Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа
Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет внимание, оно обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему.
Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. При преднамеренном внимании не всякие объекты привлекают внимание, а только те, которые стоят в связи с задачей, выполняемой человеком в данный момент; из многих объектов он выбираем те, которые нужны в данном виде деятельности.
Организованность. При произвольном внимании человек заранее готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.
Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано с планированием этой работы.
Характеристика
По характеру направленности выделяют: внешне направленное и внутреннее внимание.
Внешне направленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления, а внутреннее – на собственные мысли и переживания.
По происхождению выделяют:
природное и социально
Природное внимание – это врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.
По механизму регуляции выделяют: непосредственное и опосредованное внимание.
Непосредственное внимание
не управляется ничем, кроме того
объекта, на который оно направленно
и который соответствует
По своей направленности на объект различают следующие формы внимания:
сенсорное (направлено на восприятие),
интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти),
моторное (направлено на движение).
По динамике интенсивности различают: статическое и динамическое внимание.
Статическим называется такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения.
Динамическое внимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; человеку требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному виду действий; он медленно втягивается в работу; первые минуты проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.
Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений являются следующие:
а) отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других – несущественных, побочных, конкурирующих;
б) удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;
в) регуляция и контроль за протеканием деятельности.
Внимание неразрывно связано
с сознанием в целом. Эта связь
раскрывается в наиболее известных
психологических теориях
Согласно моторной теории Т. Рибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями состояния организма. В качестве физиологического состояния внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других реакций. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания. Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность и яркость вследствие сосредоточения на них всей двигательной активности.
В соответствии с теорией А.А. Ухтомского, физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.
Согласно концепции внимания
П.Я. Гальперина, внимание является одним
из составляющих ориентировочно –
исследовательской
1.2.Особенности внимания лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Изучением внимания детей с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных специалистов. Одним из них является Л.С. Выготский. Он критиковал тех ученых, которые пытались вывести умственную отсталость из дефекта какой- либо одной функции или способности. Солье, например, считал, что «…главной причиной умственной отсталости является недостаток произвольного внимания».
В действительности интеллектуальная недостаточность - результат сочетания многих условий развития. Как бы ни определять понятие «внимание», его противоположностью считается необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из-за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании и неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только, в какие-то отрезки времени, то есть в моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности.
С точки
зрения П.Я. Гальперина
Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Полагают, что произвольное внимание у них вырабатывается с трудом (Леонгард Э. И.). Н. С. Осиповой также показано, что формирование навыков самоконтроля у умственно отсталых детей при чтении и письме, содержавших ошибки, отличается от такового же у нормальных детей. Самостоятельно проверяя текст, дети работают медленно и не замечают ошибок. Обучение детей поэтапной проверке работы уменьшает число ошибок. Из этого делается вывод о том, что нарушение внимания не предопределено только органическими причинами, а является функцией, которой следует обучать.Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения, т. е. преобладания либо одного, либо другого физиологического процесса (Певзнер М. С.).
Уменьшение объема внимания,
количественное сужение совокупности
раздражителей из-за нарушения способности
к их удержанию постоянно
У детей, причина умственной
отсталости которых кроется в
преобладании последствий органических
вредностей, в силу инертности психических
процессов происходит увязание в
многочисленных деталях объектов. Именно
из-за этого они не охватывают активным
вниманием достаточный объем
материала. Узость поля внимания умственно
отсталого ребенка связана с
трудностью осуществления мыслительного
синтеза (Пиаже Ж.). Для расширения
объема внимания необходима ассимиляция
все большего количества учитываемых
признаков, включение их в структуру
опыта, что требует сохранности
соответствующих механизмов. У умственно
отсталых индивидов нередко наблюдается
нарушение переключаемости
Существует несколько взглядов на причину этих нарушений:
1. Патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности.
2. Колебания психической
активности, являющиеся кратковременными
фазовыми состояниями в коре
головного мозга, которые
3.Неудачное воспитание, не сформировавшее у детей навыки самоконтроля, критичности и самообладания и приводящие в связи с этим к нарушениям внимания (Гальперин П. Я., Кобыльницкая С, Л.).
4.Расстройство деятельности медиобазальных отделов коры лобных долей головного мозга, в значительной степени формирующих внимание (Хомская Е. Д.).
Произвольное внимание у умственно отсталых лиц, таким образом, нецеленаправленное, нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.
У лиц с умеренной степенью умственной отсталости у всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.
Внимание умственно отсталых
детей преимущественно
Дошкольники с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными, но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности.
Умственно отсталые школьники младших классов также очень невнимательны, что в значительной мере мешает их обучению, способствует появлению множества ошибок при выполнении даже таких заданий, которые по уровню развития их познавательной деятельности им вполне доступны.
Информация о работе Изучение внимания лиц с особенностями психофизического развития