Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа
Цели: раскрыть теоретические аспекты эмоционального состояния подростков с девиантным поведением и определить способы организации работы.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в психологической науке.
2. Выявить особенности развития эмоционального состояния подростков
девиантным поведением.
3. Определить организацию и методы исследования по формированию
эмоционального состояния подростков с девиантным поведением на примере школы-интерната VIII вида с. Ивановка.
Введение
1. Теоретические основы изучения эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
1.1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в
психологической науке 5
1.2. Развитие эмоций в подростковом возрасте 12
1.3. Влияние акцентуации характера на эмоциональное
состояние подростков 17
2. Исследование особенностей эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
2.1. Организация и методы исследования в школе-интернате VIII
вида с. Ивановка 25
2.2. Анализ и интерпретация методов исследования 28
Заключение 32
Библиографический список 34
Введение
1. Теоретические основы изучения эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
1.1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в
психологической науке
1.2. Развитие эмоций в подростковом возрасте
1.3. Влияние акцентуации характера на эмоциональное
состояние подростков
2. Исследование особенностей эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
2.1. Организация и методы исследования в школе-интернате VIII
вида с. Ивановка
2.2. Анализ и интерпретация методов исследования
Заключение
Библиографический
список
Приложение А. Самооценка тревожности, фрустированности и
агрессивности
Приложение Б. Диагностика состояния агрессии (опросник
Басса – Дарки)
Введение
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей, и конечно же эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение.
Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.
Эмоциональные
нарушения, возникающие в этот период,
имеют далеко идущие последствия. Многие
исследователи связывают
Данная проблема достаточно полно отражена в работах отечественных, зарубежных авторов таких как: Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Ильин Е.П.,. Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др.
Исследуя теоретический аспект проблемы, мы определили:
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет: особенности развития эмоционального состояния подростков с девиантным поведением.
Цели: раскрыть теоретические аспекты эмоционального состояния подростков с девиантным поведением и определить способы организации работы.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в психологической науке.
2. Выявить особенности развития эмоционального состояния подростков
девиантным поведением.
3. Определить организацию и методы исследования по формированию
эмоционального состояния подростков с девиантным поведением на примере школы-интерната VIII вида с. Ивановка.
В исследовании были использованы методы: опрос, наблюдение, самооценка.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В введении рассмотрели актуальность данной темы, определили предмет, объект, поставили цель, задачи, перечислили методы исследования.
В теоретическом исследовании мы рассмотрели важность формирования эмоционального состояния подростков с девиантным поведением.
В практической части подобраны методики изучения эмоционального состояния подростков с девиантным поведением.
В
заключении подведены итоги теоретических
и экспериментальных
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Исследование эмоций и эмоционального состояния в
психологической науке
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [8].
К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека.
Интенсивность проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте в первую очередь связана со степенью зависимости подростка от группы сверстников, так как именно в этот возрастной период авторитет взрослого уступает место группе. Для формирования делинквентного (противоправного) поведения также существенную роль играет возрастной фактор. В подростковом возрасте делинквентные проявления становятся осознанными и произвольными. Хулиганства и мелкие кражи могут перерасти в серьезные мошенничества и нападения на людей.
Психологические
трудности в жизнедеятельности
девиантных подростков ассоциируются
с опытом открытого проявления агрессии.
Агрессивных подростков волнует
проблема взаимоотношений, они постоянно
чувствуют потребность в
Подростки
с отклоняющимся поведением часто
обнаруживают целый ряд свойств,
свидетельствующих о
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [16].
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление [17].
Данный
факт не только убедительно доказывает
врожденный характер основных эмоций
и их экспрессии на лице, но и наличие
генотипически обусловленной
Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относиться к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений [10].
Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.
Эмоциональная
жизнь человека наполнена многообразным
содержанием: эмоции выражают оценочное
отношение к отдельным
Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках (к ним относится знак - положительный/отрицательный - и модальность - удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.д.), в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и др. - и их внешнего выражения (эмоциональной экспрессии) - в мимике, речи, пантомимике [24].
Важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания.
Часть
эмоционально-экспрессивных
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влиянием таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность - тогда идет речь об астенических эмоциях [1].
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.