Исследование особенностей эмоционального состояния подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели: раскрыть теоретические аспекты эмоционального состояния подростков с девиантным поведением и определить способы организации работы.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в психологической науке.
2. Выявить особенности развития эмоционального состояния подростков
девиантным поведением.
3. Определить организацию и методы исследования по формированию
эмоционального состояния подростков с девиантным поведением на примере школы-интерната VIII вида с. Ивановка.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
1.1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в
психологической науке 5
1.2. Развитие эмоций в подростковом возрасте 12
1.3. Влияние акцентуации характера на эмоциональное
состояние подростков 17
2. Исследование особенностей эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
2.1. Организация и методы исследования в школе-интернате VIII
вида с. Ивановка 25
2.2. Анализ и интерпретация методов исследования 28
Заключение 32
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.68 Кб (Скачать)
 

 

     Как видно из таблицы 1 у большинства  подростков имеет место быть тот  или иной завышенный показатель. В  целом по группам можно констатировать, что мальчики более тревожны и  агрессивны, чем девочки, а девочки  более фрустрированны, чем мальчики.

     Высокий показатель тревожности у 4 девочек  и 5 мальчиков; фрустированности у 7 девочек  и 5 мальчиков; агрессивности у 4 девочек  и 8 мальчиков.

     «Диагностика  состояния агрессии» (опросник Басса  – Дарки).

     Полученные  показатели по суммарным индексам отображены в таблице 2.

Таблица 2  

№п/п Агрессивные реакции Враждебность  Негативизм  Чувство вины
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
1 24 21 9 8 2 3 5 6
2 26 17 10 10 2 3 7 6
3 21 19 8 14 3 2 6 7
4 23 20 15 10 2 2 6 8
5 17 19 11 13 2 3 6 8
6 19 26 9 12 3 2 5 8
7 26 23 12 8 3 2 8 8
8 28 25 14 10 3 2 8 6
9 18 18 14 15 2 3 6 7
10 25 26 12 9 2 3 7 7
11 20 28 9 13 3 2 5 8
12 19 24 15 11 2 3 6 7
13 29 18 10 12 3 3 8 6
14 21 17 11 15 2 2 8 8
15 23 27 9 9 3 2 6 8
 

     Как видно из приведенных данных и  в группе девочек, и в группе мальчиков  одинаково завышены все измеряемые факторы. Единственное различие среди  групп – у девочек чувство  вины чуть ниже, чем у мальчиков.

     Здесь в основном нас интересовали такие шкалы как «негативизм», «враждебность», «раздражение», «подозрительность», «чувство вины», т.е. те аспекты, которые могут сыграть свою роль в возникновении агрессии и которые могут явиться деструктивными тенденциями эмоционального развития личности подростка.

     Результаты  диагностической программы  позволили  выделить проблемы в  эмоционально-волевой сфере. К сожалению, как и во многих школах-интернатах, основные трудности личности воспитанников наблюдаются в эмоционально-волевой сфере: это неуверенность в себе, неадекватная самооценка, повышенная тревожность (в основном межличностная), неготовность преодолевать трудности, выраженное чувство враждебности и агрессивности.

     Итак, в ходе проведенного исследования мы получили следующие результаты: подросткам свойственно чаще испытывать негативные эмоции: раздражение, обиду и т.п. Основной причиной возникновения негативных переживаний у подростков вызывают взаимоотношения с окружающими, в частности со сверстниками и родителями.

     По  результатам диагностической работы с экспериментальными классами Психологическая служба начала  психокоррекционную работу (индивидуальные и групповые занятия), направленную на развитие чувства уверенности в себе, повышение самооценки  воспитанников школы-интерната, так как это основа для снижения уровня тревожности и подавленного состояния у ребят.

     Выделены  критерии оценки успешного прохождения  программы: осознание своей индивидуальности; формирование самовосприятия и самопонимания; развитие коммуникативных навыков.

     По  итогам прохождения тренинговой  программы с участниками экспериментальных  классов будет проведена «срезовая» диагностика для мониторинга психосоциального развития подростков с девиантным поведением.

     Исходя  из полученных данных исследования мы считаем необходимым направить  социально-психологический практикум  на решение таких задач:

1. Помочь подростку лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны; развивать потребность в познании себя и окружающих.

2. Создать условия для осознания своих проблем, а также научить вырабатывать собственную позицию и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли.

3. Обучить способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, разрешения межличностных конфликтов.

4. Способствовать преодолению неуверенности в себе, развивать навыки уверенного поведения.

5. Развивать навыки эффективного общения в различных жизненных (в том числе кризисных) ситуациях (со сверстниками, учителями, родителями и с другими людьми);

6. Развивать рефлексивно-оценочные способности подростков, направленные на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

7. Развивать эмоционально-волевую сферу.

                                                       
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Окончательное развитие эмоционально - волевой сферы происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания.

     В процессе исследования были выделены особенности формирования эмоциональной сферы. Главным фактором становления личности является чувство взрослости, как центральное новообразование подростничества. На основе, которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа. Физиологически обусловленная повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность и осуществление контроля над этими состояниями приводит к заметному развитию эмоциональных качеств. Успешное протекание ведущей деятельности подросткового возраста: интимно-личностное общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность на основе этого общения, вызывает потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

     Экспериментальное изучение особенностей развития эмоций, организованное в школе-интернате VIII вида с. Ивановка, позволило выявить следующие особенности эмоциональной сферы подростков:

     У исследуемых подростков повышенная возбудимость эмоционального состояния. Это говорит о том, что эмоциональное  становление личности протекает  естественным образом. Также естественным образом формируются отношения  подростков с окружением и с самим  собой. Выявлено, что на этой стадии развития эмоции нуждаются в специальном формировании. Поэтому педагоги и родители должны уделять особое внимание процессу воспитания подростков.

     Необходимо  создавать следующие условия: организация  общественно-полезной деятельности подростков, организация межличностного общения  подростков, признание со стороны взрослых. Также необходима работа с родителями, чтобы процесс воспитания происходил не только в школе, но и дома.

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      
 
 
 
 
 
 
 

                                        Библиографический список 

  1. Астапов В. М. Тревожность у детей. - М.: Просвещение, 2001. – 240с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. -        Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 352с.
  3. Башкирова Ю.С. Эмоциональные сферы // Школьный психолог. – 2004. - №24. – 24с.
  4. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей.- СПб.: Питер, 2006. – 199с.
  5. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально - нравственного развития. – СПБ..: 2002. – 240с.
  6. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 331с.
  7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 188с.
  8. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М.: Просвещение, 2004. – 304с.
  9. Изард К.Е. Психология эмоций / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. – 464с.
  10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. – 208с.
  11. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1998. – 129с.
  12. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления: кн. для педагогов, психологов, родителей. - СПб.: Питер, 2006. – 404с.
  13. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1995. – 366с.
  14. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. - СПб.; Питер, 2001. – 164с.
  15. Колесов Д.П. Современный подросток. Взросление и пол: Учеб. пособие. -  М.: МПСИ Флинта, 2003. – 220с.
  16. Краткий словарь современных понятий и терминов. – М.: Академия, 2000. – 454с.
  17. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков.- СПб.: Питер, 2004. – 256с.
  18. Личко А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. – Л.: 1993. – 242с.
  19. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004. – 277с.
  20. Курпас Л.А. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог. – 2011. - №11. – 47с.
  21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Москва-Воронеж, Академия,  2000. – 367с.
  22. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана.- СПб.:     Питер, 2003. – 409с.
  23. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие для     вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 159с.
  24. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 298с.
  25. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Педагогика, 2004. – 175с.

Информация о работе Исследование особенностей эмоционального состояния подростков с девиантным поведением