Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:04, дипломная работа
Цель работы – изучение агрессии в супружеской паре.
Задачи:
•провести теоретический анализ понятия «агрессия» в супружеских отношениях;
•изучить социальные и психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях;
•провести экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на проявление депрессивных состояний в супружеской диаде.
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ понятия «агрессия» в супружеских отношениях 7
1.1. Понятие «Агрессия». Феномен агрессивности в психологии 7
1.2. Виды и уровни супружеских отношений 14
1.3. Агрессивные состояния и проявление их в супружеских отношениях 19
Глава II. Социальные и психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях. 29
2.1. Социальные причины проявления агрессии в супружеских отношениях 29
2.2. Психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях 37
2.3. Биологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях 41
Глава III. Экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на проявление агрессивных состояний в супружеской диаде 50
3.1 Организация и методы исследования 50
3.2. Анализ и интерпретация результатов 67
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение 1 76
Приложение 2 78
Изучение конфликтов в супружеских парах позволило авторам методики выделить 8 сфер, в которых чаще всего происходят столкновения:
1. Проблемы отношений с родственниками и друзьями.
2. Вопросы, связанные с воспитанием детей.
3. Проявление стремления к автономии.
4. Нарушение ролевых ожиданий.
5. Рассогласование норм поведения.
6. Проявление
доминирования одним из
7. Проявление ревности.
8. Расхождения в отношении к деньгам.
Все ситуации по данным основаниям группируются в восемь блоков следующим образом:
Номера блока Номера состояний
1 1, 5, 8, 20
2 4, 11, 16, 23
3 6, 18, 21, 22
4 2, 12, 27, 29
5 3, 26, 28, 30
6 9, 25, 31, 32
7 13, 14, 17, 24
8 7, 10, 15, 19
Кроме
того, ситуации могут быть разделены
на две группы по основаниям "виновного
в конфликте". Слово "вина" берется
в кавычки, так как речь идет не
о реальной виновности (которую
часто вообще трудно выявить), а о поводе
к ссоре. В ситуациях №: 4, 5,9,10,11,13,14,17,18,19,22,
Результаты исследований получают путем расчета общего индекса (среднее арифметическое по каждому блоку).
Значения индексов меняются от -2 до 2. Отрицательное значение индекса говорит о негативной реакции респондента в конфликтных ситуациях, положительные - о позитивных реакциях. Значения, близкие к 1 (или к -1) подчеркивают пассивный характер поведения при семейных недоразумениях, а близкие к 2 (или к -2) об активной позиции в данной ситуации.
Полученные результаты дают возможность говорить и об общем уровне конфликтности в паре. Чем ближе значения общего индекса к -2, тем более конфликтный характер носит взаимодействие супругов.
Тест супружеских отношений.
Инструкция: выберите одно из следующих утверждений.
1. Есть ли у Вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений:
а) да - 1 очко;
б) нет, такой необходимости нет - 0;
в) такое выяснение отношений бесполезно - 2.
2. Когда Вы
хотите задать какой-то
а) да - 0 очков;
б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка- 1;
в) об этом не может идти речи - 2.
3. Считаете ли Вы, что Ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?
а) да - 1 очко;
б) не имею представления - 2;
в) я в курсе всех его проблем - 0.
4. Можете ли Вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?
а) да - 1 очко;
б) не всегда, нужно выждать подходящий момент - 1;
в) в большинстве случаев нет, потому что у него нет времени - 2.
5. Когда Вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы Ваши формулировки были точными?
а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова - 1 очко;
б) нет, мы говорим прямо то, что думаем - 2;
в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому-0.
6. Когда Вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у Вас такого чувства, что Вы тем самым обременяете его?
а) да, так часто бывает - 2 очка;
б) он просто не вникает в мои проблемы - 1;
в) он всегда проявляет участие - 0.
7. Принимает
ли кто-то из Вас важное
а) случается и так - 2 очка;
б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой - 1;
в) мы решаем и обсуждаем все вместе - 0.
8. Не задумывались
ли Вы над тем, что
а) иногда это случается - 1 очко;
б) нет, проблемы я обсуждаю со своим супругом - 0;
в) друзья меня лучше понимают - 2.
9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, Вы думаете о чем-то другом?
а) бывает и так - 2 очка;
б) нет, я слушаю внимательно - 0;
в) если чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредоточить свое внимание - 1.
10. В разговоре Вы пытаетесь прежде всего высказаться сами?
а) непременно - 2 очка;
б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует - 0;
в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами-1.
А теперь оба супруга должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны.
От 0 до 10 очков: в Вашей семье принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома вас понимают лучше.
От 11 до 29: нельзя сказать, что в Вашей семье совершенно не делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых Вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых Вы не говорите, и Вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал.
После проведения исследования.
По методике Теста-опросника удовлетворенности браком (ОУБ), к следующим результатам:
Таблица 3.2. Оценка результатов теста ОУБ
Супружеская пара |
Жена |
Муж |
Средний показатель |
№1 |
35 |
40 |
37,5 |
№2 |
31 |
33 |
32 |
№3 |
30 |
33 |
31,5 |
№4 |
38 |
37 |
37,5 |
№5 |
39 |
30 |
34,5 |
№6 |
27 |
38 |
32,5 |
№7 |
37 |
31 |
34 |
№8 |
43 |
44 |
43,5 |
№9 |
45 |
44 |
44,5 |
№10 |
45 |
40 |
42,5 |
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что пары № 2, 3, 6 -скорее благополучные, №1, 4, 5, 7 – благополучные, № 8, 9, 10 - абсолютно благополучные.
Наглядно данные результаты мы можем представить виде диаграммы (рис.1).
Рис. 1. Оценка результатов теста ОУБ
По методике «Характер взаимодействия супругов в конфлитных ситуациях» мы получили следующие результаты, которые приведены в таблице 3.3.:
Таблица 3.3. Оценка по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Супружеская пара |
Жена |
Муж |
№1 |
-2 |
0 |
№2 |
2 |
1 |
№3 |
0 |
1 |
№4 |
1 |
-1 |
№5 |
2 |
0 |
№6 |
-2 |
-1 |
№7 |
-1 |
1 |
№8 |
2 |
2 |
№9 |
-1 |
-1 |
№10 |
2 |
-1 |
Наглядно данные результаты мы можем представить виде диаграммы (рис.2).
Рис.2. Оценка по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
По тесту супружеских отношений получены следующие результаты:
Таблица 3.4 Тест супружеских отношений
Супружеская пара |
Жена |
Муж |
Средний показатель |
№1 |
9 |
11 |
10 |
№2 |
19 |
20 |
19,5 |
№3 |
25 |
20 |
22,5 |
№4 |
7 |
9 |
8 |
№5 |
17 |
25 |
21 |
№6 |
21 |
13 |
17 |
№7 |
26 |
25 |
25,5 |
№8 |
25 |
27 |
26 |
№9 |
28 |
21 |
24,5 |
№10 |
26 |
25 |
25,5 |
Итак, у пары № 1 и 8 в семье принято рассказывать о своих проблемах. Что касается всех остальных супружеских пар, то здесь существуют вопросы, о которых супруги не говорят, оба не решаются обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал
Рис.2. Оценка по методике теста супружеских отношений
В сфере межличностных конфликтов прослеживается прямая зависимость от самооценки участников. В супружеских парах возникает конфликт:
Для математической
обработки полученных данных нами был
использован корреляционный анализ,
который представлен в
Программа коррекции семейных отношений представлена в приложении 6.
Таким образом,
проведя данное исследование мы можем
сделать вывод о том, что в
парах, где существуют деструктивные
супружеские отношения
В ходе выполнения данной дипломной работы мы пришли к следующим выводам:
Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.
Исследование семьи, ее места и роли в жизни индивида и общества, важно по следующим причинам:
Характер такого
сложного человеческого и социального
явления, как семья, определяется не
только внутрисемейными отношениями,
но и общественно-экономическими, историческими,
национальными и другими
Существующая
нестабильность брачных уз обусловлена
нестабильностью семьи как
Деструктивные отношения в семье приводят к развитию агрессий в супружеской диаде. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Глубокие социальные изменения, происходящие в мире, заставляют по-новому взглянуть на ряд феноменов, исследованию которых ранее уделялось недостаточно внимания. Один из них - деструктивная деятельность человека. Никакие моральные, религиозные, правовые нормы не в состоянии предотвратить деструкцию. Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу - и природная среда, и простейшие предметы подвергаются бессмысленному разрушению.