребенка разными
специалистами и качественно-количественный
анализ его результатов. В этом
возрасте на ребенка пишется
самая главная для его дальнейшей
судьбы характеристика. Если ребенок
уже неоднократно обследовался,
то возможность диагностических
ошибок снижается. В зависимости
от характера диагностических
задач используется тот или
иной пакет методов, позволяющих
выявить степень своеобразия
развития ребенка. Изучение нормально
развивающихся детей и детей,
с умственной отсталостью и
задержкой психического развития
имеет три этапа.
На первом (ориентировочном) этапе
самостоятельных проб в овладении
каким-либо знанием, умением и
проявляются отношение ребенка
к предложенному заданию, степень
его заинтересованности и уровень
результативности самостоятельных
попыток решения новой задачи.
На втором этапе (восприимчивости
к помощи) происходит собственно
обучение, начиная от стимулирующих
и организующих воздействий вплоть
до полного его результата. На
этом этапе необходимо фиксировать
характер и количество оказываемой
помощи, которая должна фиксироваться
в речевой форме с целью
создания оптимальных предпосылок
для осознанного овладения любым
новым знанием.
На третьем этапе (логического
переноса) тестируется собственно
результат обучения, способность
к переносу. Для этого моделируется
ситуация, где ребенок должен
проявить знания, умения, которым
его только что обучали. Особое
значение необходимо уделять
полноценному развитию ведущей
деятельности ребенка соответствующего
возраста.
Использование педагогического
наблюдения - базовый метод диагностического
обследования. Свободное наблюдение
не предусматривает специальной
подготовки, отмечает особенности
формирования моторных навыков,
навыков самообслуживания, личностных
качеств, специфику формирования
способов обучения, степень сформированности
познавательных процессов и умений выполнения
различных действий. Такая информация
характеризует ребенка наиболее полно.
Этот
вид наблюдения осуществляется
в процессе совместной деятельности
воспитателя с детьми. Наблюдение
проводится в естественной, повседневной
обстановке, при этом ребенок
не должен знать о нем.
В дошкольной ступени чрезвычайно
важным представляется психолого-педагогическое
изучение динамики развития ребенка,
включающее следующие этапы: предварительное
(от 3 до 4 лет), повторное (4--6 лет), контрольное
(7--8 лет), что потребует для каждого этапа
разработки и подбора групповых и индивидуальных
развивающих программ.
Основные
задачи и направления коррекционно
- развивающего обучения и воспитания
детей с нарушением интеллекта:
1. Одной из основных
задач коррекционно-развивающего
обучения является сенсорное
развитие, соответствующее возрасту:
освоение эталонов образца цвета,
формы, величины; эталонов звуков;
накопление обобщенных представлений
о свойствах предметов (цвет, форма,
величина), о свойствах материалов.
В соответствии с этим необходимо корректировать
отдельные сторон психической деятельности:
- развитие зрительного
восприятия и узнавания;
- развитие зрительной
памяти и внимания;
- формирование обобщенных
представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);
2. Освоение предметно-практической
деятельности, способствующей выявлению
разнообразных свойств предметов, а
также пониманию отношений между предметами
(временные, пространственные, количественные)
требует развития таких сторон психической
деятельности:
- развитие пространственных
представлений и ориентации;
- развитие представлений
о времени;
3. Освоение продуктивных
видов деятельности (конструирование,
лепка, аппликация, работа с природным
материалом), способствующих сенсорному,
умственному, речевому развитию
ребенка. В этом направлении
следует развивать основные мыслительные
операции, в том числе - формировать
умение работать по словесной
инструкции; планировать свою деятельность.
4. Накопление языковых
представлений, развитие фонетико-фонематических
процессов, подготовка к обучению
грамоте. Этот раздел требует
работы с детьми в нескольких
направлениях:
- развитие слухового внимания
и памяти;
- развитие фонетико-фонематических
представлений, формирование звукового
анализа;
- совершенствование движений
и сенсомоторного развития, включающее
развитие мелкой моторики кисти
и пальцев рук и развитие
артикуляционной моторики;
- формирование навыков
соотносительного анализа;
- развитие наглядно-образного
мышления;
- развитие речи, владение
техникой речи.
5. Уточнение, обогащение
и систематизация словаря на
основе ознакомления с предметами
и явлениями окружающего мира.
Основными направлениями коррекционно-развивающей
работы педагога в этом направлении
становятся: расширение представлений
об окружающем и обогащение
словаря; развитие словесно-логического
мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами,
явлениями и событиями).
6. При решении задачи
формирование элементарных математических
представлений и понятий, основным
направлением коррекционной работы
является развитие основных мыслительных
операций:
- формирование навыков
соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки
и классификации (на базе овладения
основными относительными понятиями);
- развитие комбинаторных
способностей.
7. При формировании соответствующих
возрасту навыков игровой деятельности
(освоение игры с правилами,
сюжетно-ролевой игры), формирование
элементарной учебной деятельности
необходимо корректировать нарушения
в развитии эмоционально-личностной
сферы.
8. Коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях.
Таким образом, главный принцип
организации воспитательного процесса
- принцип коррекционной направленности.
Он предполагает активное воздействие
на сенсорное, умственное и
речевое развитие детей.
Заключение
Таким
образом, навыки, умения, способности,
черты характера и т. п. не наследуются,
а складываются, формируются в онтогенезе.
А. Н. Леонтьев, П.Я Гальперин, Н. Ф. Талызина
рассматривают этот процесс формирования
психики в онтогенезе как особое «социальное
наследование».
Знание
закономерностей генеза психики
в норме дает возможность лучше
разобраться в своеобразии психического
развития умственно отсталого
ребенка, в том влиянии, которое
оказывает, на ход психического
развития поражение или недоразвитие
головного мозга.
Закономерности
развития психики интеллектуально
недостаточных детей следующие.
Ссылаясь на положение Л.С.
Выготского о принципиальной
возможности развития у олигофренов
сложных видов психической деятельности,
Ж. И. Шиф пишет: «В настоящее время можно
утверждать, что умственное развитие детей-олигофренов,
при всем его своеобразии, протекает по
тем основным закономерностям, что и развитие
нормального ребенка» (цит. Рубинштейн
С.Я., 1999).
К
числу основных закономерностей
следует отнести зависимость
развития психики ребенка от
его обучения и воспитания
взрослыми. Именно взрослые, пользуясь
выражением Л. И. Божович (1979), «вводят
ребенка в мир окружающей действительности»,
и это, конечно, относится как к здоровому,
так и к больному, обладающему неполноценной
нервной системой ребенку.
Таким
образом, какова бы ни была
причина интеллектуальной недостаточности
ребенка, как бы тяжела ни
была болезнь его нервной системы
(даже если болезнь прогрессирует),
наряду с распадом происходит
и развитие. При разных поражениях
нервной системы развитие происходит
по-разному.
Список использованной
литературы:
1)Вайнштейн Л.А., Поликарпов
В.А.,Фурманов И.А., Трухан Е.А.Ф Общая психология:
Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004. –290с.
2)Юрчук В.В.Современный словарь
по психологии/Авт.-сост. В.В.Юрчук.-Мн.:Элайда,2000.-704с.
3)Психолого-педагогический
словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений-Ростов
н/Д.:изд-во «Феникс», 1998-544с.
5) Рубинштейн С. Я.Р82
Психология умственно отсталого школьника:
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов
по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд.,
перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192
с.
6) Рубинштейн С. Я. Психология
умственно отсталого школьника: Учеб.
пособие для студентов пед. ин-тов по спец.
№ 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб.
и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.
7) Внимание у детей
с интеллектуальной недостаточностью
[Электронный ресурс]. – 2012. –Режим
доступа http://baza-referat.ru/ Внимание_у_детей_с_интеллектуальной_недостаточностью–
Дата доступа: 28.11.2012.
8 )Е.А. Калмыкова. Психология
лиц с умственной отсталостью – [Электронный
ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/6/0360/6_0360-106.shtml
- Дата доступа: 29.11.2012.
9)http://revolution.allbest.ru/psychology/00145568_0.html
10)Ануфриев, А.Ф., Как преодолеть
трудности в обучении детей,
Психодиагностические таблицы, методы,
коррекционные упражнения/ А.Ф. Ауфриев.
– М.: Ось, 1989. -33 с.
11) Баскакова, И.Л. Внимание
школьников-олигофренов / И.Л. Баскакова.
– М.: Просвещение, 1982. – 89 с.
12)Виноградова, А.Д. Практикум
по психологии умственно отсталого
ребенка: учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология»
/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов,
И.П. Ушакова. – М.: Просвещение, 1985. – 144
с.