Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:42, курсовая работа
Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического заболевания. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение не заслуженности случившегося
Упражнение
это следует проводить в конце занятия,
перед чаепитием. Особенно хорошо его
проводить с группами школьников. Они
никогда не прячут полученные конфеты
в сумочки.
4.
Тренер предлагает собрать фигуру из всего
плохого, злого и агрессивного, что есть
в каждом участнике группы. Участники
по очереди отдают на общее дело свои когти,
зубы, шипы, жала, перепончатые крылья
и т. п. Существо, получающееся в итоге,
целиком состоит из угловатого, кусающего,
корябающего. Затем, путем одновременного
нажатия кнопок осуществляется старт
стула с сидящим на нем воплощением агрессивных
поползновений группы в межзвездное пространство,
где оно и канет навеки в пучину забвения.
Волки-волки
Ведущий вызывает желающих и как можно плотнее друг к другу ставит их в один угол.Затем предлагает участникам повторить слова с той же интонацией (возбужденно, устало, грозно и т. п.), с которой говорит он сам.
Слова ведущего: «Волки-волки».
Слова участников: «Нет волков».
После 3-4 раз (когда участники вошли во вкус и дружно говорят «нет волков») ведущий громко всем говорит: «Полный угол дураков!»
С помощью этой игры можно уровнять всех участников группы в правах и таким образом нейтрализовать негативного, деструктивного лидера и немножко повысить статус аутсайдеров в группе.
Примечание. Ведущий должен быть осторожен! Поскольку, вызвав агрессию на себя, он, таким образом, противопоставляет себя группе. Это может спровоцировать отвержение группой ведущего, или даже бойкот. Используйте этот прием, только если вы полностью уверены в эффекте!
Змея
Все участники стоят в кругу.
Водящий идет в центре круга и говорит: «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу». Подходит к кому-либо из участников и говорит: «Хочешь стать моим хвостом?», тот проползает у «змеи» под ногами, цепляется за его пояс и становится продолжением «змеи».
Они идут по кругу, и игра продолжается. Когда все участники присоединились к «змее» и остался один участник, он начинает ползти под «змеей», участники замыкают круг, и... он может ползать очень долго.
Эту игру можно использовать для нейтрализации деструктивного лидера группы (главное, предварительно договориться со змеей).
Кроме того, эту игру можно использовать и как подвижную игру на воздухе. Можно модифицировать ее даже для игры в воде: «Я змея, змея, змея, я плыву, плыву, плыву...»
Знаешь ли ты Яцека?
Желающих, человек 8-10, выстраивают в колонну и очень тесно смыкают плечами друг к другу. Ведущий подстраивается перед первым и спрашивает: «Знаешь ли ты Яцека? Яцек вот такой!» И показывает, вытягивая руки на уровень головы. Первый спрашивает у второго и повторяет движения ведущего. Второй — у третьего и т. д. Причем руки остаются в том же положении. Затем ведущий начинает снова круг, но руки остаются на уровне живота. Опять повтор — руки на уровне коленей. И наконец, руки почти касаются пола. Когда все оказываются в таком неудобном положении, ведущий говорит: «Знаешь ли ты Яцека? Яцек вот такой!» И с этими словами сильно толкает корпусом первого играющего.
Обратите внимание на то, чтобы в центре этой цепи не оказался «массивный» участник, который может застопорить падение и фактически сорвать игру.
Моя бразильская бабушка
Играющие стоят в кругу.
Ведущий предлагает выучить фразу: «У меня в Бразилии есть бабушка». Все повторяют эту фразу быстро и ритмично. Теперь надо будет повторять движения. Итак, у меня в Бразилии есть бабушка и у нее вот такие ноги. — Трясет ногами. — Вот такие вот ноги и вот такие вот руки. — Трясет руками. Затем прибавляется выражение лица — улыбка и высунутый язык. Потом — смешные прыжки. Наконец: «У меня в Бразилии есть бабушка, у нее вот такие вот ноги, вот такие вот руки, такое лицо, она так прыгает и кричит: «У-ля-ля, у-ля-ля».
Когда смех чуть стихает, ведущий говорит: «Да... Какова бабушка — таковы и внуки...»Задача ведущего в начале игры — быть как можно более эмоциональным и показывать участникам «пример», а затем, когда участники разыграются, дать им волю самовыражения и перейти в позицию наблюдателя, для того чтобы последние слова были уместными.
Мой Правый Сосед
Один желающий удаляется за пределы слышимости (скажем, выходит из комнаты).
Когда он войдет, то будет по кругу по часовой стрелке задавать каждому участнику вопрос и пытаться отгадать, кого загадала группа. А остальные участники на эти вопросы (какие увлечения, внешность и т. п.) отвечают о своем правом соседе. Задача водящего — догадаться, что загаданный — Мой Правый Сосед.
Если водящий не может определить принцип, по которому он слышит ответы, то не стоит его долго мучить, и после того как он пройдет 3-4 круга, рассказать ему о принципе.
Школа огородных пугал
Ведущий говорит всем в кругу: «Поднимем руки вверх, покачаем ими. Теперь сильнее покачаем и шипим: «"ш-ш-ш-ш-кш-кш". Спасибо! Вы с успехом окончили школу огородных пугал».
Так же как и в игре «Моя бразильская бабушка», задача ведущего в начале игры быть как можно более эмоциональным и показывать участникам «пример», а затем, когда участники разыграются, дать им волю самовыражения и перейти в позицию наблюдателя, для того чтобы последние слова были уместными.
Коррекционная программа направленная на улучшение эмоциональной обстановки в семье.
Цель коррекционной программы -
сохранение, укрепление, развитие духовной,
психической, социальной составляющих
эмоционального реагирования в детско
- родительских отношениях у семей с ребенком
- инвалидом.
Задачи:
• Повышение уровня психологической культуры
эмоциональной сферы детско - родительских
отношений, под которыми мы понимаем совершенствование
знаний, умений и навыков родителей и детей
при овладении чувственной коммуникацией.
• формирование позитивной самооценки
родителей, снятие тревожности;
• формирование благоприятного эмоционального
микроклимата в семье;
• развитие умений самоанализа и преодоления
психологических барьеров, мешающих полноценному
самовыражению;
• формирование позитивных эмоциональных
установок в сознании родителей;
• оптимизация родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных
форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения
с окружающим миром.
Программа
рассчитана на четыре месяца. Занятия
проходят два раза в месяц продолжительностью
4 академических часа.
В программе используются
методы арттерапии, позитивной психотерапии,
трансактный анализ.
Каждое групповое
психокоррекционное занятие имеет несколько
этапов работы:
Вводная часть.
На этом этапе идет подготовка к психологической
работе. Для этой цели используются специальные
психогимнастические упражнения, направленные
на создание позитивного настроения, помогающие
участникам настроиться на доброжелательное
отношение к себе и друг другу, на доверительный
стиль общения. На этом этапе применяются
упражнения на снятие напряжения и раскрепощение,
на сокращение эмоциональной дистанции,
на тренировку способностей выражения
своих чувств с помощью мимики и жестов.
Основная
часть. На этом этапе идет основная психокоррекционная
работа по переоценке и переосмыслению
жизненных позиций и установок родителей.
Этому помогают следующие формы:
Лекционная
часть: участникам предлагают теоретические
знания о рассматриваемых проблемах, раскрываются
основы детской и возрастной психологии,
социальной психологии, теория чувственных
коммуникаций по Т. Гордону.
Разыгрывание
ролевых ситуаций. Участникам предлагается
проигрывать различные ситуации, причем
роли подбираются соответственно личностным
особенностям и установкам участников.
Разыгранные ролевые ситуации затем также
подвергаются обсуждению и анализу участниками
группы.
Релаксационный
комплекс. Применяется техника релаксации
по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная
на выработку способности к расслаблению
мышц в состоянии покоя, снятию в них локального
напряжения.
Упражнения
арттерапии. Применяется индивидуальное,
групповое рисование, рисование в парах,
на заданную тренером тему или тема не
оговаривается, и в этом случае создаются
"групповые фрески", когда участники
рисуют все, что хотят на общем рисунке.
Упражнения направлены на работу с эмоциями,
на создание образов, ассоциаций к понятиям
(наша группа, надежда). Рисунки обсуждаются
участниками в процессе рисования и повторно
после окончания работы.
Домашнее
задание. В процессе всей программы участники
заполняют дома, совместно с детьми, специальную
рабочую тетрадь, которая выдается каждому
участнику на первом занятии. Все задания
в тетради носят как диагностический,
так и самоаналитический характер. Рабочая
тетрадь для работы с детской группой
разрабатывается каждым ведущим самостоятельно.
Рефлексионная
часть. Для оценки деятельности семинара-практикума.
В рефлексии закладываются следующие
переменные для оценивания: деятельность
участника, деятельность всей группы;
содержательный компонент занятия, межличностное
взаимодействие тренера и участников
группы. Рефлексионная форма единая на
протяжении всей программы.
Занятие № 1
Навыки эффективного общения. Определение
значимости и развития модели уверенного
поведения при взаимодействии с
ребенком-инвалидом.
Цель: ознакомление и обучение родителей
эффективному общению с ребенком и моделям
уверенного поведения при межличностном
взаимодействии в семье.
Коррехдионные
задачи: знакомство; введение в атмосферу
психокоррекционных занятий; сплочение
участников группы; актуализация проблем
детско-родительских отношений; диагностика
проблем.
«Презентация».
Каждому участнику дается специальная
карточка-визитка, воздушный шарик, фломастер.
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста,
карточку-визитку, просьба отвечать искренне.
Затем надуйте шарик, фломастером нарисуйте
свой автопортрет, прикрепите свою «визитку»
к шарику. После этого все шарики выбрасываются
в круг и разбираются участниками группы.
Главная задача в том, чтобы все шарики
были разобраны, и никому не попался свой
шарик.
Следующий этап игры заключается в рекламе.
Участник группы, получивший чужой шарик,
должен рассказать о его обладателе, воссоздав
его визитку. После групповой презентации
все шарики привязываются на натянутую
нитку, и образуется галерея участников
группы, которая по возможности сохраняется
на протяжении всего цикла занятий.
Введение ритуалов работы в группе.
«Приветствие». Чаще всего этот ритуал
вырабатывается группой, но у ведущего
должен быть в запасе и свой вариант. Например:
стоя в кругу, участники поднимают вверх
сцепленные руки.
«Прощание».
Каждое занятие также оканчивается ритуально.
Например: все участники группы создают
общий круг, в котором они стоят с закрытыми
глазами, положив свои руки на плечи соседа
и мысленно передавая группе свои позитивные
эмоции и добрые пожелания.
«Выработка
правил работы группы». Ведущий вводит
правила, по которым будет работать группа.
Некоторые из них уже продуманы самим
ведущем, и предлагаются для общего обсуждения.
Предварительно часть правил уже записана
на листе флипчарта, для остальных оставлено
свободное место. Примерные правила: «здесь
и сейчас»; правило поднятой руки; право
вето у ведущего; высказываемся без оценки
личностей, и т.д. (предлагает группа).
«Ожидания».
Каждому участнику раздается карточка
«Ожидание» для заполнения.
Участникам группы необходимо заполнить
карточку отвечая на вопрос: «Что я ожидаю
от этих занятий?» Затем тренер собирает
все карточки и выписывает на лист флипчарта
все ожидания. Это лист прикрепляется
к стене и находится там в процессе всего
цикла занятий, а задача всех участников
групп по мере того, как они достигают
полученного результата (т.е. ожидание
оправдывается/реализуется), данное ожидание
вычеркивается из общего
Диагностический
блок «Кто Я?». Участникам предлагается ответить на
заданный вопрос пятью существительными
и пятью прилагательными. А затем рассказать
о себе как о родителе.
Минилекция. «Уверенность - стимул эффективного
общения с ребенком - инвалидом»
• Развитие неуверенной и уверенной моделей
поведения.
• Почему у ребенка, находящегося долгое
время в клинике, либо часто болеющего
формируется неуверенная модель поведения?
• Что такое «госпитализм»?
• Почему так важно уверенное поведение
в семейных отношениях?
• Что такое моделирование"?
• Что включает в себя процесс моделирования?
• Почему происходит имитация поведения
значимых для нас людей?
• По каким законам живут взрослые?
• Как объяснить ребенку следующие правило:
«если ты хочешь быть большим, то и поступай
так, как это принято во взрослом мире.»
• Использование литературных примеров
в воспитании ребенка, например стихотворение
Г. Ширковец «Этих взрослых не поймешь.»
•Давайте проанализируем ваши семейные
ситуации. У кого в семье есть проблемы
такого рода, и вы не знаете, как справится
с ними. Групповая дискуссия.
• «Презентация своего ребенка». Ваши
дети больны, и в этом они похожи, но каждый
из них - уникален. Сделайте презентацию
своего ребенка с точки зрения, что у него
есть особенного, чего нет у других детей.
• «Знаю ли я своего ребенка?» Всем участникам
группы раздаются специальные рабочие
тетради, в которых собраны все домашние
задания по программе. Вниманию участников
предлагается первая таблица, которую
необходимо заполнить на занятии (графы
родительское мнение, предполагаемый
детский ответ) отвечая на следующие вопросы:
• Моя самая любимая сказка и почему?
• Сказка, которую я не люблю и за что?
• Если бы у меня была волшебная палочка,
то на один день я бы стал... Почему?
• Добрую фею я бы попросил..., а бабу-ягу...
Зачем?
• В какую бы звериную семью превратилась
бы наша если бы было можно? Почему?
Заполнение графы «мнение самого ребенка»
является домашним заданием для родителей
• «Древняя мудрость» Группе предлагается
разделится на подгруппы по 3-4 человека.
Каждой подгруппе выдаются карточки с
пословицами и поговорками на тему внутрисемейных
отношений. Через 5-7 минут подгруппы должны
предложить свои варианты толкования
высказываний народной мудрости. Предложить
ситуации, когда данные пословицы могут
использоваться при воспитании детей
в семье.
Домашнее задание.
Следующая наша встреча будет через две
недели. В течение этих двух недель заполняйте,
пожалуйста, рабочую тетрадь, которую
мы вам дали. За этот период вам необходимо
отметить когда, в каких ситуациях в вашей
семье, у всех ее членов наблюдалось неуверенное
поведение, и каким образом вы пытались
его исправить.
Ритуал группового
прощания.
Рефлексия занятия. Заполнение специальных рефлексионных карточек см. Приложение.
Занятие № 2
Конструктивное общение на основе уверенного
поведения.
Цель: ознакомление
и обучение родителей конструктивному
общению с ребенком.
Коррекционные
задачи: введение в атмосферу занятий;
сплочение участников группы; актуализация
конструктивного общения в детско-родительских
отношениях.
Ритуал
группового приветствия.
«Здравствуйте!»
Здравствуйте, уважаемые участники семинара.
Мы очень рады видеть вас сегодня здесь,
нам очень интересно узнать, как прожили
вы эти две недели, что у вас было нового,
но узнаем мы это необычным способом. Вы
разбиваетесь на пары, и ваша задача в
течение пяти минут рассказать друг другу
то, что с вами произошло за это время,
но не словами, а жестами. А по истечении
этого времени вы должны будете все это
озвучить, но не о самом себе, а о своем
партнере по паре.
Ролевая игра
«Проигрывание домашнего задания». Вспомните,
пожалуйста, ситуацию, которую вы не смогли
разрешить самостоятельно за прошедшие
две недели, и занесли ее в свой блокнот
для домошнего задания. Каждый вспоминает
свою собственную ситуацию, если у кого-то
это вызывает трудности, то ему дается
карточка с возможной проблемной ситуацией
в детско-родительских отношениях. Затем
участники проигрывают эти ситуации в
парах, каждый предлагает свое решение.
После проигрывания проводится групповое
обсуждение.
3. Минилекция.
Как отличать неуверенное, агрессивное
и уверенное поведение.
• Неуверенное поведение.
• Агрессивное поведение.
• Уверенное поведение.
Ребенку будет
легче вживаться в здоровое обществ, если
ему в этом будут помогать уверенные поступки
родителей.
Уверенное
поведение в той или иной ситуации, в общем,
и целом ведет к благоприятным последствиям
для людей, которые в нее вовлечены.
Что происходит,
когда обе стороны ведут себя самоутверждающе
в ситуации?
Ролевая игра.
В процессе мини-лекции мы обращались
к вам с просьбой вспомнить проявления
своих членов семьи в отношении агрессивной
формы поведения. Сейчас мы попробуем
проиграть некоторые из этих ситуаций
и попытаемся разрешить сложные случаи,
используя уверенную модель поведения.
Релаксационный
комплекс. В предыдущем упражнении мы
вспоминали с вами агрессивные проявления
со стороны членов ваших семей. Давайте
вспомним, по каким внешним проявлениям
мы можем определить, что ребенок агрессивен.
А как агрессия проявляется у взрослого?
(Записываем все высказывания на флипчарт).
Сейчас мы хотим показать вам, как можно
научится расслабляться, и таким образом
избегать агрессивных проявлений. В первую
очередь необходимо сесть поудобнее. Одними
из ярких проявлений агрессивности является
мимика лиц, агрессивное дыхание. Давайте
попробуем дышать так, как мы вам покажем
(ведущий демонстрирует диафрагмальное
дыхание: глубокий вдох - живот медленно
надувается, а затем медленный выдох -
живот сдувается}». ;
Участники повторяют за ведущим.
Хорошо. А теперь мы. будем дышать опять
глубоко, но живот не надуваем, а дышим
полной грудью и выдыхаем с шумом «ш-ш-ш»,
вытянув при этом губы трубочкой, стиснув
зубы и надувая щеки. Выдыхать нужно очень
сильно, но медленно».
Расскажите как вы сейчас себя чувствуете?
- (участники отвечают). А когда вы злитесь
или у вас что-то не получается, что вы
тогда чувствуете - (участники отвечают)
- вам это приятно? Наверное нет. Вспомните,
как вам было хорошо, когда вы глубоко
дышали. Поэтому дышите всегда так, как
только начнете злиться или у вас что-то
не будет получится.
Игра «Охота».
Сейчас мы хотим предложить вам игру, которую
вы можете использовать со своими детьми,
для того чтобы снимать некоторые агрессивные
проявления.
Все участники группы разбиваются на четыре
равные подгруппы и образуют квадрат.
Каждая группа становиться в один угол
квадрата. Ведущий дает установку:
- каждая подгруппа выбирает себе роль
(охотников; львов; змей; обезьян);
- ведущий показывает специальные движения,
характерные для каждой роли (охотник
- становятся в позу стреляющего из ружья
и озвучивают свои действия звуками стрельбы
- «т-д-д-д»; львы -поднимают руки вверх
растопырив пальцы и согнув их в виде когтей
и озвучивают свои действия рыком; змеи
- водят рукой имитируя движения змеи и
озвучивают характерным шипением; обезьяны
-кладут одну руку себе на грудь, вторую
на голову и начинают одновременно себя
ими бить, озвучивая все это звуком «у»,
характерным для них).
- в каждой подгруппе определяется главный
герой, который будет задавать темп игре
и менять направление;
- игру начинают охотники, все одновременно
делают свое движение с озвучанием, и по
решению главного охотника игра переходит
к той группе зверей, движение которой
повторит глава охотников;
- по мере игры темп убыстряется.
«Статут
детско-родительских отношений». Ведущий
разделяет группу на две подгруппы. Одна
- дети, другая - родители. Каждая группа
должна в течение 15-20 минут выработать
свод правил, по которым выстраиваются
детско-родительские отношения. По истечению
времени подгруппы начинают озвучивать
свои наработки. Каждое правило обсуждается.
Задача ведущего контролировать процесс
обсуждения и не затягивать его. Когда
каждое принятое подгруппами правило
записывается на лист флипчарта и затем,
задача ведущего к следующему семинару
сделать компьютерный вариант статута
и раздать его участникам на память. Важно
в процессе обсуждения обращаться к. эмоциональной
сфере участников, выявляя, как на чувственном
уровне принимаются те или иные правила.
Домашнее
задание. Родителям предлагается в течение
двух недель вести наблюдения за детьми
и заполнять рабочую тетрадь. Ритуал группового
прощания.
Рефлексия
занятия .
Информация о работе Психологическая адаптация ребенка-инвалида в семье