Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, дипломная работа
Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;
2. изучить структуру детской инвалидности;
3. провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;
4. изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;
5. провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений 7
1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности 7
1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях 11
1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений 21
1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида 30
2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания 40
2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов. 40
2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации 54
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….....77
― степень нарушения обыденности жизни семьи: тяжелая болезнь приводит к функциональным пустотам и нарушению взаимоотношений [28;199].
Один из наиболее драматичных факторов жизненной ситуации семьи ребенка-инвалида ― это неопределенная перспектива будущего. Особенно остро эта проблема стоит в отношении здоровых детей в семье, если таковые имеются. Значительная их часть становится объектом насмешек из-за больного брата или сестры, у них возникают сложности в общении со сверстниками. С другой стороны, родители предъявляют к ним явно завышенные требования, требуя ухода за больным ребенком и превращая их в «няньку». Это неблагоприятно отражается на общем психическом здоровье как семьи, так и здорового ребенка [13;77].
Таким образом, изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка-инвалида и ряд других важных для выбора стратегии и тактики работы с семьей и с ребенком вопросов. Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависят успехи диагностической, учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы.
Эмпирическое исследование было проведено нами в сентябре 2006 г. на базе Городского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Исследование проводилось с учащимися 5, 6 классов – 50 человек и их родителями и осуществлялось в два этапа.
На первом этапе принимали участие 76 родителей, которые выполняли методику №1 − Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина (См. приложение1). Среди них по результатам методики путем случайного отбора были выявлены две группы: 1-ая − родители с оптимальным уровнем отношений − 25 человек, и 2-ая − родители с негативным уровнем отношений − 25 человек. Общее количество – 50 человек. Каждому родителю мы присвоили индивидуальный код, который был впоследствии назначен соответственно ребенку.
Методика проведения теста опросника родительского отношения (ОРО):
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов.
Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.
Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Высокие баллы по шкале «принятие - отвержение» - от 24 до 33 - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой же шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале «кооперация» - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» - 6-7 баллов - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале «контроль» - 6-7 баллов - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Критерии оценки уровня родительского отношения приведены ниже в таблице 2.1.1.
Результаты теста родительского отношения с анализом уровня по шкалам и оценкой общего уровня приведены нами в приложении. Данные таблицы проиллюстрированы в виде гистограмм на рисунках 2.1.1. и 2.1.2.
Таблица 2.1.1.
Оценка уровня родительского отношения.
| Б | А | Л | Л | Ы |
Уровни | Принятие | Кооперация | Симбиоз | Контроль | Отношение |
к неудачам | |||||
Высокий | 24-33 | 7-8 | 6-7 | 3-5 | 1-2 |
Средний | 9-23 | 3-6 | 3-5 |
| 3-6 |
Низкий | 0-8 | 1-2 | 1-2 | 1-2; 6-7 | 7-8 |
Изобразим эти данные в виде гистограммы.
Рис.2.1.1. Родители с оптимальным уровнем детско-родительских отношений
Рис.2.1.2. Родители с негативным уровнем детско-родительских отношений
Уровни | Принятие | % | Кооперация | % | Симбиоз | % | Контроль | % | Отношение | % |
к неудачам | ||||||||||
Высокий | 19 чел. | 76 | 16 чел. | 64 | 17 чел. | 68 | 20 чел. | 80 | 22 чел. | 88 |
Средний | 6 чел. | 24 | 9 чел. | 36 | 7 чел. | 28 |
|
| 3 чел. | 12 |
Низкий |
|
|
|
| 1 чел. | 4 | 5 чел. | 20 |
|
|
Таблица 2.13.
Родители с негативным вариантом детско-родительского отношения
| ||||||||||
Уровни | Принятие | % | Кооперация | % | Симбиоз | % | Контроль | % | Отношение | % |
к неудачам | ||||||||||
Высокий |
|
|
|
|
|
| 2 чел. | 8 |
|
|
Средний |
|
| 5 чел. | 20 | 6 чел. | 24 |
|
| 6 чел. | 24 |
Низкий | 25 чел. | 100 | 20 чел. | 80 | 19 чел. | 76 | 23 чел. | 92 | 19 чел. | 76 |
Родители с оптимальным вариантом детско-родительского отношения
Таким образом, высокие баллы по шкалам «принятие», «кооперация», «симбиоз»; средние баллы по шкале «контроль»; низкие баллы по шкале «отношение к неудачам» относятся к конструктивному типу варианта детско-родительских отношений. Низкие баллы по шкалам «принятие», «кооперация», «симбиоз»; высокие и средние баллы по шкале «контроль»; высокие баллы по шкале «отношение к неудачам») относятся к неконструктивному типу варианта детско-родительских отношений.
Из таблиц 2.1.2. и 2.1.3. следует, что родители с оптимальным вариантом детско-родительского отношения используют конструктивные методы общения со своим ребенком (видят в своем ребенке личность, уважают его мнение), а родители с негативным уровнем детско-родительских отношений – неконструктивные (не дают ребенку проявить себя, не доверяют ему, чрезмерно контролируют).
При изучении положения ребенка в семье в качестве дополнительной методики мы выбрали рисунок семьи, целью методики являлось исследование межличностных взаимоотношений в семье глазами ребенка.
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).