Изучение особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;
2. изучить структуру детской инвалидности;
3. провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;
4. изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;
5. провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений 7
1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности 7
1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях 11
1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений 21
1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида 30
2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания 40
2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов. 40
2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации 54
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….....77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.60 Мб (Скачать)

Основная формула t-критерия Стьюдента выглядит следующим образом:

Значение показателя t сравнивалось с табличным для числа степеней свободы 48. Вероятность допустимой ошибки равна 0,01. Для заданного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t должно быть не меньше, чем 2,68. У нас же этот показатель оказался равным 3,8, то есть больше табличного.

Таким образом, выявлены статистически значимые различия в уровне социально-психологической адаптации у детей с оптимальным и негативным вариантом типов родительского отношения. Показана взаимосвязь между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов, при этом, вариант взаимосвязи между этими компонентами у детей с негативным вариантом типов родительского отношения является менее благоприятным.

После тестирования, целью которого было выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов, в форме беседы были даны рекомендации родителям, имеющих ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации. Текст беседы приведен нами ниже в параграфе 2 второй главы.

 

 

2.2. Рекомендации родителям, имеющих ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации

 

 

Особое место подросткового периода в цикле детского развития от­ражено в других его названиях − «переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости.

Открытие своего внутреннего мира − радостное и волнующее собы­тие, но подчас оно вызывает много тревожных, драматических пережива­ний. Подросток, страдающий каким-либо недугом, переживает это вдвойне, осознание своих ограниченных возможностей формирует у него низкую са­мооценку, а это, в свою очередь, порождает чувство неуверенности в себе.

Наиболее распространенное негативное чувство, которое испытывают дети в период полового созревания, − это чувство неполноценности.

Если ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет уси­ливаться, поскольку внешний вид подростка существенно влияет на его са­моощущение. Характерными формами поведения в данном случае могут стать либо уход в свои собственные переживания, замкнутость, застенчи­вость, либо вызывающая манера поведения, доходящая до гротеска.

Как же с ним бороться? Несмотря на то, что готового рецепта от этого недуга нет, в первую очередь необходимо:

- ориентировать подростка на его возможности и положительные качест­ва, всячески подбадривать его и поощрять;

- дать знания и сформировать умения, которые позволят ему заинтересо­вать и привлечь окружающих благодаря своим личным качествам, таким, как открытость, самостоятельность, доброжелательность, искренность, лю­бознательность, компетентность;

- укрепить веру в свои силы, обеспечив возможности проявить себя в практической деятельности (например, сделать что-то своими руками, по­мочь маме или отцу, научить чему-то, что умеет сам, младших брата или сестру) и отвлечься от мрачных размышлений по поводу собственной лич­ности.

В случаях, когда родители не могут справиться с негативными психо­логическими состояниями ребенка, такими, как агрессия, повышенная тре­вожность, страх, отгороженность от внешнего мира, замкнутость и др., сле­дует обращаться за консультацией к специалистам-психологам, психотера­певтам или психиатрам.

В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются мно­гие прежние отношения ребенка к окружающему и самому себе, формиру­ется та жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоя­тельную жизнь. Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви, причем любовь отнюдь не обусловлена сексуальными по­требностями, но, часто носит исключительно платонический, духовный ха­рактер.

Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка, его самочувствие и общее состояние оказывает процесс полового созревания. Скорость изме­нений, которые происходят в организме в период пубертата, может быть чрезмерно быстрой или замедленной, что может, в свою очередь, стать при­чиной переживаний подростка. Большинство подростков независимо от пола испытывают смешанные или негативные ощущения при первой мен­струации и эякуляции.

Важно, чтобы данный факт был воспринят нормально, как естествен­ное событие и взрослыми, и детьми. Необходимо, чтобы родители открыто и доступно объяснили сыну или дочери «что это такое», «чем это вызвано» и как протекают данные процессы. В противном случае ребенок может дол­го опасаться новых проявлений полового взросления.

С вступлением в подростковый возраст у ребенка появляется повы­шенный интерес к самому себе, к тем изменениям, которые в нем бурно происходят. Это способствует созданию его представления о самом себе, его образа «Я». Образ «Я» − это отношение человека к самому себе, вклю­чающее знание своих качеств и свойств, а также оценку этих качеств (само­оценку).

Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшест­вуют развитию собственного образа «Я» и отношения к себе у подростка. Свой образ и отношение родители транслируют ребенку либо в прямой словесной форме, либо в косвенной форме − в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Они делают это либо сознательно, с воспитательными целями, либо неосознан­но. Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положитель­ными (ребенку внушается, что он ответственен, добр, умен, способен), так и отрицательными (груб, неумен, неспособен). Конечно, негативные выска­зывания родителей о своих детях, по крайней мере, частично, могут иметь под собой реальную «почву» в поведении или чертах характера ребенка, однако, транслированные в его самосознание в виде «называние вещей своими именами», родительских «приговоров» эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу.

Косвенные внушения родителей касаются, прежде всего, самооценки или, более широко, отношения к себе у ребенка. Принимающее, т.е. внима­тельное, любовное, уважительное поведение родителей с ребенком формирует у него самовосприятие. Отвергающее (неприязненное, пренебрегаю­щее, неуважительное) поведение приводит к неприятию ребенком самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.

Явные, внушающие воздействия могут противоречить косвенным воздействиям. Так, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрирует обратное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая негативные следствия для позитивного самосознания ребенка.

Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважения ребенка, не только транслируя ему свой собст­венный образ ребенка и его отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, образцами и идеалами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя, планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же, как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ», если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, то есть если то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере в себя, потере самоуважения.

Основным новообразованием подросткового возраста является фор­мирование чувства взрослости, т.е. состояния, когда основная масса по­требностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Однако при объективно наступающем взрослении социальная ситуация для него, как правило, не меняется - он остается учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда гражданских прав. Поэтому многие притязания приводят к неразрешимым трудностям, входят в конфликт с реальной дей­ствительностью. В этом и кроется основная психосоциальная причина кри­зиса подросткового возраста.

Одним из самых заметных и важных проявлений психологической перестройки подростка является резкое изменение отношения со взрослы­ми, в частности с родителями. Происходит смена значимых лиц, и подрост­ки во многих жизненных областях ориентируются исключительно на мне­ние сверстников, почти полностью игнорируя мнение родителей и окру­жающих взрослых. Как ни велико влияние родителей на формирование личности детей, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни ребенка. В период подросткового возраста существенные изме­нения претерпевают семейные отношения. Если в детские годы родитель воспринимался ребенком как источник эмоционального тепла и поддержки, как носитель власти и распределитель благ и наказаний, как старший друг и советчик, то в подростковом возрасте ослабевают эмоциональные связи ро­дителей и ребенка. Подросток стремится освободиться от опеки. Если в детстве родитель часто выступает в качестве примера для подражания, то в подростковом периоде его достоинства критикуются, а недостатки выпячи­ваются. Психологический барьер между родителем и подростком объясня­ется не только возрастным эгоцентризмом и максимализмом подростка, но и абсолютной уверенностью в непогрешимости собственного опыта, невоз­можностью взглянуть на мир глазами подростка со стороны родителей. Из­вестно, что подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те своих детей. Следует отметить, что потребность в неформальном общении с родителями очень велика у подростков; но удовлетворяется она меньше чем наполовину.

Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и в целом старших на ровесников. Потреб­ность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Обще­ние со сверстниками представляет очень важный специфический канал ин­формации, по которому подростки узнают о многом необходимом, не сообщаемом им взрослыми. Например, подавляющую часть информация по вопросам пола подросток получает от сверстников.

К тому же, общение подростков - это специфический вид межлично­стных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и а то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. И, наконец, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принад­лежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом периоде и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обо­собления и потребности в принадлежности, включенности в какую-нибудь группу или общность.

Чувство одиночества знакомо каждому человеку. В подростковом возрасте оно обострено. Нередко подросток ощущает себя оторванным от семьи, от круга сверстников, от общества в целом. Подростку важно нахо­диться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой - будь то учебный класс, кружок или спортивная команда. Для детей этого возраста характерно стремление общаться в кругу сверстников. Именно в таком об­щении они видят главные достоинства: равенство отношений, доверие и понимание.

Изолированность от широкой общественной среды, недостаток кон­тактов усугубляют это чувство. Мысли типа: «Меня никто не понимает», «Я одинок и никому не нужен» - часто становятся причиной повышенной тре­вожности, нервозности, раздражительности, замкнутости, неуверенности и даже самоубийств или мыслей об этом.

Чувство одиночества, неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Необ­ходимо окружить подростка вниманием и заботой, чаще интересоваться его проблемами, оказывать ему поддержку в случае необходимости. И все же во избежание негативного, порой асоциального влияния взрослых приятелей необходимо, чтобы родители держали в поле зрения окружение подростка и дипломатично, исподволь оказывали на него опре­деленное влияние.

Но подросток может быть также ориентирован на младшего друга. В этом случае важно определить, какие потребности удовлетворяются в по­добном общении. С одной стороны, это может быть стремление заботиться о ком-то, чувствовать свою значимость, желание научить младшего тому, что умеет сам. Такое поведение родители должны приветствовать и поощ­рять. С другой стороны, это может быть желание чувствовать свое превос­ходство, свою силу и власть над теми, кто слабее. Такие отношения нельзя считать позитивными. Подобное поведение подростка может стать для ро­дителей сигналом повышенного внимания, а возможно, и оперативного обращения к специалистам-психологам, психотерапевтам.

Надо также помнить, что есть дети, которые по своей природе склон­ны к одиночеству. Они любят читать, размышлять, собирать марки, им вполне хватает ограниченных социальных контактов для самоутвержде­ния, они предпочитают быть предоставленными самим себе и заниматься любимым делом.

Если такой образ жизни не ведет к полной потере контактов со свер­стниками, взрослыми и обществом в целом, можно особенно не волновать­ся.

Разные родители по-разному смотрят на процесс воспитания. Одни считают, что строгое воспитание - наиболее эффективно, пытаются любым способом либо изменить, либо переломить, по их мнению, дурные наклон­ности подростка. Они стараются жестко контролировать поведение ребенка, стремящегося к самостоятельности, наказывая его за малейшую провин­ность. Этот тип воспитания зачастую приводит к отвержению как ребенком родителей, так и родителями ребенка и формирует представление о нем как о социально неуспешном человеке, который ничего не может добиться в жизни.

Другие родители стараются всячески опекать подростка, контролиро­вать каждый его шаг. Главной доминантой их системы становится запрет. В семье, где царит подобный тип воспитания, ребенок находятся в центре внимания. Родители стараются удовлетворить его запросы, защитить от всевозможных трудностей и разочарований. Подросткам, воспитывающимся в подобной атмосфере, бывает трудно адаптироваться к широкой социально-психологической среде. Как правило, они с трудом переносят даже незначительные испытания судьбы, становятся агрессивными, недоверчивыми, болезненно обидчивыми.

И, наконец, родители, которые воспитывают подростка в атмосфере любви и принятия, взаимного уважения и признания. В таких семьях под­ростки активны, доброжелательны, самостоятельны, им легко адаптиро­ваться к условиям и требованиям окружающего мира.

Памятка для родителей.

1. Нет ничего важнее здоровья. Как часто и как преступно мы забываем об этом, пренебрегая собой, разрушая себя. После здоровья их собственного, нет ничего важнее для наших детей, чем наше, родительское здоровье. Ребенок имеет право на здоровых родителей, право священное, как право на жизнь. И дело далеко не только в здоровой наследственности. Ребенку нужна наша свежесть, бодрость и жизнерадостность, ясность нашего рассудка, живость реакций, острота интуиции, неутомимость, запас сил! Наше здоровье нужно ему надолго, на целую жизнь. Оно будет нужно ему и в его взрослом расцвете и нашей старости, когда уже отпадут прежние заботы, и он станет (будем надеяться) сильным, самостоятельным и независимым. И не в том только дело, что нам, весьма вероятно, предстоит еще стать бабушками и дедушками, со всеми вытекающими отсюда последствиями и нагрузками, требующими немалой энергии... Если ребенок вырастет душевно нормальным, то есть. Помимо прочего, будет нас любить, то наше нездоровье будет тяжело его ранить, прибавит немало боли — все точно так же, как и для нас при его нездоровье. Ну, может быть, конечно, и не так сильно, и лучше, если не так... Этих лишних страданий может не быть, если смотреть вперед, охватывать жизнь в целом и главном — если мы научимся каждый день видеть в своем здоровье драгоценнейшее богатство ребенка.

Информация о работе Изучение особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений