Изучение особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;
2. изучить структуру детской инвалидности;
3. провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;
4. изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;
5. провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений 7
1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности 7
1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях 11
1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений 21
1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида 30
2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания 40
2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов. 40
2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации 54
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….....77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.60 Мб (Скачать)


47

47

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений

1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности

1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях

1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений

1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида

2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания

2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.             

2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

CПИСОК использованной литературы

Приложения…………………………………………………………………….....77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность. В настоящее время особое внимание общества должны привлекать дети с ограниченными возможностями. Эта категория детей нуждается в опеке государства. Однако человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-психологической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Вот почему поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями является одной из первостепенных задач психологической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования.

Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что в настоящее время ко многим категориям лиц с отклонениями в развитии сложилось отношение, далекое от толерантности. Негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии проявляется, прежде всего, в представлениях о данной категории лиц как убогих, несчастных, с максимально ограниченными возможностями людях, которых нужно жалеть, помогать им, но которые не представляют для общества социально-психологической и личностной значимости.

Однако для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социально-психологической адаптации, общения, коллективной деятельности. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Степень разработанности. Нормативно-правовые основы социально-психологической работы с детьми-инвалидами рассматриваются и решаются на федеральном и региональном уровнях.

Проблемы семьи ребенка с особенностями развития затрагиваются в работах многих авторов (Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, В.А. Вишневского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Р.Ф. Майрамяна, И.И. Мамайчук, А.И. Раку, М.М. Семаго, А.Р. Шарипова, В.В. Юртайкина, В.А. Доскина, Г.Г.Опарова и др.). Данные исследования рассматривают решение проблемы в рамках социально-психологического подхода, в центре которого находится ребенок с ограниченными возможностями. С позиций данного подхода работа с семьей ребенка-инвалида сводится к тому, чтобы дать родителям квалифицированную помощь специалистов, направленную на усвоение необходимого минимума знаний и навыков в работе по преодолению имеющихся у ребенка проблем.

Прежде всего, круг получаемых родителями знаний касается характера внутрисемейных отношений, поскольку основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема социально-психологической адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

Объектом исследования особенности формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов.

Предмет исследования – социальная адаптация детей-инвалидов в

 

системе детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования – существует взаимосвязь между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.

Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:

1.      рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;

2.      изучить структуру детской инвалидности;

3.      провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;

4.      изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;

5.      провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.

В дипломной работе использовались следующие методы исследования:

наблюдение, опрос, тестирование, теоретическое моделирование, анализ документов.

Экспериментальная база исследования: Казанский Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. В исследовании приняли участие 50 детей, обучающихся в данном центре и 76 родителей.

Практическая значимость. Данное исследование вносит определенный вклад в разработку теории и практики социально-психологической адаптации ребенка–инвалида, который состоит в приращении знаний в области психологии семьи, теории социально-психологической работы с семьей, может стать основой для одноименных лекционных курсов. Выводы работы могут стать базой дальнейших теоретических исследований. Они также могут быть применимы в системе образования и реабилитации при разработке общих подходов и индивидуальных мероприятий для работы с детьми-инвалидами и их семьями.

Содержание работы. В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений» освещены аспекты изучения детской инвалидности в современном обществе, рассмотрена структура детской инвалидности, проанализированы особенности формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в семьях, рассмотрены социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида и стили детско-родительских отношений, разобран вопрос значения семейного воспитания в успешной социально-психологической адаптации ребенка-инвалида.

Во второй главе «Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания» проведено исследование по взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов, представлены результаты исследования, даны рекомендации родителям по улучшению социально-психологической адаптации детей-инвалидов.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений

 

 

1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности

 

Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, динамике. Дети с отклонениями нуждаются в своевременной диагностике и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, а роль микросреды, семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место.

Под «инвалидностью» понимается потеря или ограничение возможностей человека с детства получать образование и принимать участие в жизни общества, как все другие. Специфические условия общественного отношения к данной категории людей имеют характер столкновения между людьми с ограниченными возможностями и их окружением. Поэтому основным принципом был провозглашен принцип нормализации условий их жизнедеятельности [11;34].

Ребенок-инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, возникающие вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [5; 225].

На январь 2006 г. в Республике Татарстан (РТ) отмечается рост числа зарегистрированных детей-инвалидов (на 30%), которое составило 17.573 человек, показатель 19,2 на 1000 против 18,7 в 2005 г. Среди детей-инвалидов почти половина приходится на возрастную группу 10-14 лет (46%), 5-9 лет – 27% в отличии от прошлого года данная возрастная группа перешла в ранг лидирующих и 0-4 лет – 13 % [27;36].

Несколько иная ситуация по первичной инвалидности детей, где соотношение детей в возрасте 10-14 лет и 0-4 лет почти одинаково и составляет 1/3. В структуре инвалидности детей преобладают висцеральные, метаболические нарушения (25%), удельный вес которых неуклонно растет, двигательные патологии (22%), умственные нарушения (18%), психические нарушения (10%), патологии органов зрения (8%), слуха (5%), уродующие нарушения (6%) и прочие (6%)[32;16] .

Ввиду того, что до сих пор не существует четких критериев инвалидности, много неучтенных детей с дефектами умственного и физического развития, которые не признаются инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

Распределение детей инвалидов по главному нарушению состояния здоровья представлено ниже в виде диаграммы:

 

Умственные нарушения

 

Психические нарушения

 

Слуховые и вестибулярные нарушения

 

Зрительные нарушения

 

Висцеральные и метаболические нарушения

 

Двигательные нарушения

 

Уродующие нарушения

 

Прочие

Информация о работе Изучение особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений