Изучение особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;
2. изучить структуру детской инвалидности;
3. провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;
4. изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;
5. провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений 7
1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности 7
1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях 11
1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений 21
1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида 30
2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания 40
2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов. 40
2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации 54
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….....77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.60 Мб (Скачать)

На уровне отдельного человека подобные установки ведут к социально-психологической дезадаптации трудоспособного насе­ления. Ориентация на получение помощи извне не стиму­лирует активную экономическую деятельность. Такие люди не вписываются в систему рыночных отношений: зависи­мая, социально инфантильная личность имеет мало шан­сов найти себе нишу в нынешних экономических услови­ях. Общество же заинтересовано в том, чтобы как можно больше граждан превратились из «социально подопечных» в самостоятельных «людей возможностей». Свободная и независимая личность — это центральная фигура граждан­ского общества [43;133].

Социальная адаптация личности направлена на восста­новление норм, социально-полезных отношений с соци­альными субъектами (группами и отдельными ее члена­ми), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация — усвоение со­циально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности лич­ности с ожиданиями социально-психологической среды. Социальная и пси­хологическая стороны адаптации находятся в неразрыв­ном единстве, хотя иногда могут не совпадать [31;214].

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

1)      реализацию механизма взаимодействия лич­ности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного со­циального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамическо­го равновесия между его личностными установками и ожи­даниями социально-психологической среды при наличии контроля с ее стороны [39;323].

Сложность механизма социально-психологической адаптации происте­кает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на мак­роуровне — это общество в целом, на микроуровне — мик­росреда, которую составляет ближайшее окружение чело­века и его отношения в семье, трудовом коллективе, в раз­личных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Мак­ро – и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. фор­мируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности [42;145].

Г.А. Гусев описывает процесс формирования социально-психологической адаптации по двум основани­ям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить разновидности социально-психологической среды: (С+) – микросреда с положительной направленностью, (С-) – микро­среда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) – личность, харак­теризующаяся положительной направленностью, устоявши­мися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) – лич­ность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.

Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л+)] – это первый тип взаимодействия личности и среды.

Второй тип механизма взаимодействия личности и сре­ды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня при­тязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возмож­ны два варианта: первый — вхождение в новое социаль­ное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (вариант социально-психологической адаптации с неус­тойчивой положительной направленностью): (А+) = (С+) х х (Л-). В этом случае личность с антиобщественной направ­ленностью имеет возможность усвоить правовые установ­ления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравствен­ной и правовой ориентацией лиц с положительными лич­ностными качествами (вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью): (А+) = (С-) х (Л+). Тут микросреда может формировать черты личности, не отве­чающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может про­изойти передача отрицательных образцов, шаблонов пове­дения. При этом возможно появление и развитие антиоб­щественной направленности личности, которая впослед­ствии реализуется в противозаконном поведении.

Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, ко­торые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциально-психологической или преступной среде [10;135].

Исходя из анализа возможных типов механизма взаи­модействия личности и социально-психологической среды, будет целесооб­разным понимать под социально-психологической адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодей­ствии посредством общения личности и позитивной социально-психологической среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социально-психологической среды целесо­образно называть «псевдоадаптацией». В современных социальных условиях России позитивная социальная адап­тация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптаци­ей» многих социальных групп. Могут все чаще встречать­ся противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характер­ные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.

По Е.В.Витенбергу, адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социально-психологической среды и социальных институтов (семья, система образова­ния, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровне­вой структурой и функциями, адаптация оказывается спо­собной как к глубоким изменениям в сознании и поведе­нии субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводит­ся только к социально-психологической реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эв­ристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институцио­нально-организационным и другим компонентам взаимо­действия субъекта и среды.

Механизм социально-психологической адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социально-психологической деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скры­тых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социально-психологической адаптации как активной личности. Со­циальное самосознание личности выступает как механизм социально-психологической адаптации, при котором происходит формиро­вание и осмысление своей социально-психологической принадлежности и роли [6;145].

Г.К. Силласте описывает и такие механизмы социально-психоло­гической адаптации личности, как:

1) когнитивный, вклю­чающий все психические процессы, связанные с познани­ем: ощущения, восприятие, представление, память, мышле­ние, воображение и т. д.;

2) эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тре­вога и т. д.;

3) практический, поведенческий, предлагаю­щий определенную направленную деятельность человека в социально-психологической практике. В целом, все эти социально-пси­хологические механизмы социально-психологической адаптации личнос­ти составляют полное единство. В основе социально-психологической адап­тации личности лежит активное или пассивное приспособ­ление, взаимодействие с существующей социально-психологической средой, а также способность изменять и качественно преобразовы­вать саму личность человека [35;132].

Эффективность, конечный результат адаптации опреде­ляются объективными показателями достижений и субъек­тивной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.

Г.А.Гусев считает, что для решения задач социально-психологической адаптации детей-инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслужива­ния, организация их досуга и посильной трудовой занято­сти. Важной формой социально-психологической адаптации инвалидов является трудовая терапия, создание возможности трудо­устройства, создание среды позитивного общения [10;86].

Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социально-психологической адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль психологов-консультантов, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социально-психологической средой благодаря своей профессиональной компетенции.

 

1.3. Семейное воспитание, стили (типы) детско-родительских отношений

 

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим ее значение в его жизни.

Семья как определенная социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи:

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» [30;299].

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена» [20;350].

В практике и теории социально-психологической работы семья рассматривается как:

― первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;

― основной фактор в социализации;

― социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;

― социальная система, все члены которой имеют определенные статус и роли;

― общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников [20;233].

Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определенных принципах и иметь определенное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребенка. Оно должно основываться на определенных принципах:

― гуманность и милосердие к растущему человеку;

― вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

― открытость и доверительность отношений с детьми;

― оптимистичность взаимоотношений в семье;

― последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

― оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы [1;24].

Реализация этих принципов будет зависеть и от стилей (типов) воспитания:

Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остается за ребенком.

Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению родителей к своему ребенку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков [3;231].

Проблемой влияния родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи, как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Белинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

Информация о работе Изучение особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений