Изучение агрессии в супружеской паре

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение агрессии в супружеской паре.
Задачи:
•провести теоретический анализ понятия «агрессия» в супружеских отношениях;
•изучить социальные и психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях;
•провести экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на проявление депрессивных состояний в супружеской диаде.

Оглавление

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ понятия «агрессия» в супружеских отношениях 7
1.1. Понятие «Агрессия». Феномен агрессивности в психологии 7
1.2. Виды и уровни супружеских отношений 14
1.3. Агрессивные состояния и проявление их в супружеских отношениях 19
Глава II. Социальные и психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях. 29
2.1. Социальные причины проявления агрессии в супружеских отношениях 29
2.2. Психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях 37
2.3. Биологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях 41
Глава III. Экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на проявление агрессивных состояний в супружеской диаде 50
3.1 Организация и методы исследования 50
3.2. Анализ и интерпретация результатов 67
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение 1 76
Приложение 2 78

Файлы: 1 файл

diplom_psiholog.doc

— 475.00 Кб (Скачать)

Результаты, полученные Ф. Верноном с коллегами, так же как  и данные некоторых других авторов, указывают на существование в структуре индивидуальности генерального фактора агрессивности. Однако многие исследователи полагают, что связь между наследственными биологическими особенностями индивида и склонностью к агрессивному поведению опосредствуется констелляцией ряда самостоятельных, имеющих собственные генетические предпосылки и биологические механизмы черт темперамента. Так, в лонгитюдном исследовании 759 близнецовых пар было показано, что агрессивному поведению детей предшествовали высокие оценки эмоциональности и активности на более ранних этапах онтогенеза, причем между агрессивностью и эмоциональностью имели место существенные генетические корреляции. Еще одной важной индивидуально-психологической характеристикой, связанной с агрессией, является импульсивность. (В биологических исследованиях широко используется дихотомия "импульсивная УХ спланированная агрессия".) Согласно данным близнецового исследования А.Д. Серожинского с коллегами, импульсивность коррелирует с различными видами агрессии, измеряемыми соответствующими субшкалами. Наибольшие фенотипические корреляции обнаружены между импульсивностью и таким измерением агрессивности, как раздражительность. Кроме того, импульсивность и раздражительность, как оказалось, в большей степени связаны с действием одних и тех же генетических и средовых эффектов, чем импульсивность и другие аспекты агрессии [1, C.87].

К внешним проявлениям  агрессии имеют различные биологические  процессы и нейроструктуры. Действительно, можно говорить о наследуемой  склонности к криминальному поведению, это отнюдь не означает, что агрессия как таковая просто передается из поколения в поколение. Половые гормоны, и особенно тестостерон, в какой-то степени, действительно, "замешаны" в преступлениях, связанных с применением насилия. Однако специальные исследования показали, что степень их влияния довольно ограниченна. Более того, есть все основания думать, что и механизм наследования предрасположенности к агрессии, и механизм влияния половых гормонов на степень агрессивности человеческого поведения могут иметь общую природу. То есть не исключено, что существуют некие биологически детерминированные личностные характеристики или диспозиции (например, потребность в повышенном уровне эмоциональной стимуляции, стремление к доминированию), которые и создают видимость существования тесной взаимосвязи между гормонами и агрессией или склонности к криминальному поведению как черты фамильного сходства. Хотя в свое время возможность существования связи между половыми хромосомами и агрессивным поведением была предметом бурных дискуссий, обзор литературы показывает, что если такая связь и существует, то она весьма слаба. Гораздо вероятней, что любая ассоциация между половыми хромосомами и агрессивным поведением при ближайшем рассмотрении может оказаться следствием недостаточного интеллектуального развития, которые нередко сопутствуют аномалиям половых хромосом.

Хромосомные аномалии - изменения числа хромосом или  их структуры - вызывают обычно целый  комплекс нарушений в строении и  функциях различных органов, а также  поведенческие и психические расстройства. Среди последних нередко обнаруживается ряд типичных особенностей, таких как умственная отсталость той или иной степени, аутистические черты, неразвитость навыков социального взаимодействия, невнимательность, а также повышенная агрессивность. Каково место повышенной агрессивности в структуре некоторых синдромов, показано в таблице.

Агрессивность в структуре различных синдромов, вызванных хромосомными аномалиями.

Синдром

Проявления  агрессивности

Некоторые другие типичные нарушения

Увеличение  числа У-хромосом (типичный кариотип - ХУУ)

Варианты синдрома Клайнфельтера. Увеличение числа Х-хромосом

Синдром кольцевой X-хромосомы

Синдром "кошачьего  плача" (5р-, участка хромосомы 5)

Микроделеция  в хромосоме 8

Синдром Смита-Маджениса (17р-, выпадение участка хромосомы 17)

Некоторые авторы отмечают пассивно-агрессивное поведение, другие считают лиц с данным синдромом  спокойными и законопослушными.

Повышенной  агрессивности не наблюдается

Гетеро- и аутоагрессивное  поведение не коррелирует со снижением интеллекта

Наблюдается агрессивное  поведение, причем агрессивность коррелирует  со снижением интеллекта

Наблюдается повышенная агрессивность

Агрессивность и другие серьезные поведенческие  проблемы встречаются в 60-80 % случаев

Уровень агрессивности повышен, но несколько ниже, чем в смешанной группе умственно отсталых детей, отсутствуют половые различия по агрессивности и корреляции агрессивности с интеллектуальными нарушениями

Высокий рост, IQ сдвинут к более низким значениям (в среднем 80-88), повышена частота антисоциального поведения

Степень умственной отсталости пропорциональна числу  Х-хромосом, часты различные психические  аномалии

Умственная  отсталость, импульсивность, невнимательность, аутистические черты

Приступы плохого  настроения, самоповреждающее поведение, стереотипии и аутистические черты

Гиперактивность, показатели интеллекта, хотя и невысокие, находятся в нормативном коридоре значений

Умственная  отсталость (10 в среднем составляет 40-54), приступы плохого настроения, импульсивность, невнимательность, навязчивость, самоповреждения, нарушения сна

Умственная  отсталость умеренной или небольшой  степени, замкнутость, тревожность, негативизм, вспышки гнева, гиперактивность, переедание

Возможно, повышенная агрессивность лиц с разными  хромосомными аномалиями в большинстве случаев является следствием снижения интеллекта и других психологических и соматических дефектов, нарушающих социальную адаптацию, однако при некоторых синдромах могут быть задействованы и специфичные генетические механизмы.

Ввиду наличия  в разных популяциях устойчивых половых  различий в агрессивности, большой  интерес вызывает связь агрессивности  с аномалиями половых хромосом (в  норме клетки мужчин содержат половые  хромосомы Х и У, а клетки женщин - две Х-хромосомы). Внимание к характерологическим особенностям лиц с измененным числом половых хромосом было привлечено в 1965 г., когда П.А. Джэйкобс с коллегами сообщили о большом числе мужчин с дополнительной У-хромосомой среди преступников, находившихся в исправительных учреждениях. Затем эти данные подтвердили и другие исследователи. В результате в обществе распространилась идея о "хромосоме убийцы". Были рассмотрены три фактора, которые могли бы объяснять увеличение числа мужчин с лишней У-хромосомой среди заключенных. Во-первых, предположили, что повышение содержания У-материала ведет к возрастанию агрессивности. Кроме того, учитывая, что мужчины с лишней У-хромосомой характеризуются высоким ростом и снижением интеллекта, проверяли, не может ли на частоту заключения в исправительные учреждения влиять рост, поскольку из-за роста мужчины с лишней V-хромосомой выглядят "более опасными", или недостаток интеллектуальных способностей, например, через увеличение вероятности разоблачения. Исследования показали, что снижение интеллекта вносит некоторый вклад в связь между преступным поведением и аномальным числом хромосом, а гипотезы о повышенной агрессивности и высоком росте как факторах, опосредствующих эту связь, не подтвердились. В частности, было установлено, что мужчины с лишней У-хромосомой не чаще, чем другие заключенные, совершали насильственные преступления - в тюрьму они попадали в основном за кражи. Кроме того, в тюрьме такие мужчины вели себя более дружелюбно, чем остальные, а по психологическим и психиатрическим показателям существенно не отличались от Других преступников со сходным уровнем интеллекта. Не было получено убедительных доказательств повышения агрессивности у мужчин с удлиненной У-хромосомой[13, C.131].

В некоторых  работах проверялась гипотеза, согласно которой увеличение числа Х-хромосом ведет к снижению агрессивности. Сравнение женщин и мужчин с различным числом Х-хромосом (ХО, XX и XXX; ХУ, XXV) не привело к определенным выводам. Одно из направлений дальнейших исследований роли Х-хромосом в изменениях уровня агрессивности связано с изучением определенного гена, расположенного в этой хромосоме.17

В рамках проблемы взаимосвязи пола и агрессивности, по-видимому, должны быть рассмотрены  не только аномалии половых хромосом, но и другие хромосомные аберрации, в частности, синдром Прадера - Вилли. Этот синдром возникает из-за отсутствия определенного участка одной из хромосом пятнадцатой пары, а именно той, которая получена от отца. (При выпадении участка пятнадцатой хромосомы, полученной от матери, имеет место другой синдром - синдром Энгедьмана.) При данном синдроме у детей отсутствуют половые различия по агрессивности, что отличает их как от детей с умственной отсталостью, вызванной другими хромосомными аномалиями, так и от здоровых. Кроме того, количество проблем, связанных с агрессивным поведением, у них несколько ниже, чем в общей группе умственно отсталых детей, и равно количеству проблем в подгруппе умственно отсталых девочек. В отличие от умственно отсталых, у лиц с синдромом Прадера - Вилли агрессивность не коррелирует с нарушениями мышления, хотя последние у них встречаются чаще.

Итак, к настоящему времени не получено убедительных доказательств  изменения уровня агрессивности  при аномалиях половых хромосом. По-видимому, повышенная агрессивность  у лиц с различными хромосомными аномалиями является во многих случаях частью общего дезадаптационного синдрома, в формирование которого существенный вклад вносят собственно психологические факторы. Некоторые дефекты наследственного аппарата, возможно, связаны с агрессивностью менее опосредствованно, и природа такой связи будет раскрыта при условии более полного понимания принципов функционирования генома.

Психогенетические данные убедительно свидетельствуют  о том, что генетические особенности  вносят существенный вклад в межиндивидуальные различия в агрессивности. При этом нельзя не согласиться с мнением, высказанным, в частности, Х.Г. Бруннером, о том, что концепция одного "гена агрессии" нереалистична. Как показывают проведенные исследования, на "склонность" к агрессии могут влиять многие гены и сложные взаимодействия между ними. Это влияние, по-видимому, опосредствовано главным образом особенностями эмоциональной реактивности и способностью контролировать свои импульсы. Тем не менее, учитывая, что генетические различая вносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению, со временем, когда индивидуальная генетическая диагностика станет доступной, генетические данные можно будет использовать для оценки индивидуальной реактивности на различные средовые воздействия, провоцирующие агрессию, а значит - и для прогноза и профилактики агрессии.

Биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда  влияет на неврогенные связи, внутренние биологические процессы в значительной степени предопределяют характер наших реакций на средовые воздействия, и правильней было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминант агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

Итак, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет тех аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном самоосознании; когда человек сосредоточен преимущественно на собственных мыслях и переживаниях - говорят о приватном самоосознании. Любой из двух указанных типов личностного самоосознания способствует снижению вероятности проявления агрессивных реакций. Аналогичным образом снижение уровня личностного самоосознания, которое может быть описано в терминах процессов дезингибиции и деиндивидуализация, способствует возникновению агрессии.

 

 

 

Глава III. Экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на проявление агрессивных состояний в супружеской диаде

3.1 Организация  и методы исследования

Цель данной главы заключается в том, чтобы  организовать и провести экспериментальное исследование влияния деструктивных супружеских отношений на проявление агрессии в супружеской паре и проверить гипотезу о том, что деструктивные супружеские отношения ведут к возникновению агрессий в супружеской паре.

Установлено, что проблемы в супружеских отношениях могут приводить к развитию агрессии[27, C.177].

Следует отметить, что феномен деструктивной деятельности практически не исследован в науке. Хотя наличие в природе человека разрушительного начала констатировалось многими исследователями, собственно этой теме посвящена лишь одна масштабная работа - книга Э. Фромма "Анатомия человеческой деструктивности".

В ходе исследования мы руководствовались следующими принципами:

Принцип детерминизма - характеризуется тем, что все  психические явления в жизни человека определены какими-то причинами. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Принцип активности - по существу, является обобщением и развитием основных представлений о механизмах организации движений. Его суть - в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Он утверждает деятельность как активный, целенаправленный процесс.

Принцип развития - предъявление испытуемым исследовательских  методик с учетом их актуальных и  потенциальных возможностей к выполнению тех или иных действий.

Информация о работе Изучение агрессии в супружеской паре