Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 08:29, курсовая работа
Цель нашей работы – изучить факторы, детерминирующие агрессивное поведение.
Объектом исследования является агрессивное поведение, а предметом нашего исследования являются факторы, определяющие агрессивное поведение.
Общая гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение может быть детерминировано комплексом различных факторов.
Частная гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие факторы, как пол, возраст и социальная ситуация влияют на агрессивное поведение.
Задачи работы:
1.Произвести теоретический анализ проблемы причин агрессивного поведения.
2.Изучить связь агрессивного поведения с различными факторами;
3.Провести эмпирическое изучение агрессивного поведения.
Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей агрессии
1.Теории агрессивного поведения____________________________________5
2.Детерминанты, определяющие агрессивное поведение________________9
3.Классификация видов агрессивности и агрессивного поведения________21
1.4 Выводы_______________________________________________________24
Глава II. База и методы исследования агрессивного поведения
2.1 База и методы исследования агрессивного поведения_________________26
2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивности у юношей и девушек______________________________________________________________32
2.3 Результаты эмпирического исследования агрессивности у мужчин и женщин _____________________________________________________________35
Выводы__________________________________________________________40
Заключение ______________________________________________________41
Список используемой литературы____________________________________44
Злокачественная агрессия – агрессия, проявляющаяся в деструктивности, жестокости, и не является защитой от нападения и угроз. Единственная цель – получение удовольствия. Этот вид агрессии возникает из взаимодействия социальных условий и экзистенциальных потребностей.
Экзистенциальные потребности – психические потребности человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья.
В качестве примеров могут выступать:
Реализация этих потребностей и порождает злокачественные формы агрессии – деструктивизм, садизм и др.
Необходимо сказать, что за множеством видов лежат два направления -
аутоагрессия и гетероагрессия. Некоторые авторы определяют только три вида агрессии – реактивная (ответ на фрустрацию), враждебная (осознанное причинение вреда) и инструментальная (средство достижения цели).
Существует ещё одна классификация агрессии. Она приводится в опроснике Басса-Дарки, определяющем уровень агрессии преобладающий вид.
- физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- косвенная агрессия – направляется «окольным» путём.
- раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся традиций и обычаев.
- обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.
- чувство вины – выражает убеждение субъекта в том, что он совершает плохие поступки, ощущение угрызений совести.
Выводы
Существуют многочисленные подходы к изучению проблемы агрессивного поведения. Из них мы рассмотрели психоаналитический поход, этологический, фрустрационную теорию, теорию социального научения и биологическую теорию.
Среди
авторов этих теорий – З.Фрейд, Э.
Фромм, К. Лоренц, А. Бандура и др.
Представители психоанализа - З.Фрейд
и Э.Фромм отстаивали разные точки зрения.
Фрейд утверждает, что агрессия связана
с борьбой двух стремлений - к саморазрушению
и к сохранению жизни, и из-за этой борьбы
энергия направляется во вне, в направлении
от «Я». Эрих Фромм считал что агрессия
не связана с внутренней энергией, она
возникает из-за социальных факторов и
агрессия – это защитная реакция человека
на среду, которая может причинить ему
вред. Представитель этологического подхода,
К.Лоренц считал агрессию врожденным инстинктом
борьбы за выживание. В теории социального
научения (А.Бандура) агрессия определяется
как приобретенная модель социального
поведения. Ее возникновение связано с
биологическими факторами, а также она
может возникнуть посредством наблюдения.
А вот спровоцировать агрессию может все
что угодно – например деньги, или власть.
Изучение
агрессивного поведения выявляет различные
виды агрессии и можно предположить,
что виды агрессии могут быть детерминированы
различными факторами. Различия в агрессии
может объясняться гендерными ролями,
средой, условиями воспитания. Мужчин
нередко принуждают к агрессии окружающие,
ставя под сомнение их общественное положение
или самоуважение. Женщины наоборот испытывают
смущение, если приходится проявлять агрессию
на людях. Кроме гендерных факторов, агрессия
может быть обусловлена такими факторами,
как наследственность, среда, ситуативные
факторы, внешние факторы (СМИ) и другие.
Для эмпирического изучения агрессивного
поведения, остановимся на 3 детерминантах:
это гендер, социальная среда и возраст.
Глава II. Эмпирическое изучение
агрессивного поведения
Существует
множество методик, посвященных
изучению агрессивного поведения, но не
все методы позволяют изучить агрессивное
поведение, изучить факторы, которые его
обуславливают. Именно поэтому в нашем
исследовании использовались самые известные
методики, но применялись они на разных
выборках, чтобы сделать некоторые выводы
относительно факторов, влияющих на агрессию.
2.1
База и методы исследования
агрессии
Опросник «Диагностика агрессивности» Басса-Дарки.
По
опроснику Басса-Дарки
- физическая агрессия;
- косвенная агрессия ;
- раздражение;
- негативизм;
- обида;
- подозрительность;
- вербальная агрессия;
- чувство вины;
Опросник состоит из 75 утверждений, требующих положительных либо отрицательных ответов. Подсчёт суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов. В коде ответов приводится также показатели «нормы» - для определения уровня агрессивности.
Помимо определения
«выдающихся форм»
Таблица 2
Номинальные баллы видов агрессивности
Вид реакции | Номинальная сумма баллов |
Физическая
агрессия
Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины |
4-6
4-5 4-6 2-3 4-5 4-6 4-6 4-5 |
Методика «Диагностика психических состояний» – Г. Айзенка на определение уровня агрессивности. С помощью этого теста можно определить уровни таких психических свойств личности, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность.
Агрессивность, по Айзенку – это не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека, по отношению людям и к окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности. Иногда проявляется в демонстрации превосходства в силе по отношению к социальному объекту.
Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырёх психических свойств. Согласно теме своей работы, я определяла уровень только одного блока – агрессивности.
Обработка результатов тестирования.
Ответы «да» - 2 балла;
Ответы «изредка» - 1 балл;
Ответы «нет» - 0 баллов.
Затем определяется уровень агрессивности:
0-7 низкий уровень агрессивности.
8-14 – средний уровень.
15-20 – высокий уровень агрессивности.
Определение установок в межличностных отношениях.
Автор методики – В.В.Бойко. В своем тесте он предлагает 25 вопросов, требующих ответов «да» или «нет». В методике пять шкал:
Завуалированная жестокость в отношении к людям – личность скрывает своё негативное отношение к людям. Эта шкала соответствует шкале косвенной агрессии по тесту Басса-Дарки.
Открытая жестокость в отношении к людям – личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.
Обоснованный негативизм в суждениях о людях – выражается в обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей.
Брюзжание – склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнёрами.
Негативный личный опыт общения с окружающими – эта шкала показывает, в какой мере человеку повезло с кругом знакомых и партнёров по совместной деятельности.
Кроме разграничения агрессивности, этот тест позволяет также определить общий уровень негативных установок в межличностных отношениях.
Обработка результатов осуществляется по следующей схеме:
Показатели > Мах баллов > полученные баллы > % от максимума.
Методика «тест руки Вагнера».
Методический прием, положенный в основу теста руки Вагнера, заключается в том, что испытуемому предлагают 9 изображённых рук и одно пустое изображение. Испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия При показе последней карточки просят представить кисть руки и описать воображаемые действия. Э.Вагнер (1978) на основе изученных работ, выполненных с помощью теста руки, сделал вывод о его высокой валидности и надёжности. Методика может использоваться для обследования как детей, так и взрослых.
Порядок работы с методикой:
Испытуемому в стандартной последовательности предлагают ответить на вопрос: «Что по-вашему делает эта рука?».
Все ответы испытуемого классифицируются по следующим категориям:
Агрессия – рука воспринимается как доминирующая, нападающая, приносящая ущерб, совершающая агрессивное действие.
Указание – рука направляет, препятствует, господствует над другими людьми.
Страх – рука выступает как жертва агрессивных действий, стремится оградить кого-либо от физических воздействий, может восприниматься как наносящая ущерб самой себе.
Эмоциональность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям, участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность.
Коммуникация - рука участвует в коммуникативном действии, контактирует.
Зависимость – рука выражает подчинение другим лицам, т.е. участвует в коммуникативном действии в позиции « пристройка снизу».
Демонстративность – участвует в демонстративном действии, например, показывает кольцо, любуется маникюром.
Увечность – рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к действиям.
Активная безличность – действие, несвязанное с коммуникацией.
Пассивная безличность – рука в покое.
Описание – в эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая, красивая).
После категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории.
Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.
Категории ответов «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» - отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде.
Ответы, относящиеся к категориям « Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются. Также в анализе не участвуют категории «Активная безличность» «Пассивная безличность».
Суммарный бал агрессивности вычисляется по формуле:
А=(Агрессия + Указание) – (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость).
Информация о работе Изучение гендерных и возрастных особенностей агрессивного поведения