Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – изучить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.
Объектом исследования является агрессивное поведение, а предметом нашего исследования являются факторы, определяющие агрессивное поведение.
Общая гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение может быть детерминировано комплексом различных факторов.
Частная гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие факторы, как пол, возраст и социальная ситуация влияют на агрессивное поведение.
Задачи работы:
1.Произвести теоретический анализ проблемы причин агрессивного поведения.
2.Изучить связь агрессивного поведения с различными факторами;
3.Провести эмпирическое изучение агрессивного поведения.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей агрессии

1.Теории агрессивного поведения____________________________________5
2.Детерминанты, определяющие агрессивное поведение________________9
3.Классификация видов агрессивности и агрессивного поведения________21
1.4 Выводы_______________________________________________________24


Глава II. База и методы исследования агрессивного поведения

2.1 База и методы исследования агрессивного поведения_________________26

2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивности у юношей и девушек______________________________________________________________32

2.3 Результаты эмпирического исследования агрессивности у мужчин и женщин _____________________________________________________________35

Выводы__________________________________________________________40

Заключение ______________________________________________________41

Список используемой литературы____________________________________44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

Объективно  обусловленные отрицательные выводы девушки и юноши делают в равной степени, а негативный опыт общения с окружающими у парней несколько богаче. Что касается общего уровня деструктивных установок в межличностных отношениях, то у девушек он ненамного, но всё-таки ниже мужского.

2.3 Результаты эмпирического исследования мужчин и женщин.

Тест  рисуночной ассоциации С. Розенцвейга

 Этот  тест позволяет выявить направление  реакций индивида на фрустрирующую ситуацию и тип реакций. Направлений реакций может  быть три – экстрапунитивное (E)– к этому направлению относятся реакции, в которых выражается враждебность, порицание; интропунитивное (I ) - в основном это чувство вины; импунитивное (M) – трудности сводятся к минимуму. Что касается типа реакции, то их 2 – это фиксация на препятствии (OD), фиксация на самозащите (ED) и фиксация на разрешении ситуации (NP).

 1. Экстрапунитивная  реакция:

 E’ - Фиксация на препятствии – ситуация досаждает, беспокоит.

 E - Фиксация на самозащите – порицание направлено против кого-нибудь, в ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм.

 e - Разрешение ситуации – подразумевается, что кто-то должен разрешить ситуацию.

 2. Интропунитивная  реакция:

 I` - Фиксация на препятствии – ситуация – это благо, приносящая удовлетворение, или заслуживающая наказания.

 I - Фиксация на самозащите – порицание или осуждение направлены против самого себя, доминирует чувство вины, угрызения совести.

 i - Разрешение ситуации – испытуемый сам берется разрешить ситуацию, открыто признавая свою виновность.

  1. Импунитивная реакция:

 M` - Фиксация на препятствии – трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию.

 M - Фиксация на самозащите – ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию сведена до минимума, осуждение избегается.

 m - Разрешение ситуации – выражается надежда, что время и нормальный ход событий постепенно разрешат проблему.

 
Испытуемый 1   OD ED NP сумма
E 4 7 2 13
I 0 2 1 3
M 6 1 1 8
Сумма 10 10 4 24
Испытуемый 2 E 1 15 5 21
I 0 1 1 2
M 1 2 1 4
Сумма 2 18 7 27
Испытуемый 3 E 2 13 2 17
I 0 3 1 4
M 3 1 0 4
Сумма 5 17 3 25
Испытуемый 4 E 3 10 3 16
I 0 2 1 3
M 4 2 1 7
Сумма 7 14 5 26
Испытуемый 5 E 2 12 3 17
I 1 1 1 3
M 5 2 1 8
Сумма 8 15 5 28
Испытуемый 6 E 5 14 4 23
I 1 2 1 4
M 1 1 1 3
Сумма 7 17 6 30
Испытуемый 7 E 1 9 2 12
I 0 1 1 2
M 2 2 2 6
Сумма 3 12 5 20
Испытуемый 8 E 3 13 1 17
I 1 0 1 2
M 6 3 1 10
Сумма 10 16 3 29
Испытуемый 9 E 4 10 2 16
I 0 2 1 3
M 3 1 2 6
Сумма 7 13 5 25
Испытуемый 10 E 1 8 3 12
I 0 1 1 2
M 7 1 1 9
Сумма 8 10 5 23

Таблица 7

Первичные оценки ответов мужчин

Таблица 8

Первичные оценки ответов женщин

Испытуемый 1   OD ED NP сумма
E 3 12 2 20
I 0 3 3 6
M 0 1 1 2
Сумма 3 16 6 25
Испытуемый 2 E 3 10 5 20
I 1 3 2 6
M 0 0 1 1
Сумма 4 13 8 27
Испытуемый 3 E 3 5 5 16
I 0 2 2 4
M 3 4 3 10
Сумма 6 11 10 27
Испытуемый 4 E 3 10 4 17
I 1 2 3 6
M 2 3 1 6
Сумма 6 15 8 29
Испытуемый 5 E 2 9 3 14
I 0 2 4 6
M 2 1 2 5
Сумма 4 12 9 25
Испытуемый 6 E 3 8 5 22
I 0 2 2 4
M 0 0 1 1
Сумма 3 10 8 27
Испытуемый 7 E 2 9 4 18
I 0 4 1 5
M 1 1 1 3
Сумма 3 14 6 26
Испытуемый 8 E 3 10 5 18
I 1 2 3 6
M 1 3 2 6
Сумма 5 15 10 30
Испытуемый 9 E 3 10 4 20
I 1 5 1 7
M 0 2 1 3
Сумма 4 17 6 27
Испытуемый 10 E 2 9 2 15
I 0 2 3 5
M 0 2 1 3
Сумма 2 13 6 23

Таблица 9

Средние значения ответов

шкалы Мужчины Женщины
OD (фиксация на препятствии) E (подчеркивается наличие препятствия) 2.6 2.7
I (ситуация – это благо, приносящая удовлетворение, или заслуживающая наказания) 0.3 0.4
M (трудности ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию) 3.8 0.9
ED (фиксация на самозащите) E (порицание направлено против кого-нибудь) 11.1 9.2
I (осуждение направлены против самого себя) 1.5 2.7
M (осуждение избегается) 1.6 1.7
NP (разрешение ситуации) E (подразумевается, что кто-то должен разрешить ситуацию) 2.7 3.9
I (испытуемый сам берется разрешить ситуацию) 1 2.4
M (выражается надежда, что время и нормальный ход событий постепенно разрешат проблему) 1.1 1.4
 

 Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что фиксации на препятствии женщин дали большинство ответов. Это свидетельствует о высокой самокритичности и требовательности к своим действиям. Мужчины же склонны уходить от фрустрирующей ситуации, они их стараются не замечать.

 Фиксация  на самозащите у мужчин более  выражена, они враждебны и чаще женщин отрицают свою вину. Женские показатели здесь выше мужских – они чаще осуждают самих себя, осознают свою вину.

 Не  смотря на вышесказанное, мужчины склонны  самостоятельно разрешать ситуацию, а вот женщины, наоборот, - ожидают или подразумевают, что кто-то, но не они, должен найти выход из сложившихся обстоятельств.

 Самые высокие показатели у женщин и  мужчин были выявлены в экстрапунитивной реакции, при которой порицание, враждебность направлены против кого-нибудь или чего-нибудь. В ответах содержатся обвинения, упреки.  

Выводы

 По результатам  исследования агрессивного поведения  можно сказать, что у девушек самые высокие показатели были получены в шкалах раздражимость и вербальная агрессия, самые низкие – негативизм и подозрительность

 У молодых людей, то здесь наиболее высокие показатели приходятся также на две шкалы – физическая и вербальная агрессии, а самые низкие данные – в шкалах негативизма и косвенной агрессии.

 Исследование  агрессивности у взрослых людей  можно сказать, что женщины требовательны к своим действиям. У мужчин более выражена фиксация на самозащите, они враждебны и чаще женщин отрицают свою вину. Женские показатели здесь выше мужских – они чаще осуждают самих себя, осознают свою вину.

 В настоящее время не существует методик, позволяющих определить детерминанты агрессивного поведения. В процессе нашего исследования, предметом которого были следующие факторы: пол, возраст, можно сделать следующие выводы:

 Изучение  гендерных особенностей позволяет нам сказать, что женщины достаточно самокритичны и требовательны к своим действиям. Мужчины же склонны уходить от фрустрирующей ситуации, они стараются не замечать проблему. Также мужчины более враждебны и чаще женщин отрицают свою вину. Мужчины склонны самостоятельно разрешать ситуацию, а женщины, ожидают, что кто-то должен найти выход из сложившихся обстоятельств.

 Что касается возрастных особенностей, то взрослые/зрелые люди более адаптированы к фрустрирующим ситуациям и склонны разрешать их самостоятельно, а вот более младшее поколение заостряет свое внимание на проблемах и из-за неумения справиться с ними, сами провоцируют агрессию. 
 
 
 

Заключение

 Завершая  работу, подведём итоги. Итак, в процессе нашей работы мы выяснили, что существуют самые разные подходы к проблеме агрессивности. Среди их авторов – З. Фрейд, А. Бандура, К. Лоренц, Э. Фромм и др. Кроме этого мы узнали, что на проявление агрессии влияют различные факторы. К ним относятся:

    1. средовые;
    2. наследственные;
    3. хронические, соматические и физические;
    4. ситуативные;
    5. психофизиологические.

 Также мы выяснили, что существует несколько классификаций  агрессии, одну из них предложил  Э. Фромм. Он выделял доброкачественную  и злокачественную агрессии. К категории доброкачественной относятся:

- Псевдоагрессия;

- Оборонительная  агрессия;

- Конформистская агрессия;

- Инструментальная  агрессия.

 Что касается злокачественной агрессии, то ею движут экзистенциальные потребности  психические потребности человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья, реализация которых и приводит к деструктивизму, садизму и другим проявлениям агрессии.

Вторая приведённая  классификация агрессии взята из опросника Басса-Дарки. В нем присутствуют такие шкалы, как физическая и  косвенная, вербальная и раздражимость, негативизм, обида, подозрительность и другие.

 Также мы выяснили, что на различия агрессивного поведения  у мужчин и женщин в большой  степени влияют гендерные и социальные роли и стереотипы.

 Методикой Розенцвейга  мы смогли подтвердить, что женщинам, больше чем мужчинам присущи чувства вины, собственной неполноценности и угрызения совести. Мужчины же более самостоятельны, склонны сами находить выход из сложившихся обстоятельств, женщины же ждут помощи с другой стороны. У мужчин более ярко выражена фиксация на самозащите, агрессия направлена против кого-нибудь, они чаще упрекают, обвиняют, угрожают.

По данным исследований, мужчины и женщины  обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти, мужчины – стараются этого избегать. 

 В исследовании агрессивности у юношей и девушек, мы выявили различия в проявлении агрессии. Общий уровень агрессивности  почти одинаков, но существуют различия в проявлениях, - так, у девушек агрессия проявляется вербально,  юноши же склонны физически вымещать свою враждебность и агрессию.

 Несмотря  на влияние многочисленных факторов на агрессию, поведенческие реакции индивидуума зависят также от его установок и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессивное поведение, относятся предрассудки. Одна и та же поведенческая реакция разными людьми может восприниматься и как недопустимо агрессивная, и как нормальная — все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение.

Информация о работе Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения