Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, дипломная работа
Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;
2. изучить структуру детской инвалидности;
3. провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;
4. изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;
5. провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений 7
1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности 7
1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях 11
1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений 21
1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида 30
2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания 40
2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов. 40
2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации 54
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….....77
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
В качестве примера разберём несколько рисунков. Обратим внимание на самые существенные детали в рисунке (См. приложение 3).
Рисунок 1. На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны 14-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 11-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.
Рисунок 2. На этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю...» Автор рисунка внизу, рядом с машиной. Удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя ребенок. Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает). А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.
Рисунок 3. А здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.
Рисунок 4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее.
Рисунок 5. Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. На этом рисунке мы видим, что родители подавляют ребенка. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.
Рисунок 6. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, на данном рисунке выше всех изображен телевизор, значит, в сознании ребенка именно он «управляет» остальными членами семьи.
Рисунок 7. Голова -это важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изобразил с большой головой.
Рисунок 8. Глаза нужны не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).
Рисунок 9. Уши - это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.
Рисунок 10. Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения.
Рисунок 11. Ноги нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье.
Рисунок 12. Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.
Анализ рисунков показал, что если сопоставить результаты теста родительского отношения, выполненные родителями и результаты детского рисуночного теста, то выводы будут идентичными. Если родитель придерживается высокого уровня родительского отношения, то рисунок его ребенка подтверждает это. То же самое относится к негативному уровню родительского отношения.
На втором этапе исследования 50 учащихся, предварительно поделенные на 2 группы, выполняли методику №2 (Опросник социально-психологической адаптированности К.Роджерса и Р.Даймонда). Результаты методики показали нам влияние типа родительского отношения на уровень социально-психологической адаптации ребенка.
Опросник СПА был разработан К.Роджерсом и Р.Даймондом в 1954 году для выявления степени адаптированности-
В нашем исследовании мы использовали русифицированный вариант опросника СПА, адаптированный А.К.Осницким (См. приложение 2).
Инструкция: «В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни. Чтобы указать в какой мере то высказывание Вы можете отнести к себе, в бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по Вашему мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:
«0» - это ко мне совершенно не относится;
«1» - это на меня не похоже;
«2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» - не решаюсь отнести это к себе;
«4» - это похоже на меня, но нет полной уверенности;
«5» - это на меня похоже;
«6» - это точно про меня.
Выбранный Вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов напротив порядкового номера высказывания».
Опросник СПА содержит 101 высказывание. В нашем исследовании мы сократили количество высказываний до 86 , выбрав лишь те, которые относятся к интересующим нас шкалам ( убрали шкалы «Лживость» и «Эскапизм» (уход от проблем)).
Обработка данных проходит в два этапа. На первом этапе подсчет производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в бланке для ответов по субшкалам бланка ключа.
Субшкалы опрoсника СПА
№ | Название | Кол-во высказываний |
1 | а) Принятие себя | 11 |
| б) Непринятие себя | 7 |
2 | а) Принятие других | 6 |
| б) Непринятие других | 7 |
3 | а) Эмоциональный комфорт | 7 |
| б) Эмоциональный дискомфорт | 7 |
4 | а) Внутренний контроль | 13 |
| б) Внешний контроль | 8 |
5 | а) Доминирование | 3 |
| б) Ведомость | 6 |
На вторoм этапе соотношение баллов парных шкал по специальным формулам позволяет вычислить интегральные показатели в процентах.
Шкалы опросника СПА ( интегральные показатели )
1. «Самоприятие»
2. «Приятие других» L = 1.2 a / 1.2 a + b * 100%
3. «Эмоциональная комфортность» Е = а / а + b * 100 %
4. «Интернальность» I = а / а + 1,4 b * 100%
5. «Стремление к доминированию « D = 2а / 2а + b * 100
Опросник СПА был выбран нами, т.к. позволяет получить на наш взгляд, более точные данные по изучаемым явлениям за счет большей дифференцированности возможных вариантов ответа и подсчета интегральных показателей.
Интерпретация шкал.
1. Шкала «Самоприятие». отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному “Я”. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. На негативном полюсе − видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Средние значения 65-83. При оценках ниже 65 принятие себя недостаточное, при оценках выше 83 − высокое
2. Шкала «Принятие других». Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. На позитивном полюсе − это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих; на негативном полюсе − критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе. Средние значения 58-76. Если оценка ниже 58, человек с трудом принимает других такими, какие они есть. При оценках выше 76 критичность в принятии других снижена.
3. Шкала «Эмоциональная комфортность». Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. На позитивном плане − это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном − наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний. Средние значения 44-69. При оценках ниже 44 проявляется дискомфорт. При оценках выше 69 − повышенный эмоциональный комфорт.
4. Шкала «Интернальность». Отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой − пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие значения говорят о том, что человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности. Низкие баллы − человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.). Средние значения 64-84. При оценках ниже 64 − выражен внешний контроль, стремление объяснить все стечением обстоятельств. Выше 84 − выражен внутренний контроль, личная ответственность.
5. Шкала «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели − склонность к подчинению, мягкость, покорность. Средние значения 30-64. При оценках ниже 30 выражена склонность к подчинению. При оценках выше 64 − высокое стремление к доминированию, лидерские качества
После двухэтапной обработки данных мы получили результаты, которые приведены в таблице (см. приложение) и проиллюстрированы на рисунках 2.1.3. и 2.1.4. Из таблицы следует, что дети, родители которых используют конструктивные методы отношения, имеют средний (92%) и высокий (8%) уровни социально-психологической адаптации. У родителей, использующих негативные методы отношения, 56% детей находятся на среднем уровне социально-психологической адаптации и 44% на низком уровне.
Рис.2.1.3. Результаты теста СПА у детей с оптимальным вариантом типов родительского отношения
Рис.2.1.4. Результаты теста СПА у детей с негативным вариантом типов родительского отношения
Данные математико-статистического анализа показаны в таблице 2.1.4.
Таблица 2.1.4.
Статистическая обработка результатов исследования | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оптимальный вариант РО |
| Негативный вариант РО | ||||||||
Код | Баллы |
(x-xср) |
(x-xср)2 |
| Код | Баллы | (x-xср) | (x-xср)2 | ||
001 | 381 | -37,2 | 1381 |
| 003 | 292 | -32,2 | 1037 | ||
002 | 374 | -44,2 | 1950 |
| 004 | 319 | -5,2 | 27 | ||
007 | 412 | -6,16 | 38 |
| 005 | 319 | -5,2 | 27 | ||
008 | 422 | 3,84 | 15 |
| 006 | 349 | 24,8 | 615 | ||
009 | 427 | 8,84 | 78 |
| 011 | 298 | -26,2 | 686 | ||
010 | 405 | -13,2 | 173 |
| 021 | 342 | 17,8 | 317 | ||
012 | 449 | 30,84 | 951 |
| 022 | 292 | -32,2 | 1037 | ||
013 | 402 | -16,2 | 261 |
| 023 | 338 | 13,8 | 190 | ||
014 | 468 | 49,84 | 2484 |
| 024 | 321 | -3,2 | 10 | ||
015 | 430 | 11,84 | 140 |
| 025 | 376 | 51,8 | 2683 | ||
016 | 434 | 15,84 | 251 |
| 026 | 311 | -13,2 | 174 | ||
017 | 396 | -22,2 | 491 |
| 027 | 323 | -1,2 | 1 | ||
018 | 435 | 16,84 | 284 |
| 028 | 332 | 7,8 | 61 | ||
019 | 422 | 3,84 | 15 |
| 034 | 343 | 18,8 | 353 | ||
020 | 415 | -3,16 | 10 |
| 035 | 307 | -17,2 | 296 | ||
029 | 466 | 47,84 | 2289 |
| 036 | 357 | 32,8 | 1076 | ||
030 | 402 | -16,2 | 261 |
| 039 | 313 | -11,2 | 125 | ||
031 | 414 | -4,16 | 17 |
| 040 | 335 | 10,8 | 117 | ||
032 | 380 | -38,2 | 1456 |
| 041 | 304 | -20,2 | 408 | ||
033 | 420 | 1,84 | 3 |
| 042 | 309 | -15,2 | 231 | ||
037 | 406 | -12,2 | 148 |
| 045 | 332 | 7,8 | 61 | ||
038 | 427 | 8,84 | 78 |
| 046 | 327 | 2,8 | 8 | ||
043 | 434 | 15,84 | 251 |
| 047 | 320 | -4,2 | 18 | ||
044 | 412 | -6,16 | 38 |
| 048 | 321 | -3,2 | 10 | ||
050 | 421 | 2,84 | 8 |
| 049 | 325 | 0,8 | 1 | ||
∑ | 10454 |
| 13071 |
| ∑ | 8105 |
| 9570 | ||
Ср.знач. | 418,16 |
|
|
| Ср.знач. | 324,2 |
|
| ||
t-набл.= | 3,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t-критич.= | 2,68 | 0,01= | } | Вероятность |
|
|
|
| ||
допустимой |
|
|
|
| ||||||
ошибки |
|
|
|
|