Психологическая адаптация ребенка-инвалида в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:42, курсовая работа

Краткое описание

Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического заболевания. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение не заслуженности случившегося

Файлы: 1 файл

микодизайн.docx

— 65.10 Кб (Скачать)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического заболевания. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение не заслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса "Почему это случилось именно со мной?", возникает чувство собственной неполноценности. 
            Семьи, имеющие ребенка - инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка-инвалида - по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец прежде всего смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но он обеспокоен стрессом, который испытывает его жена, на него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.  
          Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Что же можно сказать о воспитании ребенка с проблемами здоровья. Уже доказано, что искажение родительского отношения может вызвать у таких детей вторичные нарушения.  

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

 

Родители ждали ребенка, когда им было по 22 года. Совсем юные. Мама любила фигурное катание и мечтала, как купит дочке платьице, коньки, как поведёт ее на каток. Папа мечтал  скорей увидеть сою принцессу. Девочка родилась с двусторонними вывихами тазобедренных суставов и, несмотря на операции, эти вывихи превратились в пожизненный диагноз «диспластический коксоартроз».

Мама постоянно лежала с дочкой в больнице. Когда дочь была дома, родители не приглашали своих друзей, потому что не хотели, чтобы им задавали ненужные вопросы. Девочку не отдавали в детский сад, чтобы там ее не травмировали дети, хотя я в перерывах между операциями дочь рвалась к детям, так как ей не хватало общения с ровесниками.

Жизнь родственников вращалась только вокруг ребенка-инвалида. В детстве это казалось обычным для девочки, но когда она пошла в школу, где  мама не могла быть постоянно рядом со ней, ей пришлось очень трудно. И совсем не из-за хромоты. Ее искренне удивляло: почему учителя и одноклассники не понимают, что она «Та единственная, на которую только и нужно обращать внимание». В школе девочка столкнулась с тем, что не все хотят делать только то, что хочет она. Она считала всех злыми и черствыми. Ведь именно так говорила мама, когда она жаловалась ей дома на то, что учительница обижает ее. И мама всегда была стороне дочери. Позже, со временем девочка поняла, что маме было гораздо больней, но она не показывала вида.

Появление в  семье ребенка с ограниченными  возможностями всегда тяжелый психологический  стресс для всех членов семьи. Часто  семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство  растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в  небольшом проценте случаев семья  сплачивается.

Отец в  семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка  становится рабочим, ищет вторичные  заработки и, практически, не имеет  времени заниматься ребенком. Поэтому  уход за ребенком ложится на мать. Как  правило, она теряет работу или вынуждена  работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребенком занимает все  ее время, резко сужен круг общения. Постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения  окружающих к их семье; они редко  общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно  оценить и понять внимание родителей  к больному ребенку, их постоянную усталость  в обстановке угнетенного, постоянно  тревожного семейного климата.

Нередко такая  семья испытывает отрицательное  отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования  рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с  задержкой умственного развития или его поведение негативно  влияет на здоровье детского окружения). Общество не всегда понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Родители  стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность, включают детей в процесс  труда. Это зависит от наличия  педагогических, психологических, медицинских  знаний родителей, так как, чтобы  выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.

Положительные и отрицательные стороны ситуации.

Отрицательные стороны:

  • Ограниченность возможностей
  • Изолирование от здоровых детей (сверстников)
  • Частое времянахождение в больницах
  • Психологическое напряжение в семье

Положительные стороны

  • развитие специальных умений и навыков
  • Познание своих скрытых возможностей
  • особое внимание (однако если внимание чрезмерное, то ребенка оно может угнетать и относится уже к отрицательным сторонам)

 

Долг родителей, а в частности матери - успокоить  ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу  оптимизма.

Как справиться с проблемой инвалидности ребенка:

1. Избавиться от чувства вины и начать действовать.

2. Быть реалистичным.

3. Не злоупотреблять, но и не пренебрегать правилами.

4. Быть проще.

5. Проявлять гибкость.

6. Тщательно выбирать темы для споров.

7. Стать специалистом в решении проблем.

8. Наладить общение:

а) выслушивать, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;

б) прежде чем давать советы, поинтересоваться у ребенка, хочет ли он их выслушать;

в) открыто обсуждать с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирать темы для дискуссий;

г) стараться своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;

д) делать акцент на хорошем;

е) делать замечания спокойным тоном;

ж) высказывать больше позитивных, чем негативных комментариев;

з) не забывать о значении языка тела;

и) избегать игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).

9. Называть врага по имени.

10. Делить радость и боль.

Установить доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. В рассматриваемой семье партнеры имеют сходные представления о заболевании дочери и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, нужно использовать те же стратегии, что и в общении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу как самому ребенку, так и всем членам семьи. 

Повысить эмоциональную  уравновешенность матери поможет техника "Вода, земля, огонь и воздух"

Название. Техника "Вода, земля, огонь и воздух"

Предназначение.  
  Вопреки названию в этой технике нет ничего мистического, сверхъестественного. Она направлена на повышение эмоциональной уравновешенности, а четыре стихии в этом призваны помочь.  
  Понятно, что мы как Homo Sapiens не ушли далеко в своем биологическом развитии от наших предков, которые вели дикий образ жизни еще 5-10 тысяч лет назад, а то и меньше. Даже нынешний сельский житель проводит на природе значительную часть своего времени. А что говорить тогда про наших предков, которые 24 часа в сутки сидели у огня, были продуваемы всеми ветрами и поливаемы всеми дождями, которые ходили по земле и постоянно копались в земле.  
  Всего этого почти лишен городской житель, который существует в некоторой "рафинированной" среде, вне привычных организму стимулов. Имеет место некоторая не очень сильная, но заметная фрустрация организма в природных раздражителях. Это может проявляться в неуравновешенности, неспособности к ощущению чувств глубокого удовлетворения, в некотором отпулении чувств и эмоциональной сферы, эмоциональном выгорании.  
  Данная техника не является панацеей от всех перечисленных явлений, но тем не менее способна значительно выровнить и повысить настроение.

Качества. Эмоциональная уравновешенность

Содержание 
  Возьмите себе за правило каждый день подвергать себя действию каждой из четырёх стихий: воды, земли, огня и воздуха. Понятно, что мы и так каждый день имеем дело с водой, ходим по земле и т.д. Секрет техники в том, чтобы погружать себя на некоторое время в состояние концентрированного восприятия одной из стихий. Желательно, разумеется, всячески разнообразить эти ситуации. Что мы можем сделать в городских условиях?  
  Вода. Принять ванну. Искупаться в бассейне. Пройтись в одной футболке под дождем. Зимой натереться снегом. Сходить на пляж летом. Посетить городской фонтан. Смотреть на декоративный фонтанчик. Закутаться в мокрую простынь (это не шутка). Пройтись по луже. И так далее, и тому подобное...  
  Земля. Ухаживать за комнатными растениями. Пройтись в парке. Измазаться землей. Полежать на голой земле голым телом (на даче или еще где). Разбить клумбу во дворе. И так далее, и тому подобное...  
  Огонь. Смотреть на свечу. Смотреть на огонь в камине. Читать книгу при свече. Просто зажечь спичку и посмотреть на нее. Смотреть на огонь газовой конфорки. Выбраться на шашлыки. Просто разжечь костер там, где это можно. Может быть, ваша фантазия ещё что-то подскажет...  
  Воздух. После душа, где смыли с себя грязь и пот, выйти на балкон голышом. В грозу открыть все окна и наслаждаться запахом озона. Пожечь ароматные палочки. Включить вентилятор. Выйти на улицу в ветреную погоду в легкой одежде (помните, что можно и простудиться). Выйти на улицу рано утром, часов в 5-6, когда автомобили ещё не успели загадить окружающий воздух. Et cetera...  
  Важное значение имеет ваша сосредоточенность на ощущениях. Постарайтесь все ваше внимание сосредоточить на стихии. Разглядывайте в ней романтическую сущность. Представьте как стихия наполняет вас энергией. Полюбите стихию и попробуйте подружиться с ней.  
  Старайтесь каждый день хотя бы понемногу "общаться" с каждой из четырёх стихий.

Тренинг на снятие агрессии у ребенка. 

Тренинг снятие агрессии

1. Участники сидят в кругу.  Одному из них (агрессивному) завязывают глаза, а его сосед указывает на кого-нибудь рукой, так чтобы все видели, кроме, естественно, агрессивного. Участник, указавший жертву, говорит зажмурившемуся: «Вымести свою злость на этом человеке!», — и тот высказывает все накопившееся в неизвестно чей адрес. Потом ему развязывают глаза и показывают, кого он столь нелестно охарактеризовал. Смущенный автор высказываний извиняется перед невинной жертвой вербальной агрессии, например, так: «Я вовсе не Вас имел в виду, извините!»

Чуть усложненный вариант этой игры: участнику, завязавшему себе глаза (не обязательно агрессивному), его сосед предлагает хорошенько отругать одного участника от имени другого. Хулитель не знает ни имени того, кого придется ругать, ни того, от чьего имени это делается. После развязывания глаз участник, от имени которого все говорилось (сам он не произнес ни слова), говорит участнику, который был обруган, что-нибудь типа: «Извините, я был несдержан. Вырвалось!»

Как правило, после такой процедуры  страсти стихают и нравы смягчаются. Игру следует проводить по кругу. После двух-трех выступлений спросите, есть ли еще желающие ругаться, и, если есть, предоставьте им слово, предварительно завязав глаза, а затем остановите игру и переходите к дальнейшим занятиям. Если слишком много желающих высказаться, то прервите игру после того, как кто-либо из соседей укажет на игрока с завязанными глазами как на объект агрессии и автора выступления одновременно, т. е. участник будет ругать сам себя от своего имени. Обычно всем становится смешно, когда кто-нибудь прохаживается в свой собственный адрес.

Не пытайтесь играть в эту  игру с людьми, лишенными чувства  юмора.  
           2. Предложите участникам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они питают агрессивные намерения, или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг, предусмотрительно взятую Вами на тренинг.  
             3. Упражнение по нынешним временам дорогое, но что не сделаешь ради профессионального успеха! Вы показываете что-нибудь типа «Сникерса» и говорите, что эту конфету вручите сейчас самому агрессивному, а занявшие второе и третье место удовольствуются «Марсом». Претенденты на призовые места должны сделать самовыдвижение. Если несколько человек претендуют на звание самого агрессивного, то группа должна определить, кому же именно достанется сей батончик из молочного шоколада. Затем Вы предлагаете кому-нибудь из участников — самому доброму, как Вы заявляете, вручить победителям конфеты. После того, как агрессивные получат свое, выньте из укромного места коробку хороших конфет для всех остальных.

Информация о работе Психологическая адаптация ребенка-инвалида в семье