Исследование особенностей эмоционального состояния подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели: раскрыть теоретические аспекты эмоционального состояния подростков с девиантным поведением и определить способы организации работы.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в психологической науке.
2. Выявить особенности развития эмоционального состояния подростков
девиантным поведением.
3. Определить организацию и методы исследования по формированию
эмоционального состояния подростков с девиантным поведением на примере школы-интерната VIII вида с. Ивановка.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
1.1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в
психологической науке 5
1.2. Развитие эмоций в подростковом возрасте 12
1.3. Влияние акцентуации характера на эмоциональное
состояние подростков 17
2. Исследование особенностей эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
2.1. Организация и методы исследования в школе-интернате VIII
вида с. Ивановка 25
2.2. Анализ и интерпретация методов исследования 28
Заключение 32
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.68 Кб (Скачать)

  К родственникам такие подростки сохраняют детскую привязанность, подчиняются их опеке. В семье упреки и наказания вызывают обычно не протест, а угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жестокостью. Они не отгораживаются от подростковой среды, но предпочитают близкого друга большой компании. Им свойственны романтические влюбленности. Однако свои чувства подростки и старшеклассники или скрывают, или выражают так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности.

     При этой акцентуации нехарактерны ни алкоголизация, ни любое другое токсиманическое  поведение, ни делинквентность. Если сензитивный  подросток проявил по отношению  к кому-то грубую агрессию, эту отчаянную  реакцию нельзя расценивать как хулиганство: ее наверняка вызвала целая серия глубоких обид. Прогулы или отказ ходить в школу тоже всегда бывают вызваны тяжелой для подростка ситуацией в классе – насмешками сверстников, «изводящих» его, или несправедливыми оценками кого-то из учителей.

     Черты шизоидного типа проявляются раньше, чем особенности всех других характеров. С детства ребенок обращает на себя внимание холодностью, избеганием сверстников, играми в одиночестве. С наступлением полового созревания с особенной яркостью выступают  такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или  нежелание устанавливать эмоциональные  контакты.

     Внутренний  мир подростков богат только при  высоком интеллекте, но в любом  случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрывается от посторонних. Как правило, духовное одиночество  не тяготит их, но чаще они страдают от отсутствия друга, неумения общаться со сверстниками. Их неспособность  к общению связана с недостатком интуиции («Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут») и отсутствием сопереживания другим. Недоступность внутреннего мира, в который погружены подростки, и их сдержанность в проявлении чувств делают многие их поступки неожиданными и непонятными для окружающих [22].

     Алкоголизация среди шизоидных подростков встречается  редко, так как опьянение не вызывает у них подъема настроения. Иногда принимаются небольшие дозы спиртных напитков, чтобы «побороть застенчивость», «свободно чувствовать себя в школе». Наиболее острая проблема – использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными.

     Как уже говорилось, ни один из типов  акцентуации характера не является симптомом болезненных расстройств. Смысл выявления акцентуации  состоит в том, что позволяет  заранее предсказать, в каких  ситуациях у подростка возможен психологический срыв.

     Трудновоспитуемость или микросоциальная запущенность также характеризуется стойким  изменением поведения. К микросоциально-педагогической запущенности могут привести различные  причины. Среди них большое место  занимает воспитание ребенка в семьях примитивных родителей, в условиях эмоционального отвержения ребенка, в  конфликтных семьях, воспитание в  чужой семье, там, где создаются  условия безнадзорности. Поведение  педагогически запущенного ребенка  изменчиво и находится в тесной зависимости от среды и ситуации. Поведение формируется в силу неправильного педагогического  подхода взрослых, несправедливого  порицания и приводит к образованию  различных реакций протеста, имитации. В основе микросоциальной запущенности лежит социальная незрелость личности. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллектуальных интересов, потребность в труде, недостаточность чувства долга, ответственности, искаженное понимание нравственности ведут к отклонениям в поведении, отказу от посещения школы, нежеланию учиться, пренебрежению обязанностями. Педагогически запущенный ребенок проявляет симпатии к избранным, чаще всего сверстникам, и в тоже время может быть груб, циничен, агрессивен со взрослыми. Не характерны для трудновоспитуемых подростков соматовегетативные расстройства, астенические истерические, аффективные колебания настроения.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ   

                     ПОДРОСКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

2.1 Организация и методы исследования в школе-интернате VIII вида

                                                      с. Ивановка 

     Исследовательская часть работы проводилась на базе общеобразовательной коррекционной (специальной) школы-интернат №9 села Ивановка, где обучаются дети с девиантным поведением.

     Школа работает по программе воспитания и развития «Воспитать человека», по которой учитываются все направления деятельности для комплексного развития личности ребенка и коллектива. Основная цель ее – коррекция девиантного поведения воспитанников, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника.

     В исследовании участвовало 30 детей: 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 15 - 17 лет. Все дети из полных семей, посещают школу. Важно отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) состоят на учете по делам несовершеннолетних. Поэтому данный контингент опрашиваемых относится к подросткам отклоняющегося поведения.

  По выявлению индивидуальных особенностей воспитанников школы-интерната использованы следующие методики, позволяющие выявить трудности в эмоциональном развитии детей и предрасположенность к девиантным проявлениям в их поведении.

     «Самооценка тревожности, фрустированности и агрессивности».

     По  всем трем оцениваемым свойствам  личности инструкция предлагает поставить  против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько  точно эти суждения характеризуют  состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству — 80. (Приложение А)

     Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности и агрессивности.

     Фрустрированность как форма проявления подверженности психологическому стрессу есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает отрицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до личностной.

     Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

     Это осознание предполагает перестройку  мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

     При интерпретации показателей использовались следующие оценки:  до 30 баллов –  низкий показатель; 31 – 45 – умеренный показатель; 46 и более баллов – высокий.  

     «Диагностика  состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки).

     В исследовании нас интересовала мотивационная  агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Опросник Басса – Дарка позволяет  определить уровень таких деструктивных тенденций, что дает возможность с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявление открытой мотивационной агрессии.  А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия, раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины.

     Опросник  состоит из 75 утверждений, на которые  испытуемый отвечает «да» или «нет» (Приложение Б).

     В предложенных шкалах: физическая агрессия – использование физической силы против     другого лица; косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);  негативизм  - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;     подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;  вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);      чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, ощущаемые им угрызения совести.

     Физическая  агрессия, косвенная агрессия, раздражение  и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность –  индекс враждебности; враждебность –  общая негативная, недоверчивая позиция  по отношению к окружающим; агрессия – активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

     Нормой  агрессивности является величина ее суммарного индекса, равная 21 +/- 4 баллов.

     Нормой  враждебности – 7 +/- 3 баллов.

              2.2 Анализ и интерпритация методов исследования 

 

     « Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности».

     Полученные  данные по этой методике отражены в таблице 1.

Таблица 1.  

  № п/п Тревожность Фрустрированность Агрессивность
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
1 35 43 24 35 74 46
2 42 65 37 26 35 42
3 26 34 35 26 27 74
4 39 20 48 49 47 78
5 31 45 26 36 57 28
6 44 76 87 59 35 21
7 28 73 65 53 22 53
8 32 39 38 37 27 73
9 50 41 48 35 31 36
10 48 27 36 26 46 48
11 30 37 63 72 28 27
12 79 58 27 20 38 37
13 39 54 37 48 43 58
14 24 37 47 25 25 36
15 67 30 48 36 40 52

Информация о работе Исследование особенностей эмоционального состояния подростков с девиантным поведением