Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, дипломная работа
Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;
2. изучить структуру детской инвалидности;
3. провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;
4. изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;
5. провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений 7
1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности 7
1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях 11
1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений 21
1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида 30
2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания 40
2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов. 40
2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации 54
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….....77
На уровне отдельного человека подобные установки ведут к социально-психологической дезадаптации трудоспособного населения. Ориентация на получение помощи извне не стимулирует активную экономическую деятельность. Такие люди не вписываются в систему рыночных отношений: зависимая, социально инфантильная личность имеет мало шансов найти себе нишу в нынешних экономических условиях. Общество же заинтересовано в том, чтобы как можно больше граждан превратились из «социально подопечных» в самостоятельных «людей возможностей». Свободная и независимая личность — это центральная фигура гражданского общества [43;133].
Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация — усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социально-психологической среды. Социальная и психологическая стороны адаптации находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать [31;214].
Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:
1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;
2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;
3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социально-психологической среды при наличии контроля с ее стороны [39;323].
Сложность механизма социально-психологической адаптации проистекает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро – и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности [42;145].
Г.А. Гусев описывает процесс формирования социально-психологической адаптации по двум основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить разновидности социально-психологической среды: (С+) – микросреда с положительной направленностью, (С-) – микросреда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) – личность, характеризующаяся положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) – личность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.
Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л+)] – это первый тип взаимодействия личности и среды.
Второй тип механизма взаимодействия личности и среды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня притязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возможны два варианта: первый — вхождение в новое социальное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (вариант социально-психологической адаптации с неустойчивой положительной направленностью): (А+) = (С+) х х (Л-). В этом случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравственной и правовой ориентацией лиц с положительными личностными качествами (вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью): (А+) = (С-) х (Л+). Тут микросреда может формировать черты личности, не отвечающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может произойти передача отрицательных образцов, шаблонов поведения. При этом возможно появление и развитие антиобщественной направленности личности, которая впоследствии реализуется в противозаконном поведении.
Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, которые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциально-психологической или преступной среде [10;135].
Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социально-психологической среды, будет целесообразным понимать под социально-психологической адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социально-психологической среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социально-психологической среды целесообразно называть «псевдоадаптацией». В современных социальных условиях России позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.
По Е.В.Витенбергу, адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социально-психологической среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социально-психологической реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-
Механизм социально-психологической адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социально-психологической деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социально-психологической адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социально-психологической адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социально-психологической принадлежности и роли [6;145].
Г.К. Силласте описывает и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как:
1) когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;
2) эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.;
3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социально-психологической практике. В целом, все эти социально-психологические механизмы социально-психологической адаптации личности составляют полное единство. В основе социально-психологической адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социально-психологической средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека [35;132].
Эффективность, конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.
Г.А.Гусев считает, что для решения задач социально-психологической адаптации детей-инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслуживания, организация их досуга и посильной трудовой занятости. Важной формой социально-психологической адаптации инвалидов является трудовая терапия, создание возможности трудоустройства, создание среды позитивного общения [10;86].
Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социально-психологической адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль психологов-консультантов, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социально-психологической средой благодаря своей профессиональной компетенции.
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим ее значение в его жизни.
Семья как определенная социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи:
«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» [30;299].
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена» [20;350].
В практике и теории социально-психологической работы семья рассматривается как:
― первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;
― основной фактор в социализации;
― социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;
― социальная система, все члены которой имеют определенные статус и роли;
― общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников [20;233].
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определенных принципах и иметь определенное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребенка. Оно должно основываться на определенных принципах:
― гуманность и милосердие к растущему человеку;
― вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
― открытость и доверительность отношений с детьми;
― оптимистичность взаимоотношений в семье;
― последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
― оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы [1;24].
Реализация этих принципов будет зависеть и от стилей (типов) воспитания:
Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остается за ребенком.
Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребенку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков [3;231].
Проблемой влияния родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи, как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Белинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.