Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:04, дипломная работа
Цель работы – изучение агрессии в супружеской паре.
Задачи:
•провести теоретический анализ понятия «агрессия» в супружеских отношениях;
•изучить социальные и психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях;
•провести экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на проявление депрессивных состояний в супружеской диаде.
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ понятия «агрессия» в супружеских отношениях 7
1.1. Понятие «Агрессия». Феномен агрессивности в психологии 7
1.2. Виды и уровни супружеских отношений 14
1.3. Агрессивные состояния и проявление их в супружеских отношениях 19
Глава II. Социальные и психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях. 29
2.1. Социальные причины проявления агрессии в супружеских отношениях 29
2.2. Психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях 37
2.3. Биологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях 41
Глава III. Экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на проявление агрессивных состояний в супружеской диаде 50
3.1 Организация и методы исследования 50
3.2. Анализ и интерпретация результатов 67
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение 1 76
Приложение 2 78
Содержание
Проблема насилия в супружеских отношениях принадлежит к числу актуальных социальных проблем современного международного сообщества. О злободневности проблемы свидетельствует, в первую очередь, официальная статистика распространенности данного явления в разных странах.
По данным научных исследований, семейное насилие в той или иной форме в настоящее время имеет тенденцию к увеличению и проявляется уже сейчас в каждой четвертой семье. Вероятность стать жертвой насильственного посягательства со стороны своего брачного партнера весьма велика как для женщин, так и для мужчин.
В дипломе исследуются проблема агрессии и насилия в семье. Отмечается, что насилия становится возможным в результате совокупного воздействия целого ряда эндогенных и экзогенных факторов. Перечисляются личностные характеристики агрессора (мужа) и жертвы (жены). Излагаются многочисленные экзогенные факторы, способствующие использование насилия в супружеских отношениях.
В последние десятилетия актуальность проблемы домашнего насилия осознается и государством, и общественностью. Во многих странах:
1. активно принимаются законы, предусматривающие защиту прав жертв семейного насилия и устанавливающие ответственность за совершение активных насильственных действий в семье;
2. расширяется
сеть государственных и
3. проблема семейного насилия все чаще становится центральной темой международных, всероссийских и региональных конференций. Вместе с этим следует отметить, что отношение общества и государства к проблеме насилия в семье на различных исторических этапах было различным. Во времена Домостроя (Домострой - памятник русской средневековой культуры и литературы, «собрание наставлений в богоугождении, свод благочестивых обычаев, подробная нравственная инструкция по ведению семейного хозяйства и обращению с домочадцами многие виды жестокости в семейной сфере допускались и были фактически узаконены. Правительство не только придерживалось принципа невмешательства в семейные дела, но и наделяло мужчин широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи. Именно тогда, в XVI в., мужчина считался полноправным хозяином в доме. Мужчины должны были следовать следующим инструкциям Домостроя: «Не бей ее по лицу, иначе с ней нельзя будет появиться на людях», «Не бей ее но животу, если она беременна», «Жену лучше учить плетью, потому что это больнее, так она лучше усвоит урок». Одна из старинных свадебных традиций в России заключалась в том, что отец невесты дарил жениху плеть, которую необходимо было повесить над кроватью молодоженов. Именно в те времена возникла известная и по сей день поговорка «Бьет- значит любит».
Также в Англии муж сварливой жены имел право побить ее при условии, что палка, которую он использует, не будет толще большого пальца его руки. В США в некоторых штатах существовали законы, разрешающие мужьям применять физические наказания жены в случаях крайней необходимости .
С общим развитием
цивилизации отношение
Первым фактором открытия феномена домашнего насилия над взрослыми, в особенности над женщинами, стала нарастающая в обществе тенденция к равноправию полов в браке и работе3. В 1970-х гг. было опубликовано первое исследование о насилии в отношении жен. Именно в этом контексте стала высвечиваться проблема супружеского насилия .
Немного позднее, в начале 80-х гг., в США стал дискутироваться новый аспект данной проблемы - супружеское насилие, но уже по отношению к мужу со стороны жены. Причиной развития этого нового интереса стали результаты первого репрезентативного исследования о насилии в семье, проведенного в США, в котором выяснилось, что мужчины в одинаковой, если даже не в большей мере подвергаются насилию в семье, чем женщины5. Однако эта проблема до сих пор не освещена и не привлекает внимание общественности в таком объеме как проблема мужского насилия по отношению к женщине.
В России в годы
Советской власти институт семьи
находился под строгим
Только с 1990-х гг. начался процесс пересмотра прежней идеологии. В 1993 г. под влиянием западного женского движения появляются первые публикации, посвященные этой проблеме.
До сих пор в России не существует официальной статистики данного явления, нет четкого определения причин и факторов возникновения ситуации насилия в семьях, а также имеется ряд трудностей в разработке мер профилактики данного явления в обществе. Не последнюю роль в этом играют латентность явления и его практическая неизученность. В этой связи возникает острая необходимость теоретических и эмпирических исследований данной проблемы в России.
Таким образом, супружеское насилие является относительно новой, недостаточно разработанной областью исследования как в России, так и за рубежом.
Анализ новейшей научной (социологической, психологической, криминологической, педагогической) и публицистической литературы свидетельствует о том, что вопросы, связанные с человеческой агрессивностью и применением насилия в семье, в последние годы выдвигаются на передний план многих исследований. Так за последние 10 лет количество научных статей по этой тематике утроилось по сравнению с тремя предшествующими десятилетиями.
В отечественной науке проблема насилия в семье традиционно изучалась, в первую очередь, криминологами и юристами. В начале XX века сформировалось классическое направление в изучении феномена насилия в уголовном праве. У его истоков стояли М.И.Гернет, А.А.Пионтковский, Н.СТаганцев, П.Н.Тарновская, И.Я.Фойницкий и др. Проблему насилия они рассматривали, прежде всего, с уголовно-правовых позиций, причем насилием называли только тяжкие преступления против личности, главным образом, убийства.
Объект исследования – проявление агрессии супружеских парах.
Предмет исследования – психология супружеских пар.
Цель работы – изучение агрессии в супружеской паре.
Задачи:
Проверим гипотезу о том, что деструктивные супружеские отношения ведут к возникновению агрессий в супружеской паре.
Методологическое обоснование работы -
Для диагностики психологических особенностей личности супружеских пар нами была использована комплексная психодиагностикая методика исследования личностных качеств
Практическая значимость – исследование агрессии в семье носит важную социальную причину, поскольку за последние годы в динамике и структуре насильственных преступлений в семье наблюдается рост, в том числе убийств, которые нередко сопряжены с особой жесткостью. Отметим, что каждое четвертое умышленное убийство совершается на почве семейных отношений, а приведшие к ним конфликтные ситуации развивались длительное время и часто сопровождались противоправными либо иными антиобщественными действиями.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка изученной литературы и приложения. В введении раскрывается актуальность, значимость проблемы и излагается методология исследования.
Понятие «агрессия» происходит от латинского «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих [4, C.6].
Не случайно
до сих пор нет четкого
Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения.
В подростковой
жизни нередко встречаются
К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Согласно Басс, враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находится во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают [8, C.163].
Под агрессией,
по Э. Фромму, следует понимать любые
действия, которые причиняют или
имеют намерение причинить
Психологи, находящиеся на бихевиористических позициях, обычно говорят об агрессивном поведении, то есть об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные и всегда приносящие объекту (человеку, а в некоторых случаях и неодушевленному предмету) какой – то вред [4, C.10].
Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.
Американские исследователи агрессии пришли к выводу, что о ней нельзя судить лишь по внешнему поведению. Если один человек бьет, это еще не означает, что он действует агрессивно. Так, Дж. Каган справедливо утверждал, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается. Подобным образом Фишбах настаивал на включении мотивационных факторов в определение агрессии [2, C.82].
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.
Во – первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.
Во – вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х. Дельгаро утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [1, C.22].
В то же время
многие авторы разводят понятия агрессии
как специфической формы
У всех без исключения эта реакция проявится, если затронуть жизненно важные интересы каждого, будь то сама жизнь, или весь комплекс ценностей, без которого наша жизнь немыслима, как без воздуха. Такого рода агрессия не ведет к разрушению, она лишь выполняет роль сторожа наших интересов. Можно ее даже назвать “доброкачественной агрессией”[5, C.76].