Изучение особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;
2. изучить структуру детской инвалидности;
3. провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;
4. изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;
5. провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений 7
1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности 7
1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях 11
1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений 21
1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида 30
2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания 40
2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов. 40
2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации 54
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….....77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.60 Мб (Скачать)

― степень нарушения обыденности жизни семьи: тяжелая болезнь приводит к функциональным пустотам и нарушению взаимоотношений [28;199].

Один из наиболее драматичных факторов жизненной ситуации семьи ребенка-инвалида ― это неопределенная перспектива будущего. Особенно остро эта проблема стоит в отношении здоровых детей в семье, если таковые имеются. Значительная их часть становится объектом насмешек из-за больного брата или сестры, у них возникают сложности в общении со сверстниками. С другой стороны, родители предъявляют к ним явно завышенные требования, требуя ухода за больным ребенком и превращая их в «няньку». Это неблагоприятно отражается на общем психическом здоровье как семьи, так и здорового ребенка [13;77].

Таким образом, изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка-инвалида и ряд других важных для выбора стратегии и тактики работы с семьей и с ребенком вопросов. Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависят успехи диагностической, учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания

 

2.1. Формирование выборки и методик исследования

 

Эмпирическое исследование было проведено нами в сентябре 2006 г. на базе Городского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Исследование проводилось с учащимися 5, 6 классов – 50 человек и их родителями и осуществлялось в два этапа.

На первом этапе принимали участие 76 родителей, которые выполняли методику №1 − Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина (См. приложение1). Среди них по результатам методики путем случайного отбора были выявлены две группы: 1-ая − родители с оптимальным уровнем отношений − 25 человек, и 2-ая − родители с негативным уровнем отношений − 25 человек. Общее количество – 50 человек. Каждому родителю мы присвоили индивидуальный код, который был впоследствии назначен соответственно ребенку.

Методика проведения теста опросника родительского отношения (ОРО):

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов.

Высокие баллы свидетель­ствуют о значительной развитости указанных выше видов роди­тельских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравни­тельно слабо развиты.

Оценка и ин­терпретация полученных данных производятся следующим об­разом.

Высокие баллы по шкале «принятие - отвержение» - от 24 до 33 - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выра­женное положительное отношение к ребенку. Взрослый в дан­ном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно много времени  и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и не­редко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имею­щий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педа­гогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» - 7-8 баллов - яв­ляются признаком того, что взрослый проявляет искренний ин­терес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способ­ности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ре­бенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» - 6-7 баллов - доста­точны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрос­лый человек не устанавливает психологическую дистанцию меж­ду собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - являются при­знаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значитель­ную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» - 6-7 баллов - гово­рят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитар­но по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного по­слушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он на­вязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый че­ловек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - напротив, сви­детельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со сто­роны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наи­лучшим вариантом оценки педагогических способностей взрос­лого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он иг­норирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учи­телем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, сви­детельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает слу­чайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Критерии оценки уровня родительского отношения приведены ниже в таблице 2.1.1.

Результаты теста родительского отношения с анализом уровня по шкалам и оценкой общего уровня приведены нами в приложении. Данные таблицы проиллюстрированы в виде гистограмм на рисунках 2.1.1. и 2.1.2.

Таблица 2.1.1.

Оценка уровня родительского отношения.

 

Б

А

Л

Л

Ы

Уровни

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение

к неудачам

Высокий

24-33

7-8

6-7

3-5

1-2

Средний

9-23

3-6

3-5

 

3-6

Низкий

0-8

1-2

1-2

1-2; 6-7

7-8

Изобразим эти данные в виде гистограммы.

 

Рис.2.1.1. Родители с оптимальным уровнем детско-родительских отношений

 

       Рис.2.1.2. Родители с негативным уровнем детско-родительских отношений

Уровни

Принятие

%

Кооперация

%

Симбиоз

%

Контроль

%

Отношение

%

к неудачам

Высокий

19 чел.

76

16 чел.

64

17 чел.

68

20 чел.

80

22 чел.

88

Средний

6 чел.

24

9 чел.

36

7 чел.

28

 

 

3 чел.

12

Низкий

 

 

 

 

1 чел.

4

5 чел.

20

 

 

 

Таблица 2.13.

 

Родители с негативным вариантом детско-родительского отношения

 

Уровни

Принятие

%

Кооперация

%

Симбиоз

%

Контроль

%

Отношение

%

к неудачам

Высокий

 

 

 

 

 

 

2 чел.

8

 

 

Средний

 

 

5 чел.

20

6 чел.

24

 

 

6 чел.

24

Низкий

25 чел.

100

20 чел.

80

19 чел.

76

23 чел.

92

19 чел.

76

                                                                                                    Таблица 2.1.2.

Родители с оптимальным вариантом детско-родительского отношения

 

 

Таким образом, высокие баллы по шкалам «принятие», «кооперация», «симбиоз»; средние баллы по шкале «контроль»; низкие баллы по шкале «отношение к неудачам» относятся к конструктивному типу варианта детско-родительских отношений. Низкие баллы по шкалам «принятие», «кооперация», «симбиоз»; высокие и средние баллы по шкале «контроль»; высокие баллы по шкале «отношение к неудачам») относятся к неконструктивному типу варианта детско-родительских отношений.

Из таблиц 2.1.2. и 2.1.3. следует, что родители с оптимальным вариантом детско-родительского отношения используют конструктивные методы общения со своим ребенком (видят в своем ребенке личность, уважают его мнение), а родители с негативным уровнем детско-родительских отношений – неконструктивные (не дают ребенку проявить себя, не доверяют ему, чрезмерно контролируют).

При изучении положения ребенка в семье в качестве дополнительной методики мы выбрали рисунок семьи, целью методики являлось исследование межличностных взаимоотношений в семье глазами ребенка.

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

2.Эмоциональное напряжение и дистанция.

3.Дискомфорт.

4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных  отношений  на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей;  изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Информация о работе Изучение особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений