Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – изучить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.
Объектом исследования является агрессивное поведение, а предметом нашего исследования являются факторы, определяющие агрессивное поведение.
Общая гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение может быть детерминировано комплексом различных факторов.
Частная гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие факторы, как пол, возраст и социальная ситуация влияют на агрессивное поведение.
Задачи работы:
1.Произвести теоретический анализ проблемы причин агрессивного поведения.
2.Изучить связь агрессивного поведения с различными факторами;
3.Провести эмпирическое изучение агрессивного поведения.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей агрессии

1.Теории агрессивного поведения____________________________________5
2.Детерминанты, определяющие агрессивное поведение________________9
3.Классификация видов агрессивности и агрессивного поведения________21
1.4 Выводы_______________________________________________________24


Глава II. База и методы исследования агрессивного поведения

2.1 База и методы исследования агрессивного поведения_________________26

2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивности у юношей и девушек______________________________________________________________32

2.3 Результаты эмпирического исследования агрессивности у мужчин и женщин _____________________________________________________________35

Выводы__________________________________________________________40

Заключение ______________________________________________________41

Список используемой литературы____________________________________44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

  В процессе социализации ребенок проходит два этапа: сначала как объект общественных отношений, а затем  как их субъект. Как к объекту  социальная среда предъявляет к человеку определенные требования, сообщает основные моральные нормы и ценности. Социализируясь, ребенок усваивает эти правила  и становится субъектом отношений. Как субъект человек руководствуется нормами, ценностями самостоятельно, предъявляя их к самому себе и к другим. Если в детском саду ребенок в большей степени еще объект отношений, поскольку он все время находится под присмотром воспитателя, который корректирует его поведение, сообщает ему, как надо себя вести в той или иной ситуации, то школьник уже в большей степени субъект отношений со сверстниками. Влияние и вмешательство взрослых во взаимодействие детей в школе гораздо менее существенно, чем в детском саду, поэтому можно сказать, что школа - эта та социальная среда, где ребенок начинает активно действовать как субъект общественных отношений. Именно в школе в полную силу обнаруживают свое значение гендерные стереотипы, окончательно определяются гендерные роли, отрабатываются и закрепляются основы взаимоотношений с противоположным полом. Характер гендерных отношений в школе может запрограммировать человека на подобные отношения в его взрослой жизни, определить удачи или неудачи в общении с противоположным полом и даже повлиять на отношения в собственной семье. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

  Принято считать, что в подростковом возрасте происходит резкий переход от зависимости  по отношению к взрослым к зависимости  по отношению к сверстникам. Если мать с пониманием относится к нуждам ребенка, всегда внимательна и проводит с ним много времени, у него легче формируется зависимое поведение. Но, если, с младенческих лет на ребенка не обращают внимания, вокруг него отсутствует атмосфера любви и заботы, его стремление к зависимости развивается слабо.

  Фрустрация, создающаяся при пренебрежительном  и негативном отношении к ребенку, часто рождает страх и агрессивность. Можно предположить, что между детской (подростковой) агрессивностью и депривацией существует прямая связь.

  Я считаю, что говоря о том, что большинство  убийств совершаются именно людьми, выросшими в условиях любого типа депривации, необходимо разобраться в причинах их агрессивного поведения.

  Агрессия  чаще всего – это последствие  психологической травмы детства.

  Это может быть:

  • Развод родителей
  • Смерть родителей
  • Алкоголизм родителей
  • Подвержение физическому насилию
  • Подвержение сексуальному насилию
  • Подвержение оскорблениям и унижениям

  Остановимся на каждой причине поподробнее.

Развод  родителей. Наиболее сильное чувство, отличающее эту группу детей – это гнев. Дети с удовольствием принимают позу диктатора и становятся развязными непосредственно после ухода из семьи отца, на которых лежала ответственность за дисциплину в доме. Уход отца дает свободу  для проявления своих импульсов, свободу вести себя безнаказанно и получать от этого удовольствие. Помимо вспышек гнева эти дети испытывают огромное чувство вины и  одиночества.

Смерть  родителей. Дети, как и взрослые по-разному переживают горе. Самые распространенные реакции – это тревожность, изоляция, печаль, вина и гнев. Чувство озлобленности – вполне естественная реакция, когда умирает близкий человек. Нередки случаи, когда гнев, соединяясь с виной, направляется ребенком на себя. Когда ребенок ощущает себя крайне тревожным, бессильным, он выплескивает свой гнев на окружающих и может вести себя деструктивно.

Дети  из семей алкоголиков. Развитие детей, растущих с родителями алкоголиками протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. У детей из таких семей заниженная самооценка, в глазах окружающих он видит себя отвергнутым, вследствие чего появляется потребность доминировать и властвовать над другими людьми.

Дети, подвергшиеся сексуальному насилию. Самые распространенные реакции на сексуальное насилие – это страх, недоверие, подозрительность, депрессия, суицидальное поведение, гиперсексуальность, импульсивность, поведенческие расстройства. 

Дети, подвергшиеся физическому  насилию. Последствия физического насилия могут проявляться в различных симптомах.

  1. Травматические стрессовые реакции – состояния страха и тревоги, нарушение сна, бессонница, плохой аппетит.
  2. Сверхагрессивность и импульсивное поведение. Поведение детей часто сопровождается агрессивными деструктивными действиями и поступками дома и в школе. Проблема детей связана, с одной стороны, с недостаточным контролем над импульсами, с другой – идентификация себя с родителями, склонными к насилию.

 Агрессивная реакция – это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Человек не становится агрессивным внезапно, это постепенный процесс. Поведение, которое воспринимается взрослыми как асоциальное или агрессивное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.

    Депривация  как фактор дезадаптации.

 Основу  существования всего живого составляет процесс непрерывного взаимодействия в диадах «человек-человек» и «человек-среда». Нарушение и неполнота разносторонних связей и отношений почти всегда ведут к повышению вероятности угрозы безопасности жизни и деятельности человека.

 Отсутствие  возможностей удовлетворять врожденные потребности во взаимодействии отрицательно сказывается на состоянии организма и детерминирует развитие депривации, характеризующейся специфическим созреванием личности, не всегда готовой к полноценной жизнедеятельности.

 Для полноценного становления личности важным выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой, и отсутствие эмоциональной связи в виде любви, внимания и нежных чувств, наряду с другими лишениями, имеет патогенное значение для развития индивида.

 Существуют  разные проявления депривации, в связи  с чем можно привести следующую  схему - классификации психической депривации. 

  Рисунок 1. Классификация психической  депривации

 

 Дезадаптация  личности – деструктивный процесс, в ходе которого развитие внутрипсихических  процессов и поведение индивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний. В целом выделяют две группы факторов дезадаптации личности: средовые и интрапсихические, связанные с особенностями психики человека, чаще всего с акцентуированными чертами его характера. Каждый из ученых и практиков акцентирует внимание на тех или иных аспектах, чаще всего на таких, как наличие акцентуаций характера и психогений, и следствие отвыкания от привычных условий жизни.

 Содержательную  сторону личностной направленности образуют ценностные ориентации, представляющие собой отношение личности к объектам и явлениям, ради которых деятельность совершается. Ценностные ориентации проявляют себя в целях, идеалах, интересах и убеждениях личности.

 Социальные  эмоции, нравственные представления и моральные нормы как наиболее значимые мотивы поведения личности проходят определенный и непростой путь развития.

 Как уже было сказано, существует связь между агрессией и девиацией, а девиантное поведение, в свою очередь, напрямую связано с социализацией личности, в которой важную роль играет семейное воспитание. Таким образом, большинство девиантных людей – не имели правильного воспитания, или вовсе не имели семьи. Так можно рассмотреть еще один немаловажный фактор агрессивности – девиантное поведение.

 Агрессия  и девиантное поведение

 Агрессивное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины. Склонность к агрессивным действиям также наблюдается в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни. Следующая форма агрессивного поведения может быть связана с органическими нарушениями нервной системы. Такой подросток склонен к насилию преимущественно вследствие аффективности, застревания на переживаниях, импульсивности или низкого интеллектуального уровня.

 Подростки с асоциальной агрессией существенно  отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников, они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию. Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений. Например, поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам или воровству. К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество.

 У детей, воспитывающихся в детском доме или другом учреждении закрытого типа зачастую действуют следующие мотивы агрессивности:

 - желания,  требующие немедленного удовлетворения,

 - переживания  бессильного гнева, отчаяния,

 - обида, требующая мщения,

 - зависть,  побуждающая к «восстановлению  справедливости», 

 - недоверие,

 - фантазии  величия и всемогущества.

 Влияние СМИ на агрессивное  поведение.

 Помимо  перечисленных факторов, влияющих на развитие агрессивного поведения, можно назвать. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляции между просмотром телепередач и агрессивностью. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами – агрессивные фантазии – отождествление себя с персонажем – усвоение агрессивного действий – использование агрессивности для разрешения проблем в  межличностных отношениях – подкрепление – агрессивные привычки – неразвитое социальные и учебные умения – фрустрация – чрезмерный просмотр телепередач – и так далее.  

    1. Классификация видов агрессии и агрессивного поведения

    Согласно  Фромму, механизм человеческой агрессивности  лежит в условиях его существования. По своей природе человек вовсе не является деструктором, жестокость и злоба – его приобретенные свойства. По мнению Фромма, деструкция и агрессия – есть результат отказа от самого себя, результат безответственности и бесцельности.

Перейдем к  классификации.

Доброкачественная агрессия – биологическая адаптация, возникающая как реакция на угрозу.

 Псевдоагрессия  – наступательная активность человека, необходимая для самореализации личности. Этот вид агрессии направлен на достижение цели; а Фромм приравнивает псевдоагрессию к самоутверждению как наступательной активности человека, необходимой для самореализации его личности.

 Оборонительная  агрессия – может возникать как реакция защиты, сохранения своих ценностей и ориентаций. Ощущение угрозы себе извне может вызвать страх, гнев и враждебность, боль. По мысли Фромма, - агрессивность – это один из самых действенных приёмов вытеснения страха.

 Механизмами агрессивности могут выступать:

Потребность в свободе.  Как известно, свобода входит в сферу витальных потребностей человека, она – предпосылка для развития всех способностей человека, физического и психического развития личности. «Если у человека отнимают свободу, он становится больным, калекой, инвалидом. Свобода – это отсутствие ограничений» [Э.Фромм «Психоанализ»].

Нарциссизм  – эмоциональное состояние, при котором человек проявляет интерес только к своей персоне, своим потребностям, мыслям, чувствам и собственности.

 Защита. Зачастую мы стремимся вытеснить или забыть какие-то стремления, влечения в силу различных причин – из-за страха наказания, унижения, в случае, если другим будут известны эти желания. Когда кто-то пытается узнать, «вытянуть на свет» эти желания, то впоследствии может возникнуть агрессия.

 Конформистская  агрессияобусловлена не разрушительными стремлениями человека, а тем, что ему предписано действовать именно так. По Фромму,  неподчинение и нежелание приспосабливаться, представляет опасность, от которой, посредством защиты люди так же совершают агрессивные действия.

 Инструментальная  агрессия - выступает средством получения «необходимого/желательного»1. В этой агрессии большую роль играет жадность по мнению Фромма. Люди, которые не могут удовлетворить свои желания, становятся агрессивными.

Информация о работе Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения