Изучение агрессии в супружеской паре

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение агрессии в супружеской паре.
Задачи:
•провести теоретический анализ понятия «агрессия» в супружеских отношениях;
•изучить социальные и психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях;
•провести экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на проявление депрессивных состояний в супружеской диаде.

Оглавление

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ понятия «агрессия» в супружеских отношениях 7
1.1. Понятие «Агрессия». Феномен агрессивности в психологии 7
1.2. Виды и уровни супружеских отношений 14
1.3. Агрессивные состояния и проявление их в супружеских отношениях 19
Глава II. Социальные и психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях. 29
2.1. Социальные причины проявления агрессии в супружеских отношениях 29
2.2. Психологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях 37
2.3. Биологические причины проявления агрессии в супружеских отношениях 41
Глава III. Экспериментальные исследования влияния деструктивных супружеских отношений на проявление агрессивных состояний в супружеской диаде 50
3.1 Организация и методы исследования 50
3.2. Анализ и интерпретация результатов 67
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение 1 76
Приложение 2 78

Файлы: 1 файл

diplom_psiholog.doc

— 475.00 Кб (Скачать)

В. Сатир выделила следующие этапы, которые проходит каждый член семейного коллектива по мере роста[28, C.44]:

  1. Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.
  2. Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.
  3. Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, а это в свою очередь требует адаптации, как со стороны детей, так и со стороны родителей.
  4. Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.
  5. Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.
  6. Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестка или зять.
  7. Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.
  8. Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.
  9. Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками.
  10. Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Все эти этапы  сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного  периода и последующего перераспределения  всех сил. Когда же три или четыре кризиса проходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. В.Сатир считает, что это наиболее естественные кризисы, которые переживаемые большинством людей.

Возможно выделение  определенных этапов развития семьи  по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. Приобретение опыта общения с другим полом, выбор партнера, приобретение опыта эмоционального и делового общения, частичная психологическая и материальная независимость от генетической семьи.

Брак. Принятие на себя супружеских социальных ролей.

Этап «медового  месяца». Установление психологической  и пространственной дистанции с  генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении  вопросов организации быта, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Решение о продолжении рода, рождение ребенка, возвращение на работу супруги, начало посещения ребенком детского сада.

Зрелая семья. Создание новой структуры отношений, возможно пополнение ее новым членом, новой личностью, соответственно изменяются и роли родителей.

Семья людей  старшего возраста. Возобновление супружеских  отношений, но с новым содержанием  семейных функций.

В современной  отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая  выделяет пять стадий жизненного цикла  семьи:

  • зарождение семьи до рождения ребенка;
  • рождение и воспитание детей;
  • окончание выполнения семьей воспитательных функций;
  • дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;
  • супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Однако приведенные периодизации имеют отличительные особенности, к которым для российской семьи можно отнести:

  • отсутствие сепарации и сегрегации в детско-родительских отношениях;
  • почти неизбежный феномен группового давления на нового члена семьи (отношения к новому члену семьи по принципу «свой» и «чужой»)
  • потенциальная возможность перерастания межличностного конфликта в межгрупповой (межсемейный).

Таким образом, можно сказать, что в определенные периоды изменения цикла жизни  семьи появляется тенденция к  кризисам и конфликтам.

1.3. Агрессивные  состояния и проявление их  в супружеских отношениях

Существует  множество современных определений  и толкований конфликта [12, C.101]:

КОНФЛИКТ - (от лат. «conflictus» - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1/ либо противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу; 2/ либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3/ либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Субъектами  конфликта, в зависимости от его  уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты.

Для анализа  конфликта, его динамики важно различать субъекта, который инициирует конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем это не всегда один и тот же субъект. Зачастую тот, кто спровоцировал конфронтацию, оказывается не ведущим, а ведомым.

Поведение и  действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращение их в мотивацию активности.

Предметом конфликта может быть материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей. В конфликте наряду с реальным предметом может фигурировать мнимый, так сказать «квази – предмет». Действительный предмет часто скрывается продолжительное время.

Мир устроен  противоречиво, семья не является исключением. В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению  структуры, и силы распада, толкающие  к изменениям. Равновесие существует и в том случае, если сплочения преобладают над силами распада.

Одним из самых  распространенных подходов к анализу  причин межличностных конфликтов, в  частности супружеских, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает вследствие неудовлетворенности определенных потребностей у одного из супругов или у обоих.

Такого подхода  придерживается отечественный исследователь  В.А. Сысенко. «Как известно, - пишет  он, - брак заключается для взаимного  удовлетворения самых разнообразных  потребностей. Частичное или полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушающим устойчивость брака».

В.А. Сысенко  выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей [9, C.213].

1. Конфликты,  размолвки, возникающие на основе  неудовлетворенной потребности  в ценности и значимости своего  «Я», нарушения чувства достоинства  со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного  отношения. Обиды, оскорбления необоснованная критика.

2. Конфликты,  размолвки, психические напряжения  на базе неудовлетворенных сексуальных  потребностей одного или обоих  супругов. Они могут иметь различную  основу: пониженная сексуальность  одного из супругов, несовпадение  циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильное хроническое физическое и нервное переутомление одного из супругов и т.п.

3. Психическое  напряжение, депрессии, конфликты,  ссоры, имеющие своим источником  неудовлетворенность, потребности  одного или обоих супругов  в положительных эмоциях; отсутствие  ласки, заботы, внимания и понимания.  Психологическое отчуждение супругов.

4. Конфликты,  ссоры, размолвки на почве пристрастия  одного из супругов к спиртным  напиткам, азартным играм и другим  гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и  неэффективным, а порой и бесполезным  затратам денежных средств семьи.

5.Финансовые разногласия, возникающие на почве преувеличения потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6.Конфликты,  ссоры, размолвки на основе  удовлетворения потребности супругов в питании, одежде, благоустройстве домашнего очага, а так же затрат на личные нужды каждого из супругов.

7.Конфликты  на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации  и сотрудничестве, а так же  связанные с разделением труда  в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

8. Конфликты,  размолвки на почве разных  потребностей и интересов в  проведении отдыха, досуга, различных  хобби.

Использование термина «потребность» в создании теории супружеских конфликтов В.А. Сысенко целесообразно, так как и в общей психологии, и психологии личности, именно потребности лежат в основе мотивов поведения и интересов. Удовлетворение или неудовлетворение потребностей способствует накоплению положительных или отрицательных эмоций, а так же приводит к таким понятиям, как «стресс» и «фрустрация», которые интенсивно изучаются медицинской психологией. Именно неудовлетворенность потребностей, приводящая к частым неурядицам, ссорам и конфликтам, может стать источником различных видов неврозов и депрессивных состояний у одного или обоих супругов.

Э.Г. Эйдемиллер видит одну из основных причин взаимного  непонимания супругов в нарушении  межличностной коммуникации. Именно « различные признаки отсутствия взаимопонимания в семье: споры, ссоры, разногласия – считались отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи».

В своей практике семейной психотерапии Э.Г. Эйдемиллер опирается на исследование коммуникационного  канала, одного из источников влияющих на жизнедеятельность семьи и  психическую травматизацию личности. В ходе взаимного общения в семье могут происходить самые различные явления, не слишком заметные «невооруженным глазом», но ухудшающие процесс коммуникации и, влияющие на взаимопонимание. Условно их можно обозначить следующим образом: а/ установление контроля над процессом информации и информированности друг друга; б/ злоупотребление коммуникационным процессом для решения своих скрытых целей; в рассогласованность вербальных и невербальных средств коммуникации (жест не соответствует фразе). Однако в основе межличностного общения, намерения вступать в коммуникацию так же лежит удовлетворение потребности[15, C.76].

Одной из форм конфликта  является ссора. Ссора представляет собой конфликт самооценок: участники  ссоры стремятся поддержать самомнение и собственную репутацию ценой снижения самомнения и репутации «противника». Начало супружеской ссоры в быту – «переход на личности»; ссора всегда включает личные обвинения.

В некоторых  семьях ссоры могут вспыхнуть  в любую минуту, там не муж и  жена действуют, а две персоны с обостренным чувством собственного достоинства, с преувеличенным самомнением, болезненным самолюбием. Вследствие этого взаимоотношения накаляются, высокий уровень персонификации как бы подогревает их, выступает катализатором. В таких случаях различные обыденные явления воспринимаются супругами или одним из них на уровне Я, оцениваются сквозь «призму» ценностей, жизненных принципов и привычек. Далеко не всегда это уместно, особенно когда мы сталкиваемся с «мелочами», непреднамеренно нанесенными нам обидами, ошибками партнера.

Вознесение  своего «Я», своей персоны способствует быстрому и легкому преобразованию хороших качеств личности супругов, с которыми они вступили в брак, в плохие или даже такие, которые  несовместимы в совместной жизни.

Одним из проявления высокой степени самомнения является психологическая эксплуатация брачного партнера, которая проявляется в  виде самоутверждения и самореализации одного из супругов за счет другого. Происходит это либо неосознанно, либо целенаправленно.

Психологическая эксплуатация проявляется в виде демонстрации партнеру своих негативных черт характера, отрицательных эмоций и плохих привычек, в посягательстве на его духовный мир, стремлении все  у него выведать, узнать все о  нем, подчинить себе. Часто это проявляется в разрядке на членах семьи своих негативных эмоций, агрессии, которая появилась вне дома. Психологическая эксплуатация одного из супругов заключается так же в перекладывании на него ответственных решений и действий.

Некоторые пытаются вызвать к себе сочувствие в тот момент, когда партнер сам нуждается в поддержке и утешении.

Психологическая эксплуатация проявляется в том, что многие люди склонны проигрывать  модели своего поведения на других, вовлекая близких в свои проблемы и переживания, требуя соглашательства и одобрения собственных действий.

Механизм большинства  семейных ссор – «укоренение в  прошлое».

Один из участников беседы делает агрессивный выпад  в адрес другого. Это – агрессор. Агрессор начинает маскировать (от другого  и самого себя) свою ответственность за начало ссоры тем, что тут же разворачивает перед партнером картину таких его поступков в прошлом, которые позволяют расценить враждебный выпад сегодня лишь как ответную реакцию на то, что было в прошлом.

Информация о работе Изучение агрессии в супружеской паре