Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 08:29, курсовая работа
Цель нашей работы – изучить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.
Объектом исследования является агрессивное поведение, а предметом нашего исследования являются факторы, определяющие агрессивное поведение.
Общая гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение может быть детерминировано комплексом различных факторов.
Частная гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие факторы, как пол, возраст и социальная ситуация влияют на агрессивное поведение.
Задачи работы:
1.Произвести теоретический анализ проблемы причин агрессивного поведения.
2.Изучить связь агрессивного поведения с различными факторами;
3.Провести эмпирическое изучение агрессивного поведения.
Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей агрессии
1.Теории агрессивного поведения____________________________________5
2.Детерминанты, определяющие агрессивное поведение________________9
3.Классификация видов агрессивности и агрессивного поведения________21
1.4 Выводы_______________________________________________________24
Глава II. База и методы исследования агрессивного поведения
2.1 База и методы исследования агрессивного поведения_________________26
2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивности у юношей и девушек______________________________________________________________32
2.3 Результаты эмпирического исследования агрессивности у мужчин и женщин _____________________________________________________________35
Выводы__________________________________________________________40
Заключение ______________________________________________________41
Список используемой литературы____________________________________44
Информация таким
образом получается из анализа и
сравнения агрессивных и
Согласно формуле, количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путём вычитания из суммы адаптивных ответов из суммы ответов по первым двум категориям. Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.
Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга
Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944 г., им же был предложен детский вариант (1948). Этот тест в дальнейшем получил название «методика изучения фрустрационных реакций» после адаптации, выполненной Н. В. Тарабриной (1973). В нашей стране пока существует единственное полное руководство по использовании этой методики, предложенное автором адаптации. В этом руководстве описание работы с методикой и рекомендации по интерпретации были ориентированы на клиническую практику и раскрывали возможности использования методики при изучении поведения и личностей больных неврозами. Но при создании теста в нем были заложены гораздо более широкие возможности, позволяющие использовать его и в практической деятельности психолога, и в прикладных исследованиях, для самых разных выборок испытуемых.
Стимульный материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изображенных персонажей. Испытуемый проецирует на него собственные чувства и приписывает персонажу определенную фразу.
Основные диагностические задачи:
Исходя из специфики работы, исследование проводилось с тремя выборками по следующим направлениям: половые различия в проявлении агрессии, возрастные и социальные.
Первая группа состояла 20 человек – 10 юношей и девушек в возрасте от 20 до 22 лет, все эти люди на момент исследования обучались в высших учебных заведениях и воспитывались в благополучных семьях. Агрессивные установки выявлялись при помощи двух методик – Басса-Дарки и коммуникативные установки В.В.Бойко.
Вторая группа – также 20 человек - мужчины и женщины, в возрасте 40-45 лет, имеющие постоянную работу, прошедшие полноценные этапы социализации. С этой группой при диагностике агрессивного поведения я использовала тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга. Этот тест выявляет направление реакций - реакции, в которых выражается враждебность, порицание; чувство вины; и избегание, при котором трудности сводятся к минимуму. Также выявляется тип реакции - фиксация на препятствии, фиксация на самозащите и фиксация на разрешении ситуации.
2.2 Результаты эмпирического исследования в группе социально благополучных девушек и юношей
Опросник Басса-Дарки. В результате исследования первой выборки, состоящей из 20 социально благополучных человек в возрасте 19-22 года, мною были получены следующие результаты:
Таблица 3
Результаты по тесту Басса-Дарки в группе социально благополучных
девушек
вид | 1исп | 2исп. | 3исп. | 4исп. | 5исп. | 6исп. | 7исп. | 8исп. | 9исп. | 10исп |
Физ. | 6 | 7 | 8 | 5 | 3 | 7 | 5 | 4 | 6 | 8 |
Косв. | 8 | 6 | 8 | 5 | 6 | 6 | 5 | 8 | 7 | 5 |
Раздр | 11 | 9 | 8 | 8 | 9 | 8 | 9 | 10 | 7 | 9 |
Негат. | 5 | 5 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 |
Обида. | 6 | 5 | 5 | 4 | 7 | 5 | 7 | 4 | 6 | 6 |
Подоз. | 9 | 3 | 5 | 4 | 7 | 8 | 5 | 3 | 4 | 3 |
Верб. | 9 | 11 | 8 | 9 | 6 | 10 | 9 | 6 | 8 | 7 |
вина | 7 | 8 | 5 | 5 | 9 | 7 | 6 | 5 | 9 | 8 |
По
результатам диагностики
Таблица 4
Результаты
по тесту Басса-Дарки
в группе социально
благополучных юношей
вид | 1исп. | 2исп | 3исп | 4исп | 5исп | 6исп | 7исп | 8исп | 9исп | 10исп |
Физ. | 9 | 10 | 8 | 7 | 10 | 6 | 8 | 9 | 10 | 7 |
Косв. | 7 | 5 | 5 | 2 | 5 | 6 | 3 | 5 | 2 | 4 |
Разд. | 9 | 5 | 5 | 6 | 8 | 5 | 6 | 7 | 5 | 9 |
Негат | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Обида | 3 | 5 | 3 | 3 | 7 | 7 | 4 | 7 | 7 | 5 |
Подозр. | 6 | 6 | 3 | 3 | 5 | 8 | 7 | 8 | 5 | 6 |
Верб | 11 | 9 | 3 | 7 | 5 | 10 | 11 | 9 | 10 | 8 |
Вина | 2 | 6 | 9 | 5 | 7 | 4 | 3 | 5 | 7 | 8 |
Что касается результатов молодых людей, то здесь наиболее высокие показатели приходятся также на две шкалы – физическая и вербальная агрессии, а самые низкие данные – в шкалах негативизма и косвенной агрессии.
Таблица 5
Средние значения испытуемых по тесту Басса-Дарки
Вид агрессии | Средние значения девушек | Средние значения юношей |
Физическая | 5,9 | 8,4 |
Косвенная | 6,4 | 4,4 |
Раздражимость | 8,8 | 6,5 |
Негативизм | 3,6 | 4,6 |
Обида | 5,5 | 5,1 |
Подозрительность | 5,1 | 5,7 |
Вербальная | 8,3 | 8,3 |
Чувство вины | 6,9 | 5,6 |
Сравнив результаты теста Басса-Дарки, можно сделать следующие выводы:
Показатели агрессивности юношей и девушек разные, следует вычислить общие показатели агрессивности и враждебности по формуле:
Показатели агрессивности у девушек равны 23, а юношей – 23.3. Необходимо отметить, у современных девушек значительно возрос уровень агрессии, о чем говорят почти равные показатели. Но несмотря на равные показатели агрессивности, можно сделать вывод, что у мужчин преобладает физическая агрессия, а у женщин – вербальная. Что касается враждебности, то у девушек она равна 12.4 баллов, а у юношей – 10.7.
Это говорит о том, что мужчины больше склонны вымещать свою агрессию посредством физической силы, а женщины в большинстве случаев испытывают чувство обиды и выражают свою агрессию посредством вербалики.
При сопоставлении
средне-групповых результатов
Определение установок в межличностных отношениях.
Этот тест (как
и тест Басса-Дарки) позволяет выделить
несколько типов агрессивности.
У каждой шкалы существует своя номинальная
сумма баллов.
Таблица 6
Средние значения девушек и юношей
показатели | max баллов | Средние данные | % от max | ||
девушек | юношей | жен. | муж. | ||
Завуалированная | 20 | 9.2 | 16 | 46% | 80% |
Открытая | 45 | 32.4 | 32.8 | 72% | 73% |
Обоснов. негативизм | 5 | 3.4 | 3.4 | 68% | 68% |
Брюзжание | 10 | 6 | 2.8 | 60% | 28% |
Негат. опыт общения | 20 | 10.2 | 16.2 | 51% | 81% |
ВСЕГО | 100 | 61.2 | 71.2 | ~61% | ~71% |
Итак, проанализировав данные можно сказать, что агрессия представительниц женского пола в большинстве случаев проявляется в склонности делать необоснованные выводы о людях и в наблюдении за социальной средой. Многие девушки используют скрытую, завуалированную агрессию, но судя по показателям, мужчины её используют гораздо чаще. Также по результатам теста можно сказать, что как женщины, так и мужчины не скрывают своих негативных оценок и склонны делать резкие и однозначные выводы по поводу большинства окружающих.
Информация о работе Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения