Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, дипломная работа
Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;
2. изучить структуру детской инвалидности;
3. провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;
4. изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;
5. провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений 7
1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности 7
1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях 11
1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений 21
1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида 30
2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания 40
2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов. 40
2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации 54
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….....77
4. В данном исследовании мы придерживались классификации стилей родительского отношения, выделенные А.Я. Варга и В.В. Столиным:
«Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребенок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
«Контроль» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
5. Результаты методики теста родительского отношения свидетельствуют о том, что родители с оптимальным вариантом детско-родительского отношения используют конструктивные методы общения со своим ребенком, а родители с негативным уровнем детско-родительских отношений – неконструктивные.
6. В беседе, проведенной с родителями нами освещены особенности подросткового возраста, даны рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов по улучшению социально-психологической адаптации детей.
Поставленные в начале исследования задачи выполнены.
Мы проанализировали основные понятия по теме дипломной работы.
Ребенок-инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, возникающие вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников, основывающаяся на определенных принципах и имеющая определенное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребенка.
Социально-психологическая адаптация - достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социально-психологической среды при наличии контроля с ее стороны.
В процессе наблюдения нами выявлены социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида. Поскольку наличие в семье ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия, то стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Семья ребенка-инвалида становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей.
Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка. В таких семьях, где родители относятся к своему ребенку как к полноценному, не ущербному, проводят с ним много времени, но и позволяют быть самостоятельным, царит атмосфера, благоприятная для формирования успешной интеграции в общество.
Одним из важнейших факторов успешной социально-психологической адаптации детей-инвалидов является их семья. Именно она должна оказывать помощь ребенку в преодолении восприятия себя как ущербного. Известно, что инвалиды с положительной «Я-концепцией», уверенные в себе, «психологически благополучные» чаще воспринимаются и окружающими положительно. С другой стороны необходимо преодолевать проявляющиеся устойчивые стереотипы отношения к нему как к существу неполноценному, второсортному. Именно в семье ребенок нередко особенно остро ощущает гиперопеку как следствие жалости, которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или, наоборот, отчужденное отношение со стороны окружающих.
Данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу о взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Высокие баллы по шкалам «принятие», «кооперация», «симбиоз»; средние баллы по шкале «контроль»; низкие баллы по шкале «отношение к неудачам» относятся к конструктивному типу варианта детско-родительских отношений. Низкие баллы по шкалам «принятие», «кооперация», «симбиоз»; высокие и средние баллы по шкале «контроль»; высокие баллы по шкале «отношение к неудачам» относятся к неконструктивному типу варианта детско-родительских отношений.
Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии (акцентуации характера, неврозы), которые оказывают значительное влияние на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.
Результаты методики социально-психологической адаптации показали, что дети, родители которых используют конструктивные методы отношения, имеют средний (92%) и высокий (8%) уровни социально-психологической адаптации. У родителей, использующих негативные методы отношения, 56% детей находятся на среднем уровне социально-психологической адаптации и 44% на низком уровне.
Таким образом, выявлены статистически значимые различия в уровне социально-психологической адаптации у детей с оптимальным и негативным вариантом типов родительского отношения. Показана взаимосвязь между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов, при этом, вариант взаимосвязи между этими компонентами у детей с негативным вариантом типов родительского отношения является менее благоприятным.
1. Антология социально-психологической работы: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. – М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995. – 500 с.
2. Бойко В. В. , Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России / В. В. Бойко, К. М. Оганян, О.И.Копытенкова. −СПб.: Питер, 1999. – 603 с.
3. Варга А. Я., Столин В. В. «Воспитательный климат семьи» / А. Я. Варга, В. В. Столин. – М.: Знание, 1997. – 425 с.
4. Варга А. Я., Столин В. В. Психология и психотерапия семьи / А. Я. Варга, В. В. Столин. – М.: Фолиум, 1996. – 294 с.
5. Вернер Д. Б. Реабилитация детей-инвалидов / Д. Б. Вернер. – М.: Генезис, 1995. – 166 с.
6. Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям / Е. В. Витенберг. — СПб.: Питер, 1994. – 135 с.
7. Волкова Е. М. «Семейное воспитание» / Е. М. Волкова. – М.: Фолиум, 1990. – 200 с.
8. Волкова Е. М. Стабильность семьи / Е. М. Волкова. – М.: Наука, 1984. – 226 с.
9. Психологические особенности, психосоциальная и семейная адаптация детей с ограниченными возможностями / Под редакцией Менделевича В. Д; сост. О. Л. Гончарова, З. Б. Аминова, Л. М. Колпакова, Е. А. Сахаров. – Казань, 2001. – 90 с.
10. Гусев Г. А. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних / Г. А. Гусев. — М.: Психея, 1993. – 115 с.
11. Дети с ограниченными возможностями // Вечерняя Казань. – 2005. – 18 октября.
12. Добрович А. Б. Размышления семейного терапевта / А. Б. Добрович. – М.: Класс, 1998. – 189 с.
13. Если ваш ребенок не такой, как другие: Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О. И. Волжиной. – М.: Интел, 1997. – 587 с.
14. Исцеление: Альманах./Научно-
15. Кеннет Теркельсен. Семейная психотерапия / Теркельсен Кеннет. – М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 1990. – 305 с.
16. Ковалев С. В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 110 с.
17. Колпакова Л. М., Мухаметзянова Д. А. Актуальные вопросы дезонтогенеза детей с ограниченными возможностями и их изучение с позиции семейного подхода / Л. М. Колпакова, Д. А. Мухаметзянова // Материалы конференции «В. М. Бехтерев и современная психология, психотерапия». – Казань, 2001. – 90 с.
18. Корель Л. В. Классификация адаптации / Л. В. Корель // Словарь основных понятий. — Новосибирск.: Знание, 1996. – 200 с.
19. Куприянов С. Ю. О механизмах целеполагания / С. Ю. Куприянов // Вопросы психологии. 2001 № 2. − 144 с.
20. Столяренко Л. Д., Самыгин С. . «Семейное воспитание» /Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – М.: Генезис, 1990. – 285 с.
21. Лесгафт П. Ф. Семейная терапия и ее парадоксы / П. Ф. Лесгафт –-М.: Класс, 1998. – 99 с.
22. Лилъин Е. Т., Доскин В. А. Детская реабилитология / Е. Т. Лильин., В. А. Доскин.– М.: АО Стрингер, 1997. – 150 с.
23. Макаренко А. С. Познание и реальность / А. С. Макаренко. – М.: Прогресс, 1981. – 146 с.
24. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии / И. И. Мамайчук // Учебное пособие. − СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 240 с.
25. Мастюкова Е. М., Московкина О. Г., Они ждут нашей помощи / Е. М. Мастюкова., О. Г. Московкина – М.: ЭЛИТАЙЛ, 1991. – 220 с.
26. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич // Практическое руководство. – М.: АЛЬЯНС-КНИГА, 1998. – 326 с.
27. Мытищева О. Н. Реабилитация инвалидов в РТ / О. Н. Мытищева – Казань.: Таглимат, 2005. – 142 с.
28. Николаева Н. Н. Влияние хронической болезни на психику / Н. Н. Николаева – М.: ВАГРИУС, 1987. – 111 с.
29. Петровский А. В. К проблеме самоопределения личности в группе / А. В. Петровский − М.: Прогресс, 1980. – 140 с.
30. Популярная психология для родителей п/р А. А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1988. – 205 с.
31. 31.Проблемы социально-психологической работы. — Ростов н/Д.: Органик, 1996. – С. 113.
32. Республика Татарстан в цифрах: Статистический сборник. – Казань, 2006. – 80 с.
33. Рябчикова Т.В. Формирование здоровья детей с задержкой внутриутробного развития (диагностика, прогнозирование и профилактика его нарушения) / Т. В. Рябчикова // Автореф.к.м.н. – Иваново, 1996. – 500 с.
34. Семенович А. В., Архипов Б. А. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития / А. В. Семенович, Б. А. Архипов // Творческий журнал психиатрии. 2006. Т. 1. − 125 с.
35. Силласте Г. К. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями / Г. К. Силласте — М.: Логос, 1995. – 290 с.
36. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Брак и семья сегодня / Е. О. Смирнова – Вильнюс: Минтис, 1999. – 300 с.
37. Соловейчик С. П. Какими они себя видят? / С. П. Соловейчик – М.: Речь, 1994.– 105 с.
38. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. − г.Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 169 с.
39. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В. И. Жукова. — М.: Пресс, 1997. – 200 с.
40. Спиваковская А. С. Возрастно-психологическое консультирование / А. С. Спиваковская – М.: Омега-Л, 1999. – 103 с.
41. Сысенко В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 190 с.
42. Теория и методика социально-психологической работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. A. M. Панов, Е. И. Холостова. — М.: Фолиум, 1997. – 350 с.
43. Теория и методика социально-психологической работы. Ч. П. — М.: Аргус, 1994. – 456 с.
44. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко – М.: Мысль, 1999. – 299 с.
45. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства / В. Д. Тополянский, М. В. Струковская – М.: Полиграф, 2000. – 230 с.