Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – изучить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.
Объектом исследования является агрессивное поведение, а предметом нашего исследования являются факторы, определяющие агрессивное поведение.
Общая гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение может быть детерминировано комплексом различных факторов.
Частная гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие факторы, как пол, возраст и социальная ситуация влияют на агрессивное поведение.
Задачи работы:
1.Произвести теоретический анализ проблемы причин агрессивного поведения.
2.Изучить связь агрессивного поведения с различными факторами;
3.Провести эмпирическое изучение агрессивного поведения.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей агрессии

1.Теории агрессивного поведения____________________________________5
2.Детерминанты, определяющие агрессивное поведение________________9
3.Классификация видов агрессивности и агрессивного поведения________21
1.4 Выводы_______________________________________________________24


Глава II. База и методы исследования агрессивного поведения

2.1 База и методы исследования агрессивного поведения_________________26

2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивности у юношей и девушек______________________________________________________________32

2.3 Результаты эмпирического исследования агрессивности у мужчин и женщин _____________________________________________________________35

Выводы__________________________________________________________40

Заключение ______________________________________________________41

Список используемой литературы____________________________________44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

Информация таким  образом получается из анализа и  сравнения агрессивных и неагрессивных  ответов.

   Согласно  формуле, количественный показатель открытого  агрессивного поведения рассчитывается путём вычитания из суммы адаптивных ответов из суммы ответов по первым двум категориям. Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.

Тест  рисуночной ассоциации С. Розенцвейга

 Тест  рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944 г., им же был предложен детский вариант (1948). Этот тест в дальнейшем получил название «методика изучения фрустрационных реакций» после адаптации, выполненной Н. В. Тарабриной (1973). В нашей стране пока существует единственное полное руководство по использовании этой методики, предложенное автором адаптации. В этом руководстве описание работы с методикой и рекомендации по интерпретации были ориентированы на клиническую практику и  раскрывали возможности использования методики при изучении поведения и личностей больных неврозами. Но при создании теста в нем были заложены гораздо более широкие возможности, позволяющие использовать его и в практической деятельности психолога, и в прикладных исследованиях, для самых разных выборок испытуемых.

 Стимульный  материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изображенных персонажей. Испытуемый проецирует на него собственные чувства и приписывает персонажу определенную фразу.

 Основные  диагностические задачи:

  • Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль личности.
  • Оценка степени социальной адаптированности личности.
  • Анализ отношений личности к себе и социальному окружению.
  • Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешении и компенсации.
  • Оценка фрустрационной толерантности.
  • Прогностика поведения личности в экстремальных условиях взаимодействия.
 

   Исходя  из специфики работы, исследование проводилось с тремя выборками по следующим направлениям: половые различия в проявлении агрессии, возрастные и социальные.

   Первая  группа состояла 20 человек – 10 юношей и девушек в возрасте от 20 до 22 лет, все эти люди на момент исследования обучались в высших учебных заведениях и воспитывались в благополучных семьях. Агрессивные установки выявлялись при помощи двух методик – Басса-Дарки и коммуникативные установки В.В.Бойко.

   Вторая группа – также 20 человек - мужчины и женщины, в возрасте 40-45 лет,  имеющие постоянную работу, прошедшие полноценные этапы социализации. С этой группой при диагностике агрессивного поведения я использовала тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга. Этот тест выявляет направление реакций - реакции, в которых выражается враждебность, порицание; чувство вины; и избегание, при котором трудности сводятся к минимуму. Также выявляется тип реакции - фиксация на препятствии, фиксация на самозащите и фиксация на разрешении ситуации.

 2.2 Результаты эмпирического исследования в группе социально благополучных девушек и юношей

 Опросник  Басса-Дарки. В результате исследования первой выборки, состоящей из 20 социально благополучных человек в возрасте 19-22 года,  мною были получены следующие результаты:

Таблица 3

Результаты по тесту Басса-Дарки в группе социально благополучных

девушек 

вид 1исп 2исп. 3исп. 4исп. 5исп. 6исп. 7исп. 8исп. 9исп. 10исп
Физ. 6 7 8 5 3 7 5 4 6 8
Косв. 8 6 8 5 6 6 5 8 7 5
Раздр 11 9 8 8 9 8 9 10 7 9
Негат. 5 5 3 2 3 3 3 4 3 5
Обида. 6 5 5 4 7 5 7 4 6 6
Подоз. 9 3 5 4 7 8 5 3 4 3
Верб. 9 11 8 9 6 10 9 6 8 7
вина 7 8 5 5 9 7 6 5 9 8
 

 По  результатам диагностики агрессивного поведения у девушек можно  отметить, что самые высокие показатели были получены в шкалах раздражимость и вербальная агрессия. Самые низкие – негативизм и подозрительность. 

Таблица 4

Результаты  по тесту Басса-Дарки  в группе социально благополучных юношей 

вид 1исп. 2исп 3исп 4исп 5исп 6исп 7исп 8исп 9исп 10исп
Физ. 9 10 8 7 10 6 8 9 10 7
Косв. 7 5 5 2 5 6 3 5 2 4
Разд. 9 5 5 6 8 5 6 7 5 9
Негат 5 4 4 5 4 5 4 5 5 5
Обида 3 5 3 3 7 7 4 7 7 5
Подозр. 6 6 3 3 5 8 7 8 5 6
Верб 11 9 3 7 5 10 11 9 10 8
Вина 2 6 9 5 7 4 3 5 7 8
 

 Что касается результатов молодых людей, то здесь наиболее высокие показатели приходятся также на две шкалы – физическая и вербальная агрессии, а самые низкие данные – в шкалах негативизма и косвенной агрессии.

Таблица 5

Средние значения испытуемых по тесту Басса-Дарки

Вид агрессии Средние значения девушек Средние значения юношей
Физическая 5,9 8,4
Косвенная 6,4 4,4
Раздражимость 8,8 6,5
Негативизм 3,6 4,6
Обида 5,5 5,1
Подозрительность 5,1 5,7
Вербальная 8,3 8,3
Чувство вины 6,9 5,6

 

Сравнив результаты теста Басса-Дарки, можно сделать  следующие выводы:

Показатели агрессивности  юношей и девушек разные, следует вычислить общие показатели агрессивности и враждебности по формуле:

 Показатели агрессивности у девушек равны 23, а юношей – 23.3. Необходимо отметить, у современных девушек значительно возрос уровень агрессии, о чем говорят почти равные показатели. Но несмотря на равные показатели агрессивности, можно сделать вывод, что у мужчин преобладает физическая агрессия, а у женщин – вербальная. Что касается враждебности, то у девушек она равна 12.4 баллов, а у юношей – 10.7.

 Это говорит о том, что мужчины больше склонны вымещать свою агрессию посредством физической силы, а женщины в большинстве случаев испытывают чувство обиды и выражают свою агрессию посредством вербалики.

При сопоставлении  средне-групповых результатов с  помощью t-критерия Стьюдента, было выявлено, что по показателям физической, косвенной агрессий, негативизма, чувства вины и раздражительности, юноши статистически достоверно превосходят выборку девушек. Что касается вербальной агрессии, то по этим показателям существенных различий выявлено не было.

 Определение установок в межличностных  отношениях.

Этот тест (как  и тест Басса-Дарки) позволяет выделить несколько типов агрессивности. У каждой шкалы существует своя номинальная сумма баллов.  

Таблица 6

Средние значения девушек  и юношей

показатели max баллов Средние данные % от  max
девушек юношей жен. муж.
Завуалированная 20 9.2 16 46% 80%
Открытая 45 32.4 32.8 72% 73%
Обоснов. негативизм 5 3.4 3.4 68% 68%
Брюзжание 10 6 2.8 60% 28%
Негат. опыт общения 20 10.2 16.2 51% 81%
ВСЕГО 100 61.2 71.2 ~61% ~71%

 Итак, проанализировав данные можно сказать, что агрессия представительниц женского пола в большинстве случаев проявляется в склонности делать необоснованные выводы о людях и в наблюдении за социальной средой. Многие девушки используют скрытую, завуалированную агрессию, но судя по показателям, мужчины её используют гораздо чаще. Также по результатам теста можно сказать, что как женщины, так и мужчины не скрывают своих негативных оценок и склонны делать резкие и однозначные выводы по поводу большинства окружающих.

Информация о работе Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения