Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – изучить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.
Объектом исследования является агрессивное поведение, а предметом нашего исследования являются факторы, определяющие агрессивное поведение.
Общая гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение может быть детерминировано комплексом различных факторов.
Частная гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие факторы, как пол, возраст и социальная ситуация влияют на агрессивное поведение.
Задачи работы:
1.Произвести теоретический анализ проблемы причин агрессивного поведения.
2.Изучить связь агрессивного поведения с различными факторами;
3.Провести эмпирическое изучение агрессивного поведения.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей агрессии

1.Теории агрессивного поведения____________________________________5
2.Детерминанты, определяющие агрессивное поведение________________9
3.Классификация видов агрессивности и агрессивного поведения________21
1.4 Выводы_______________________________________________________24


Глава II. База и методы исследования агрессивного поведения

2.1 База и методы исследования агрессивного поведения_________________26

2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивности у юношей и девушек______________________________________________________________32

2.3 Результаты эмпирического исследования агрессивности у мужчин и женщин _____________________________________________________________35

Выводы__________________________________________________________40

Заключение ______________________________________________________41

Список используемой литературы____________________________________44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.doc

— 358.50 Кб (Скачать)
 
 
 

            Министерство образования  и науки

              Российской Федерации 

    Сибирская академия права, экономики и управления

              Факультет психологии

          Кафедра общей и возрастной психологии 
     

          КУРСОВАЯ  РАБОТА

        Изучение  гендерных и возрастных особенностей агрессивного   

        поведения.

        Автор: 

        Специальность:       

        Психология

        Руководитель:        
 
 
 

      Иркутск 2009 
 

Оглавление 

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей агрессии

    1. Теории агрессивного поведения____________________________________5
    2. Детерминанты, определяющие агрессивное поведение________________9
    3. Классификация видов агрессивности и агрессивного поведения________21

1.4 Выводы_______________________________________________________24 

Глава II. База и методы исследования агрессивного поведения

2.1 База и методы исследования агрессивного поведения_________________26

2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивности у юношей и девушек______________________________________________________________32

2.3 Результаты эмпирического исследования агрессивности у мужчин и женщин _____________________________________________________________35

Выводы__________________________________________________________40

Заключение ______________________________________________________41

Список  используемой литературы____________________________________44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Поведение, как считают психологи, является совместной функцией отдельной личности и её окружения. Т.е. поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, которые в ней проявляются.

   Поведенческие реакции индивидуума зависят  также от его установок и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессивное поведение, относятся различные формы предрассудков. Например, расовые предрассудки являются одним из важнейших источников межрасовой агрессии. Так, лица, питающие сильное предубеждение против представителей другой расы, ведут себя гораздо более агрессивно с вызывающими у них неприязнь «чужаками», нежели с членами собственной группы. Принято считать, что мужчины более агрессивны, чем женщины, и более склонны в своих взаимоотношениях с другими выбирать агрессивную модель поведения. Эти различия обуславливаются социальными и биологическими факторами.

   Например, если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие результаты, а результаты последних свидетельствуют об не выраженной в физических действиях агрессии.

В обыденном  языке, слово «агрессия» означает действия:

- нарушающие  физическую или психическую целостность другого человека;        - наносящие ему материальный или моральный ущерб;

- противодействующее  его интересам или вовсе уничтожающие его.

 Следует заметить, что все эти действия могут называться агрессивными, если они умышленно совершены.

   Механизмы агрессивности сложны. В психологии существуют разные подходы к этой проблеме: психоаналитический, бихевиористический, социокультурный, этнологический и другие.

Актуальность исследования агрессивности определяется насущными  проблемами жизни общества. По разным причинам в последнее время в нашей стране значительно возросла преступность, терроризм, вооружённые конфликты и увеличилось число деструктивных и агрессивных действий.

 В психологии, «гендер» – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Помимо гендерных установок, существуют другие факторы, в той или иной степени влияющие на агрессивное поведение. Среди них можно назвать возрастные, социальные различия, влияние СМИ.

   Цель  нашей работы – изучить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.

Объектом исследования является агрессивное поведение, а предметом нашего исследования являются факторы, определяющие агрессивное поведение.

Общая гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение может быть детерминировано комплексом различных факторов.

Частная гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие факторы, как пол, возраст и социальная ситуация влияют на агрессивное поведение.

Задачи  работы:

  1. Произвести теоретический анализ проблемы причин агрессивного поведения.
  2. Изучить связь агрессивного поведения с различными факторами;
  3. Провести эмпирическое изучение агрессивного поведения.

Структура. Работа выполнена на 44 страницах, состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы, включающего 24 источника  . В тексте курсовой работы содержится 15 таблиц и 2 рисунка. В I главе отражены теоретические положения об агрессивном поведении, во II главе заключено эмпирическое исследование агрессивного поведения, позволяющее выявить факторы, детерминирующие агрессивное поведение. 
 

Глава I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

    1. Теории  о причинах агрессивного поведения

Психоаналитическая  теория

   С точки  зрения психоанализа и его основоположника  З. Фрейда, вся человеческая жизнь протекает по двум инстинктам – инстинкту жизни (либидо) и  смерти (танатос). Следует напомнить, что Либидо – это энергия, направленная на сохранение и воспроизведение жизни. В то время как поведением человека управляет Либидо, начинает своё проявление Танатос – разрушение жизни. «Целью всякой жизни является смерть, каждый организм стремиться умереть по-своему. Танатос лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийства и самоубийств» . Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между эросом и танатосом, другие механизмы служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Фрейд считал это поведение не только врожденным, берущим начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но также и неизбежным, т.к., если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида.

   Другие  последователи психоанализа считали, что деструкция не является инстинктом и влечением к смерти, агрессия нескончаема и связана с самосохранением. Например, последователь Фрейда, - Эрих Фромм. В своих работах он  утверждал, что в личности нет ничего прирождённого, все психологические проявления – это результат социальной среды. Фромм считает, что жить в гармонии человек не может, т.к. по своей природе является независимой сущностью, поэтому, живя в обществе, он одинок. Чтобы избежать одиночества, люди выработали механизмы:

  1. Садизм – проявляется в стремлении получить власть;
  2. Мазохизм – стремление подчинить себя другим;
  3. Деструктивизм – стремление разрушить мир, чтобы он не разрушил тебя;
  4. Конформизм – согласие с другими людьми и соц. нормами.

Единственно важным механизмом для нашей работы является деструктивизм, потому-что стремление разрушить мир, чтобы не произошло обратного, есть ничто иное, как самосохранение.

Этологический подход

   Схожей  точкой зрения на агрессивное поведение  придерживалось этологическое направление психологии. Этология (с греч.ethos- характер, манера вести себя, logos – учение) – наука о «биологии поведения». Приверженцы этой теории переносят биологические закономерности поведения животных на поведение человека. Конрад Лоренц  - один из основоположников современной этологии, считал, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции.

 Функции инстинкта борьбы.

  1. Борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов.
  2. Агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы.
  3. Сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

   Лоренц  считал, что агрессивная энергия  генерируется в организме непрерывно, постоянно накапливаясь с течением времени. Очевидно, что чем больше количество агрессивной энергии, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы она выплеснулась вовне. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Можно  также сказать, что угроза всплеска насилия у человека может быть предотвращена посредством других действий, к примеру, любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии, и могут блокировать ее проявление.

   По  некоторым данным, существует ещё  одна версия. Американский охотник Ардри, написавший несколько книг по археологии утверждает: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически. Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности». Он утверждает, что для успешной охоты люди придумали общение и язык, ключевыми понятиями которого были слова «друг» и «враг», «мы» и «они». А для того, чтобы охота или агрессия была более успешной, люди (охотники) изобрели оружие дальнего действия. «Когда у нас появилась эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче, что благодаря насилию мы стали другими существами», - утверждает Ардри.

   Таким образом, согласно этологической и  эволюционной теориям, агрессия обусловлена  стремлением выживать, это инстинкт, пришедший к нам из далёкого прошлого, и всё, что отличает нас от животных - это общение и более усовершенствованное оружие.

Фрустрационная  теория

   Фрустрация  (от лат.frustratio – расстройство, разрушение) – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению своей цели. Эта теория отличается от двух других тем, что поведение здесь рассматривается не как эволюционный процесс, а как ситуативный. Согласно этой теории, агрессия всегда является результатом фрустрации. Чем сильнее субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы, т.е. фрустрационная теория объясняет агрессивное поведение как следствие некоего «провала».

 Теория  социального научения

   Автором этой теории является Альберт Бандура. Её суть в том, что агрессия - приобретенная модель социального поведения. Также он выделил факторы, обуславливающие её появление, проявление и регуляцию.

 Таблица 1

 Понимание агрессии в теории социального научения

Агрессия  приобретается посредством: -биологических  факторов (НС, гормоны)

- научения (наблюдение).

Агрессия  провоцируется: -побудительными  мотивами (деньги, власть)

- эксцентричными  убеждениями (параноидальными)

-фрустрацией

Агрессия  регулируется: Поощрением \наказанием

Механизмами регуляции (гордость, вина)

Наблюдением за поощрением \ наказанием

Информация о работе Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения