Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:42, курсовая работа
Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического заболевания. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение не заслуженности случившегося
Занятие № 3. Все мы родом из детства.
Цель:
развитие эмпатии, самоконтроля, особенностей
восприятия, эмоциональных переживаний
в детско-родительских отношениях.
Приобретение навыков чувственной коммуникации
с ребенком (по Т. Гордону). Обучить навыкам
активного слушания.
Коррекционные задачи: введение в атмосферу
психокор-рекционных занятий; сплочение
участников группы; обучение навыкам активного
слушания ребенка; научение «языку принятия»
и «непринятия».
Ритуал
группового приветствия.
«Скажи
комплимент другу». Ведущий предлагает
начать семинар с игры «Скажи комплимент
другу». Задача участников сказать друг
другу комплимент, при перебрасывание
мяча. В игре должны участвовать все участники.
После того, как все проиграли, ведущий
обращает внимание на словарный запас
комплиментов.
Групповая
дискуссия по итогам домашнего задания.
Необходимо выяснить:
• Было ли легко заполнять таблицу;
• Какие чувства испытывали вы при заполнении;
• С какими проблемами вы столкнулись
при выполнении задания.
Минилекция.
Проблемы детей и проблемы родителей.
В процессе мини-лекции рассматриваются
вопросы, связанные с умением выслушивать
ребенка, как правильно высказать свое
недовольство поведением ребенка. Вводятся
следующие понятия:
• оценка поступка;
• оценка личности;
• невербальные проявления коммуникации.
Ведущий
предлагает заполнить таблицу типичных
эмоциональных реакций. Затем участникам
группы раздается каталог типичных негативных
эффектов родительских реакций (по Т. Гордону),
а также памятка «Условия полноценного
слушания».
Родителям дается время для ознакомления.
Затем групповое обсуждение.
В результате обсуждения выделяются проблемы,
с которыми чаще всего сталкиваются родители.
В процессе обсуждения необходимо вычленить
являются ли эти проблемы детскими или
родительскими. Основная идея научится
вычленять детские проблемы и родительские.
В процессе обсуждения ведущий задет наводящие
вопросы и подводит участников к понятию
активное слушание. После просмотра тренинга
проходит групповое обсуждение: что в
себя включает понятие «активное слушание»:
пересказ; уточнение; отражение чувств;
проговаривание подтекста; резюмирование.
Ролевая игра для закрепления навыков
активного слушания. Участники разбиваются
на пары и разыгрывают ситуации, которые
тревожат родителей. Основная идея использовать
при проигрывание элементы активного
слушания: проигрывание подтекста и резюмирование.
Ситуационная игра на закрепление навыков
взаимодействия на «языке принятия и непринятия».
Заполнение первого столбца в таблице
проходит по кругу каждый участник предлагает
свою проблемную ситуацию в общении с
ребенком, а все участники должны заполнить
ответы на языке принятия и непринятия.
Домашнее
задание. Проиграть дома игру «Комплименты»
совместно с ребенком. В течение двух недель
при взаимодействии с ребенком использовать
навыки активного слушания, а также «языка
принятия и непринятия».
Ритуал группового
прощания.
Рефлексия
занятия.
Занятие № 4. Сотрудничество
Цель: создание
атмосферы совместного
Коррекционные задачи: введение в атмосферу
психокоррекционных занятий; сплочение
участников группы; актуализация конструктивного
общения в детско-родительских отношениях;
научение совместному творчеству детей
и родителей.
Ритуал
группового приветствия. Обмен групповыми
приветствиями детей и родителей.
Презентация родителей. Ведущий предлагает
детям провести презентацию своих родителей
(того, кто присутствует на занятии). Рассказать
какие они, что они любят, что привлекает
их в родителях.
Совместная
игра «Мост».
Все
участники делятся на четное количество
групп (две или четыре, т. е., чтобы всего
в подгруппе было не более 6 человек). Каждая
подгруппа отводится в отдельное помещение.
Перед распределением по комнатам участникам
предлагается инструкция игры. Каждой
группе выдается одинаковый комплект
раздаточного материала (две пустые полутора
литровые пластиковые бутылки, лист ватмана,
набор цветной бумаги, клей, скотч, набор
цветных карандашей, два чистых листа
формата А4). В течение 90 минут каждая группа
должна сделать половинку моста, которая
в последствии должна соединится с другой,
т. е. если много участников, и они разделены
на четыре группы, то определяются две
парные группы и в итоге должно получится
два моста. В каждой группе определяется
коммуникатор, который будет выходить
на переговоры. В течение игрового времени
коммуникаторам разрешено три встречи
с коммуникатором противоположной стороны.
Встречи проходят в сопровождении супервизоров,
которыми являются ведущие семинара. На
встречах коммуникаторам запрещено иметь
при себе какие-либо записи. Обсуждение
ведется только на уровне вербальной коммуникации.
Основная идея - объяснить какой мост должен
получится, какие его размеры, и что должны
делать подгруппы. В процессе всей игры
за группами наблюдают супервизоры, все
наблюдения заносятся в лист наблюдений.
После стыковки мостов проводится групповое
обсуждение:
• Какие впечатления
от игры?
• Кто был генератором
идей?
• Как работалось
родителям и детям совместно?
• Каково быть
в роле коммуникатора?
• Как были выбраны
коммуникаторы?
• Кто какие роли
выполнял в процессе игры?
• Были ли конфликты
в группах при постройке моста?
• Были ли учтены
мнения каждого участника?
После того как выступят все участники
игры, своими впечатлениями и наблюдениями
делятся супервизоры.
• Домашнее задание. В течение двух недель
активно использовать полученные знания,
умения, навыки при взаимодействие с ребенком
и отмечать трудности общения.
• Ритуал группового прощания.
• Рефлексия занятия.
Занятие № 5. Бывает ли жизнь без конфликтов?
Цель: обучение
родителей способам разрешения конфликтных
ситуаций.
Коррекционные
задача: введение в атмосферу психокоррекционных
занятий; сплочение участников группы;
актуализация необходимости конструктивного
разрешения внутрисемейных конфликтов;
обучение контролированию своими эмоциями
в конфликтных ситуациях; обучение технике
созидательного управления конфликтом.
Ритуал
группового приветствия.
Групповое
обсуждение домашнего задания. Какие сложности
наблюдались при взаимодействии с детьми
в течение двух недель. В каких ситуациях
полученные знания, умения, навыки не удается
еще применить или вы считаете, что эффекта
от их применения не было.
Ассодиативная
игра. Выскажите одним словом вашу ассоциацию
по отношению к слову «Конфликт». Все ассоциации
записываются на листе флипчарта. Примечания:
в процессе записи ведущий все ассоциации
подразделяет на две колонки: чувственные
и предметные. После того, как выскажутся
все участники подводится итого чувственной
и предметных сторон понятия «конфликт».
Минилекция.
Решение конфликта.
Конфликтов избежать невозможно. Они необходимы
для развития, роста, иначе не происходит
развития. Но можно ли разрешать конфликты
конструктивно?
Участникам
даются понятия: «совместное размышление»,
«третейский суд», «законные действия».
• Участникам предлагается ответить на
вопросы в рабочей тетради по теме конфликт
«ролевая модель»;
• Что такое творческое разрешение конфликта?
• Какие пути есть в решении конфликтных
проблем, какие сферы участвуют в переработке
конфликта?
• Что такое контракт по конфликту?
Игра "Ковер
мира" предлагает вам хорошую стратегию
разрешения конфликтов с детьми в семье.
Само наличие "ковра мира" побуждает
детей отказаться от драк, споров и слез,
заменив их обсуждением проблемы друг
с другом.
Для проведения
игры нам понадобится: кусок не слишком
толстого пледа размером 90 X 150 сантиметров
или мягкий коврик такого же размера. Кроме
того, нужны фломастеры, клей и материалы
для оформления декораций, например, алюминиевые
блестки для вышивания, бисер, ракушки
и тому подобное.
Сядьте
в круг все вместе. Можете ли вы сказать,
какие конфликты возникают у вас в семье,
о чем вы иногда спорите друг с другом?
Как вы чувствуете себя после такого спора?
Что может произойти, если в споре сталкиваются
различные мнения?
Я принесла
для всех нас небольшой кусок ткани, который
станет нашим "ковром мира". Как только
возникнет у нас в семье спор, "противники"
могут сесть на него и поговорить друг
с другом так, чтобы найти путь мирного
решения своей проблемы.
Давайте
посмотрим, что из этого получится. (Положите
плед в центр круга, а на него — красивую
книжку с картинками или какую-нибудь
занятную игрушку.) Представьте себе, что
у вас в семье двое детей, и кто-то один
хочет взять эту игрушку, а второй ребенок
против этого. Они оба сядут на "ковер
мира", а вы присядьте рядом, чтобы помочь
им, когда они захотят обсудить и разрешить
эту проблему. Никто из них не имеет права
просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка
займут места на ковре). Вам необходимо
задать вопрос: как можно было бы разрешить
эту проблему?
Когда
решение будет найдено, предложите детям
украсить "ковер мира": «Сейчас мы
можем превратить этот кусок пледа в "ковер
мира" нашей семьи. Я напишу на нем имена
всех членов нашей семьи., а вы должны мне
помочь украсить его». Этот процесс имеет
большое значение, так как благодаря ему
дети символическим образом делают "ковер
мира" частью своей жизни. Всякий раз,
когда разгорится спор, они смогут использовать
его для разрешения возникшей проблемы,
обсудив ее. Используйте "ковер мира"
исключительно для этой цели. Когда дети
привыкнут к этому ритуалу, они начнут
применять "ковер мира" без Вашей
помощи. И это очень важно, так как самостоятельное
решение проблем и есть главная цель этой
стратегии. "Ковер мира" придаст детям
внутреннюю уверенность и покой, а также
поможет им сконцентрировать свои силы
на поиске взаимовыгодного решения проблем.
Это прекрасный символ отказа от вербальной
или физической агрессии.
Групповая
дискуссия:
— Почему так важен для семьи "ковер
мира"?
— Что происходит, когда в споре побеждает
более сильный?
— Почему недопустимо применение в споре
насилия? Примечание: для этой игры может
быть использован любой конфликт, предложенный
кем-то из группы. В эту игру необходимо
вовлекать всех членов семьи, которые
участвовали в конфликте.
Домашнее задание.
Поделиться
с семьей своими новыми знаниями, постараться
проиграть дома игру «Ковер мира». Нарисовать
вместе с ребенком рисунок «Конфликт у
нас в семье.
Ритуал группового
прощания.
Рефлексия
занятия.
Занятие № 6. МЫ
предъявляем требования.
Цель: осознание
разницы между предъявлением требования
и доведением его логического завершения.
Анализ выполненного требования.
Коррекционные
задачи: введение в атмосферу психокоррекционных
занятий; сплочение участников группы;
актуализация необходимости доведения
до логического завершения предъявляемого
к ребенку требования.
Ритуал
группового приветствия.
Групповое
обсуждение домашнего задания. Обмен впечатлениями
от проведенной дома игры. Создание галереи
рисунков.
Брейнсторминг.
Какие требования чаще всего предъявляются
детям? Какие требования имеют логическое
завершение (т.е. ребенок предъявляемое
ему требование доводит до конца), а какие
чаще всего завершают родители. Есть ли
различие в предъявлении требований к
больному ребенку и здоровому? Все требования,
которые проговаривают родители, записываются
на флипчарт.
Минилекцкя.
Как мы предъявляем требования? Как
предъявлять родителям требования?
В воспитании
детей необходимы одновременно и любовь
и требования, их органическая взаимосвязь
и взаимодействие. Согласны ли вы с этим
утверждением П. Ф. Лесгафта?
При
соблюдении, каких правил требование будут
успешно выполняться? Памятка в рабочей
тетради.
Наказание
и похвала. Должны ли они использоваться
при воспитании детей?
«Договор»
Ведущий
знакомит родителей с тактикой заключения
договора с ребенком о выполнении требований.
Домашнее
задание.
Попробовать
применить технику «Договора» при взаимодействии
с детьми.
Ритуал
группового прощания.
Рефлексия
занятия.
Занятие № 7.
Дружба.
Цель: применение
родителями полученных знаний, умений
и навыков в совместной творческой деятельности
с детьми.
Коррекционные
задачи: введение в атмосферу психокоррекционных
занятий; сплочение участников группы; научение
совместному творчеству детей и родителей.
Ритуал
группового приветствий.
Драматизация
сказки, которая была разработана с детьми
на детских занятиях.
Совместное
создание плаката «Семьи».
Каждая
пара в отдельности создает свой собственный
плакат в котором необходимо отразить:
• девиз семьи;
• хобби каждого;
• любимую вещь каждого члена семьи;
• уникальность именно этой семьи.
• Презентация каждого плаката. Анализ
процесса создания; плаката. Какие проблемы
возникали при совместной работе. Обмен
мнениями.
• Ритуал группового прощания.
• Рефлексия занятия.
Занятие № 8
(финальное)
Цель:
завершение работы группы, подведение
итогов работы группы, проведение итоговой
рефлексии.
Коррекдионные
задачи: саморефлексия участников группы;
оценка деятельности ведущего группы;
Ритуал
группового приветствия.
«Зеркало»
Каждому
участнику выдается лист формата А4 с его
именем. Это его зеркало. Каждый пускает
свое зеркало по кругу. Все участники группы
должны одним предложением охарактеризовать
хозяина зеркала.
Итоговая
рефлексия.
Участники
заполняют итоговую форму рефлексии.
Семинар
заканчивается чаепитием и обменом мнений
по кругу.
Ритуал
группового прощания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если семью постигла такая участь, и ребёнок родился с дефектом, не стоит на этом так сильно зацикливаться. Это нужно суметь пережить. Рушатся ваши планы, ожидания. Но инвалидность - это не самое страшное, что может быть. Родители страдают сами и зачастую просто-напросто учат страдать ребёнка. А на самом деле не дефект заставляет чувствовать ребёнка себя неполноценным, а отношение к этому дефекту окружающих.
Работа с семьей — важная составная
часть социально-
Психологическая помощь взрослым позволяет упрочить супружеские узы. Ведь в семьях, где на свет появляется ребенок-инвалид, разводы — вполне обычное явление, причем происходят они чаще по инициативе мужчин. Работа с семьей мобилизует и сплачивает ее членов, способствует скорейшему обзаведению еще одним малышом, если инвалидом является первенец. Родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, дошкольники приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.
Информация о работе Психологическая адаптация ребенка-инвалида в семье