Изучение картины мира у наркозависимых лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Наркомания сегодня выходит на одно из первых мест среди проблем, серьезно угрожающих физическому, социальному, а главное - духовному здоровью и благополучию нации. Это явление, в России становится не просто проблемой, а настоящим национальным бедствием. Реальность этой угрозы, на самом деле, существовала уже давно, но на проблему наркомании общество закрывало глаза. Теперь это уже просто невозможно, поскольку тема наркотиков и наркомании волей-неволей заставляет вспоминать о себе уже буквально на каждом шагу, врываясь во все сферы нашей жизни.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты исследований внутренней картины мира и наркозависимости

1.1. Понятие Картины Мира……………………………………………….5

1.2. Определение понятия наркотика …………………………………...10

1.3. Стадии наркотической зависимости………………………………...13

1.4. Изменённое состояние сознания…………………………………….16

1.5 Картина мира и ее изменение у наркозависимых лиц……………...20

Глава II. Экспериментальное изучение картины мира взрослых наркозависимых

2.1. Описание выборки и методов исследования……………………….28

2.2. Анализ полученных экспериментальных данных………………….29

Заключение……………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………...38

Приложение………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Максимкурсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию РФ

     ГОУ ВПО «Удмуртский Государственный  университет»

     Институт  педагогики, психологии и социальных технологий

     Кафедра специальной психологии и коррекционной  педагогики 
 
 
 
 

Курсовая  работа по теме:

«Изучение картины мира у наркозависимых лиц» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               
 
 
 

         Выполнил: Павлов М.Ю. гр. 41-31

     Проверил: старший преподаватель Сергеева Т.Ю. 
 
 
 
 
 

     Ижевск 2011

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………3

     Глава I.  Теоретические аспекты исследований  внутренней  картины  мира  и наркозависимости

     1.1. Понятие Картины Мира……………………………………………….5

     1.2. Определение понятия наркотика …………………………………...10

     1.3. Стадии наркотической зависимости………………………………...13

     1.4. Изменённое состояние сознания…………………………………….16

     1.5 Картина мира и ее изменение у наркозависимых лиц……………...20 

     Глава II. Экспериментальное изучение картины мира взрослых наркозависимых

     2.1. Описание выборки и методов исследования……………………….28

     2.2. Анализ полученных экспериментальных данных………………….29

     Заключение……………………………………………………………….36

     Список  литературы……………………………………………………...38

     Приложение………………………………………………………………40 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ  

     Наркомания  сегодня выходит на одно из первых мест среди проблем, серьезно угрожающих физическому, социальному, а главное - духовному здоровью и благополучию нации. Это явление, в России становится не просто проблемой, а настоящим национальным бедствием. Реальность этой угрозы, на самом деле, существовала уже давно, но на проблему наркомании общество закрывало глаза. Теперь это уже просто невозможно, поскольку тема наркотиков и наркомании волей-неволей заставляет вспоминать о себе  уже буквально на каждом шагу, врываясь во все сферы нашей жизни.

     Актуальность  данного исследования заключается  в том, что наркотики - это вещества, определённым образом искусственно изменяющие сознание. Встретившись с реальной жизнью, наркозависимый стремится убежать, укрыться от реальности, столкнувшись с какими-то внешними или внутренними проблемами. Вместо того чтобы решать эти проблемы, чувствуя страх и бессилие, человек прячется от обстоятельств, людей или от самого себя, убегая в искусственный нереальный мир собственных иллюзий, где только и чувствует себя в безопасности. Под воздействием наркотических веществ человек перестаёт ощущать реальный мир и в некотором смысле «выпадает» из реальности. Именно в состоянии наркотического опьянения впервые и изменяется представления о глобальном образе мира, лежащем в основе мировидения человека. Со временем человек становится наркозависимым и уже даже в трезвом  состоянии воспринимает мир иначе. Именно таким образом изменяется картина мира наркозависимого человека.

     Цель работы: изучить особенности картины мира у наркозависимых лиц.

     Гипотеза.  Картина мира наркозависимых характеризуется тем, что изменяются личностные характеристики(такие как отношение к миру, к себе, дружелюбность, уверенность в себе, нарушение волевого компонента).

     Объект исследования: наркозависимые лица, находящиеся на лечении в республиканском наркологическом диспансере.

     Предмет исследования: внутренняя картина мира наркозависимых лиц.

     Задачи исследования:

     1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ понятий «Картина  мира» и «наркозависимость».

     2. Провести экспериментальные исследования, для выявления изменений у наркозависимых лиц структурных компонентов картины мира и личностных характеристик.

     3. Проанализировать выявленные изменения вышеуказанных характеристик и структурных компонентов.

     4. Установить связи между выявленными характеристиками и структурными компонентами.

     Методологическая  основа исследования. В основу нашего исследования легли научные труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как: В.А.Ананьев (Легальные и нелегальные наркотики, 2000), Ю.К. Стрелков (время, деятельность, образ мира, 1998), М.Хайдеггер (Время картины мира, 1993).

     Практическая  значимость. На основе анализа данных источников было разработано экспериментальное исследование, которое помогло глубже изучить проблему картины мира наркозависимых лиц. Исследования в этом направлении будут продолжены, т. к. они имеют большую практическую значимость для установления, в дальнейшем, причин наркозависимости и борьбы с этим страшным недугом.

     Структура работы: Данная работа состоит из введения, теоретической части, исследовательской части и заключения. 
 

Глава I. Теоретические аспекты исследований внутренней картины мира наркозависимости 
 

     1.1. Понятие «картины мира» 

     Концепция «картины мира» была сформулирована Робертом Редфильдом и ассоциируется, прежде всего, с  его именем.  По определению Редфильда, «картина мира» — это видение мироздание,  характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире, она изучает взгляд человека на  внешний мир [26].

     Редфильд  утверждает, что не существует единой общенациональной «картины мира». В одной культуре существует несколько культурных традиций: в частности, культурная традиция «школ и храмов» (как Редфильд ее называет — большая  традиция) и традиция деревенской общины (малая традиция). Соответственно и традиции  («картины  мира»)  различных  общин — различны. Исходя из этого можно сказать, что «картина мира» изучает взгляд члена культуры на внешний мир.

     «Картина  мира» - это конкретная деятельность человека, накладывающаяся на жизненный, теоретический и практический опыт  человека, складывающаяся в особую психологическую целостность. (Рубинштейн)

     Картина мира образует содержательную сторону человеческого сознания и вместе с  ним обладает эмоционально-когнитивным единством. Когнитивно-эмоциональный план сознания определяется адекватностью картины мира потребностям, интересам и ценностям человека, т. е. системой его субъективных оценочных критериев. Иными словами, когнитивные процессы обязательно интегрированы с эмоциональными.

     Обладание полной и точной картиной мира составляет главное богатство человека. В  полную картину мира входят такие личностные характеристики как:

     1. Дружба – личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности. Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана, прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть  локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях[6].

     2. Стремление – мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании, в силу чего на первый план выступает динамическая сторона деятельности[6].

     3. Инициатива – проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами[11].

     4. Лидер – член группы, чей авторитет,  власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним[11].

     5. Воля – способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения [6].

     6. Желание и готовность действовать определённым образом.

     А так же функциональные механизмы  как:

     7. Решительность – готовность перейти  к практическим действиям, сформировавшееся намеренье совершить определённый поступок[11].

     8. Уверенность в себе – готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность [6].

     9. Настойчивость – личностное качество. Характеризуется способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи [6].

     10. Внимание – процесс упорядочивания  поступающей извне информации  в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом  задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью  переключения и устойчивостью [6].

     11. Сосредоточенность – сконцентрированность внимания человека[11].

     Не  маловажную роль играют в составлении  полной картины мира такие показатели жизнедеятельности как:

     12. Активность - это понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов – раздражителей [11].

     13. Аутизм – это нарушение нормального хода мышления под влиянием психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грёз [11].

     14. Интерес – эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности [6].

     Картина мира строится по типу модели - Человек не запечатлевает поэлементно и пассивно «вещественный инвентарь» внешнего мира и не применяет тех примитивных способов разделения мира на элементы, какие первыми придут в голову, но налагает на него те операторы, которые моделируют этот мир, «отливая» модель в последовательно уточняемые и углубляемые «формы». Этот процесс ментального моделирования мира, при всех условиях реализуется активно (Берштейн,1966,с.287). При этом действие возможно лишь тогда, когда субъект посредством имеющейся у него картины мира и одновременной трансформации ее вычленяет из  непрерывной реальности дискретные проблемные ситуации.

Информация о работе Изучение картины мира у наркозависимых лиц