Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 08:29, курсовая работа
Цель нашей работы – изучить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.
Объектом исследования является агрессивное поведение, а предметом нашего исследования являются факторы, определяющие агрессивное поведение.
Общая гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение может быть детерминировано комплексом различных факторов.
Частная гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие факторы, как пол, возраст и социальная ситуация влияют на агрессивное поведение.
Задачи работы:
1.Произвести теоретический анализ проблемы причин агрессивного поведения.
2.Изучить связь агрессивного поведения с различными факторами;
3.Провести эмпирическое изучение агрессивного поведения.
Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей агрессии
1.Теории агрессивного поведения____________________________________5
2.Детерминанты, определяющие агрессивное поведение________________9
3.Классификация видов агрессивности и агрессивного поведения________21
1.4 Выводы_______________________________________________________24
Глава II. База и методы исследования агрессивного поведения
2.1 База и методы исследования агрессивного поведения_________________26
2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивности у юношей и девушек______________________________________________________________32
2.3 Результаты эмпирического исследования агрессивности у мужчин и женщин _____________________________________________________________35
Выводы__________________________________________________________40
Заключение ______________________________________________________41
Список используемой литературы____________________________________44
Объективно
обусловленные отрицательные
2.3 Результаты эмпирического исследования мужчин и женщин.
Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга
Этот тест позволяет выявить направление реакций индивида на фрустрирующую ситуацию и тип реакций. Направлений реакций может быть три – экстрапунитивное (E)– к этому направлению относятся реакции, в которых выражается враждебность, порицание; интропунитивное (I ) - в основном это чувство вины; импунитивное (M) – трудности сводятся к минимуму. Что касается типа реакции, то их 2 – это фиксация на препятствии (OD), фиксация на самозащите (ED) и фиксация на разрешении ситуации (NP).
1. Экстрапунитивная реакция:
E’ - Фиксация на препятствии – ситуация досаждает, беспокоит.
E - Фиксация на самозащите – порицание направлено против кого-нибудь, в ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм.
e - Разрешение ситуации – подразумевается, что кто-то должен разрешить ситуацию.
2. Интропунитивная реакция:
I` - Фиксация на препятствии – ситуация – это благо, приносящая удовлетворение, или заслуживающая наказания.
I - Фиксация на самозащите – порицание или осуждение направлены против самого себя, доминирует чувство вины, угрызения совести.
i - Разрешение ситуации – испытуемый сам берется разрешить ситуацию, открыто признавая свою виновность.
M` - Фиксация на препятствии – трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию.
M - Фиксация на самозащите – ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию сведена до минимума, осуждение избегается.
m - Разрешение ситуации – выражается надежда, что время и нормальный ход событий постепенно разрешат проблему.
|
Таблица 7
Первичные оценки ответов мужчин
Таблица 8
Первичные оценки ответов женщин
|
Таблица 9
Средние значения ответов
шкалы | Мужчины | Женщины | |
OD (фиксация на препятствии) | E (подчеркивается наличие препятствия) | 2.6 | 2.7 |
I (ситуация – это благо, приносящая удовлетворение, или заслуживающая наказания) | 0.3 | 0.4 | |
M (трудности ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию) | 3.8 | 0.9 | |
ED (фиксация на самозащите) | E (порицание направлено против кого-нибудь) | 11.1 | 9.2 |
I (осуждение направлены против самого себя) | 1.5 | 2.7 | |
M (осуждение избегается) | 1.6 | 1.7 | |
NP (разрешение ситуации) | E (подразумевается, что кто-то должен разрешить ситуацию) | 2.7 | 3.9 |
I (испытуемый сам берется разрешить ситуацию) | 1 | 2.4 | |
M (выражается надежда, что время и нормальный ход событий постепенно разрешат проблему) | 1.1 | 1.4 |
Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что фиксации на препятствии женщин дали большинство ответов. Это свидетельствует о высокой самокритичности и требовательности к своим действиям. Мужчины же склонны уходить от фрустрирующей ситуации, они их стараются не замечать.
Фиксация на самозащите у мужчин более выражена, они враждебны и чаще женщин отрицают свою вину. Женские показатели здесь выше мужских – они чаще осуждают самих себя, осознают свою вину.
Не смотря на вышесказанное, мужчины склонны самостоятельно разрешать ситуацию, а вот женщины, наоборот, - ожидают или подразумевают, что кто-то, но не они, должен найти выход из сложившихся обстоятельств.
Самые
высокие показатели у женщин и
мужчин были выявлены в экстрапунитивной
реакции, при которой порицание, враждебность
направлены против кого-нибудь или чего-нибудь.
В ответах содержатся обвинения, упреки.
Выводы
По результатам исследования агрессивного поведения можно сказать, что у девушек самые высокие показатели были получены в шкалах раздражимость и вербальная агрессия, самые низкие – негативизм и подозрительность
У молодых людей, то здесь наиболее высокие показатели приходятся также на две шкалы – физическая и вербальная агрессии, а самые низкие данные – в шкалах негативизма и косвенной агрессии.
Исследование агрессивности у взрослых людей можно сказать, что женщины требовательны к своим действиям. У мужчин более выражена фиксация на самозащите, они враждебны и чаще женщин отрицают свою вину. Женские показатели здесь выше мужских – они чаще осуждают самих себя, осознают свою вину.
В настоящее время не существует методик, позволяющих определить детерминанты агрессивного поведения. В процессе нашего исследования, предметом которого были следующие факторы: пол, возраст, можно сделать следующие выводы:
Изучение гендерных особенностей позволяет нам сказать, что женщины достаточно самокритичны и требовательны к своим действиям. Мужчины же склонны уходить от фрустрирующей ситуации, они стараются не замечать проблему. Также мужчины более враждебны и чаще женщин отрицают свою вину. Мужчины склонны самостоятельно разрешать ситуацию, а женщины, ожидают, что кто-то должен найти выход из сложившихся обстоятельств.
Что
касается возрастных
особенностей, то взрослые/зрелые люди
более адаптированы к фрустрирующим ситуациям
и склонны разрешать их самостоятельно,
а вот более младшее поколение заостряет
свое внимание на проблемах и из-за неумения
справиться с ними, сами провоцируют агрессию.
Заключение
Завершая работу, подведём итоги. Итак, в процессе нашей работы мы выяснили, что существуют самые разные подходы к проблеме агрессивности. Среди их авторов – З. Фрейд, А. Бандура, К. Лоренц, Э. Фромм и др. Кроме этого мы узнали, что на проявление агрессии влияют различные факторы. К ним относятся:
Также мы выяснили, что существует несколько классификаций агрессии, одну из них предложил Э. Фромм. Он выделял доброкачественную и злокачественную агрессии. К категории доброкачественной относятся:
- Псевдоагрессия;
- Оборонительная агрессия;
- Конформистская агрессия;
- Инструментальная агрессия.
Что касается злокачественной агрессии, то ею движут экзистенциальные потребности – психические потребности человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья, реализация которых и приводит к деструктивизму, садизму и другим проявлениям агрессии.
Вторая приведённая классификация агрессии взята из опросника Басса-Дарки. В нем присутствуют такие шкалы, как физическая и косвенная, вербальная и раздражимость, негативизм, обида, подозрительность и другие.
Также мы выяснили, что на различия агрессивного поведения у мужчин и женщин в большой степени влияют гендерные и социальные роли и стереотипы.
Методикой Розенцвейга мы смогли подтвердить, что женщинам, больше чем мужчинам присущи чувства вины, собственной неполноценности и угрызения совести. Мужчины же более самостоятельны, склонны сами находить выход из сложившихся обстоятельств, женщины же ждут помощи с другой стороны. У мужчин более ярко выражена фиксация на самозащите, агрессия направлена против кого-нибудь, они чаще упрекают, обвиняют, угрожают.
По данным исследований, мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти, мужчины – стараются этого избегать.
В исследовании агрессивности у юношей и девушек, мы выявили различия в проявлении агрессии. Общий уровень агрессивности почти одинаков, но существуют различия в проявлениях, - так, у девушек агрессия проявляется вербально, юноши же склонны физически вымещать свою враждебность и агрессию.
Несмотря на влияние многочисленных факторов на агрессию, поведенческие реакции индивидуума зависят также от его установок и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессивное поведение, относятся предрассудки. Одна и та же поведенческая реакция разными людьми может восприниматься и как недопустимо агрессивная, и как нормальная — все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение.
Информация о работе Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения