Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, дипломная работа
Целью исследования является: выявление взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:
1. рассмотреть основные понятия по теме дипломной работы: «ребенок-инвалид», «семья», «семейное воспитание», «социально-психологическая адаптация»;
2. изучить структуру детской инвалидности;
3. провести теоретический обзор социально-психологических особенностей семьи ребенка-инвалида;
4. изучить особенности формирования социально–психологической адаптации детей–инвалидов в системе детско-родительских отношений;
5. провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретико-методологические основы изучения особенностей формирования социально-психологической адаптации детей-инвалидов в системе детско-родительских отношений 7
1.1. Понятие «ребенок-инвалид». Структура детской инвалидности 7
1.2. Социальная адаптация детей-инвалидов в семьях 11
1.3. Семейное воспитание, типы детско-родительских отношений 21
1.4. Социально-психологические особенности семьи ребенка-инвалида 30
2. Исследование зависимости социально-психологической адаптации детей-инвалидов от особенностей семейного воспитания 40
2.1. Исследование взаимосвязи между стилями воспитания в семье и социально-психологической адаптацией детей-инвалидов. 40
2.2. Рекомендации родителям, имеющим ребенка-инвалида по улучшению социально-психологической адаптации 54
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….....77
Рис. 1.1.1. Структура детской инвалидности в РТ в 2006 г. (в%)
Умственные и психические нарушения относятся к психическим недостаткам.
Умственные нарушения — состояния, обусловленные врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума [5; 225].
Психические нарушения – утвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, создающие трудности в социально-психологической адаптации.
К физическим недостаткам относятся слуховые и вестибулярные нарушения, зрительные нарушения, висцеральные и метаболические нарушения, уродующие нарушения, двигательные нарушения – то есть временные или постоянные недостатки в развитии и функционировании органов человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание
Инвалиды – это группа особого риска. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доля тяжелых инвалидов составляет обычно 2-3% от детской популяции [32;15].
В последние годы во всех странах, включая Россию, при определении инвалидности особое внимание уделяется понятию социально-психологической недостаточности. Согласно Международной номенклатуре показателей инвалидности, социально-психологическая недостаточность имеет место в случаях:
― ограничения физической независимости;
― ограничения способности заниматься обычной деятельностью;
― ограничения способности к получению образования;
― ограничения способности к профессиональной деятельности;
― ограничения экономической самостоятельности;
― ограничения способности к интеграции в общество [22;113].
Результаты исследования детей с задержкой внутриутробного развития показывают вариант динамики их развития. При рождении у детей наблюдается повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, синдром угнетения, быстрая истощаемость, низкие реакции на слух и зрительные стимулы; на первой неделе – нарушение соотношения сна и бодрствования как следствие снижения порога раздражимости и недостаточной тормозимости влияний со стороны ретикулярной формации; к концу первого месяца – синдром двигательных нарушений, гиперкинезы; к 3-му – тремор исчезает, но к 4-му месяцу наблюдается отставание локомоторных функций, а это чревато последствиями для речевого развития. Во втором полугодии: к 9 месяцам эти дети догоняют по моторному развитию, но отстают по сенсорному восприятию.
В 1 год – отставание по сенсорному, моторному и речевому развитию, способности к обучению и пониманию. На 2-м году – задержка психомоторного развития в виде отставания речи и моторных функций. В 3 года – у 60% отставание в развитии речи, кроме того, отставание способности к овладению новыми навыками (не могут самостоятельно принимать пищу, пользоваться формами приветствия и т.п.).
К 5-ти годам – обнаруживают минимальные мозговые дисфункции. У 1/3 − детские фобии и астенический синдром, регистрируется отставание на шесть месяцев по моторному развитию, по синхронизации, скорости выполнения движений, динамической координации рук, имеет место снижение интеллекта, значительнее – вербального [14;54].
В последнее время специалистами доказано, что существует возможность воздействовать на нервно-психические функции больного ребенка, начиная еще с антенатального этапа. Это свидетельствует о возможности существенного снижения детской инвалидности за счет повышения оказания медико-психологической помощи беременным женщинам, а также роженицам и новорожденным детям [14;56].
Таким образом, дети с дефектами физического и умственного развития, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения считаются инвалидами. Основной причиной детской инвалидности являются психоневрологические заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата. Причин роста инвалидности много, это и экологический фон, ухудшение структуры питания, социального самочувствия, показателей здоровья населения, недостаточный уровень восстановительного лечения, техники безопасности, отсутствие комплексной системы реабилитации инвалидов в соответствии с современными требованиями и многое другое.
Принципиально новым для теории и практики социально-психологической работы является усиление психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия на основе учета единства биологических, психологических и социальных свойств личности ребенка. Перечисленные принципы составляют основу для воспитания, обучения и коррекционного воздействия на ребенка-инвалида.
Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека.
Корель Л.В. выделяет четыре вида адаптации человека:
1. Биологическая - приспособление организма к условиям окружающей среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и пр.)
2. Физиологическая – приспособление потенций организма индивида к процессам природной и социально-психологической среды. Физиологическая адаптация прежде всего связана со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями.
3. Психологическая - усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социально-психологической среды.
4. Социальная - усвоение норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности.
Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет [18;200].
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир».
Процесс социально-психологической адаптации носит конкретно-исторический характер, который по- разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.
По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий [31;113].
Витенберг считает, что процесс социально-психологической адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях [6;145]:
• общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
• социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социально-психологической группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
• сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов. Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социально-психологической адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.
Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.
Г.К. Силласте пишет о том, что любой вид социально-психологической адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социально-психологической адаптации [35;94].
Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы [18;116].
Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социально-психологической деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социально-психологической жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений [38;62].
Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социальной системы. Ее важнейшими компонентами выступают разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономической культуры и должна опираться на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры. Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д. Сложнее с адаптацией к социальным изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к нескольким, поскольку социальные изменения имеют комплексный характер и могут дифференцироваться в зависимости от той или иной социально-психологической сферы человеческой жизнедеятельности [31;113].
Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений. Адаптация выступает в качестве разновидности общественных отношений, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели адаптации как общественного феномена — преодоление дисфункций социально-психологической системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды [42;46].
Одним из основных условий адаптации россиян к современной социально-экономической обстановке являются адекватные изменения в сознании людей — выбор новых стратегий экономического поведения, готовность нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение. Происходят ли подобные изменения? Есть основания утверждать, что у известной части населения не происходят. Более того, изменения в экономике и структуре массового сознания часто носят разнонаправленный характер. Переход на новые образцы экономического поведения, адекватные рыночным отношениям, сильно тормозится инерцией социально-психологических установок населения на патернализм государства, на прежнюю систему социальных гарантий, мало связанных с объективными результатами трудовой деятельности работников. По-прежнему, у большинства трудоспособного населения проявляется ориентация на социально-экономическую зависимость.