Исследование особенностей эмоционального состояния подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели: раскрыть теоретические аспекты эмоционального состояния подростков с девиантным поведением и определить способы организации работы.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в психологической науке.
2. Выявить особенности развития эмоционального состояния подростков
девиантным поведением.
3. Определить организацию и методы исследования по формированию
эмоционального состояния подростков с девиантным поведением на примере школы-интерната VIII вида с. Ивановка.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
1.1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в
психологической науке 5
1.2. Развитие эмоций в подростковом возрасте 12
1.3. Влияние акцентуации характера на эмоциональное
состояние подростков 17
2. Исследование особенностей эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
2.1. Организация и методы исследования в школе-интернате VIII
вида с. Ивановка 25
2.2. Анализ и интерпретация методов исследования 28
Заключение 32
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.68 Кб (Скачать)

     Тревожные расстройства зачастую остаются нераспознанными, а подростки, страдающие этими расстройствами, не получают своевременной медицинской  помощи. Это связано с тем, что  страх и тревога постоянно  возникают и при нормальном развитии. Кроме того, многие симптомы носят  скрытый характер (боли в желудке) и, в отличие от симптомов поведенческих  расстройств, не представляют какой-либо социальной угрозы, что также позволяет им оставаться незамеченными [25].

     Другим  эмоциональным нарушением, которое  часто остается не распознанным и  не лечится, потому что воспитатели, и в меньшей степени, учителя  могут не увидеть его симптомы является депрессия.

     Депрессия - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или  безразличное настроение. Классический депрессивный синдром определяется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью (депрессивная триада), снижением жизненного тонуса, идеями самоуничтожения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами. К настоящему времени доказано, что депрессивные расстройства могут возникать в любом из возрастов. Однако депрессии у детей и подростков с трудом распознаются, во-первых, из-за того, что смешиваются с «нормальными» возрастными изменениями, а, во-вторых, в силу их собственной специфики, обусловленной возрастом возникновения [11].

     Общепризнанным  является тот факт, что депрессия  у подростка всегда является «маскированной», т.е. трудно распознаваемой из-за обилия соматических расстройств, негативизма, недовольно-ворчливого настроения, повышения чувствительности, поведенческих расстройств. Депрессивные состояния у подростков имеют сложную структуру, представляя собой сочетание истинной депрессивной симптоматики и личностной защитной реакции, наступающей в ответ на собственную несостоятельность: отказ от посещения школы, различного рода истерические состояния, конфликтность, нарушения поведения с антидисциплинарными поступками, прогулами уроков, агрессивностью, тягой к асоциальным группировкам.  Главной трудностью является распознание истинных симптомов заболевания, снятие «масок» и определение причин возникновения депрессии в подростковом возрасте.

     Учитывая, что подростковый возраст характеризуется  как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании  полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что  некоторые особенности эмоциональных  реакций переходного возраста коренятся  в гормональных и физиологических  процессах, следует предположить, что  в этот период жизни подрастающего  человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги [2].

     Итак, эмоциональные нарушения и девиантный характер поведения подростков оказывают  огромное влияние на развитие их личности. Необходимо уметь распознавать симптомы этих расстройств и оказывать  помощь подростку, иначе последствия  могут быть необратимыми. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.3 Влияние акцентуации характера на эмоциональное состояние

                                                           подростка 

     Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего такие подростки повышенно восприимчивы к психогенным влияниям. Три показателя определяют степень выраженности состояния акцентуации любого типа: дезадаптация к требованиям школы; дезадаптация к требованиям жизни в семье; дезадаптация к требованиям нормальной сферы общения [18].

  Различают две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация отличается наличием у подростка определенных постоянных черт характера. С началом пубертатного возраста эти особенности характера заостряются и могут приводить к нарушениям поведения. Скрытая акцентуация в привычных для подростка условиях может не проявляться. Однако она проявляется ярко и порой неожиданно под влиянием факторов среды, в которую попадает ребенок. Наиболее часто отклоняющееся поведение встречается при следующих ниже приведенных акцентуациях характера.

     Подростки с истероидной акцентуацией используют различные формы поведенческих  нарушений для привлечения к  себе внимания.

  Главная черта истероидного характера - демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии, эгоцентризм. С ней связаны другие черты - внушаемость, лживость и кажущаяся эмоциональность. Нередко это выражается в вызывающе развязном поведении в общественных местах, их самооценка необъективна. Как правило, делинквентность носит несерьезный характер. Это прогулы и нежелание учиться, в худшем случае - мошенничество. Алкоголизм встречается редко; как правило, подростки пьют немного, но любят похвастаться огромным количеством выпитого. Самым сильным потрясением для них является публичное осмеяние их необоснованных претензий, способностей, их истинных возможностей. Это создает непереносимые для них ситуации с развитием острых, демонстративных реакций, нередко с суицидальными демонстрациями. Причем способы самоубийства оказываются или безопасными (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), или расчитанные на быструю помощь и предотвращение (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под машину на глазах у присутствующих).

 Подростки  с неустойчивым типом акцентуации с детства отличаются своим непослушанием, непоседливостью, не могут усвоить элементарных правил поведения. Они трусливы, бояться наказаний и легко подчиняются сверстникам с волевыми качествами личности. Глубокой привязанности у них не возникает, к чужим бедам они равнодушны. Такие подростки легко оказываются послушным орудием для лидеров асоциальных групп. Главная черта – неустойчивость поведения, слабоволие. Они тянутся к развлечениям, удовольствию, безделью. Учеба для них в тягость, при безнадзорности забрасывают ее, быстро угасает интерес к школьным занятиям. Вообще, никакой труд для них не привлекателен. Любят гулять, включаются в уличные компании. Если они остаются без пристального внимания воспитателей, то часто, попав в асоциальную группу, вовлекаются в криминальную деятельность [18].

     При комфорном типе акцентуации основная отличительная особенность - думать и поступать «как все», стараться, чтобы все было, «как у всех». Главная черта этого типа – постоянная, чрезмерная конформность к своему непосредственному окружению. С конформностью связаны некритичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы.

       Такие подростки – продукт  своей микросреды. В благополучном  окружении ничем не выделяются, им несвойственны нарушения поведения.  Попав в другую среду, они  первоначально тяжело к ней  адаптируются, но затем усваивают  все ее обычаи, привычки, манеру  поведения. 

  Они отказываются от любых проявлений индивидуальных наклонностей и взглядов. Они бояться хоть чем-то отличаться от норм, принятых в их непосредственном окружении. С трудом воспринимают новое, т.к. не могут к нему безболезненно приспособиться. Им очень нелегко привыкнуть к новой обстановке, новым правилам поведения. Конформные подростки дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью в этой группе. Если такой подросток отвергнут привычной для него компанией, это оказывается для него самой сильной психической травмой. Они консервативны во всем, во взрослом состоянии эти качества сглаживаются и даже становятся привлекательными, эти люди не шарахаются из стороны в сторону, а вполне устойчивы к требованиям среды.

  Главной чертой подростков с эпилептоидной акцентуацией является напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер, постоянная, ничем не мотивированная склонность к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения. Они сами создают конфликт, чтобы сорвать зло. Никакие усилия, никакая доброжелательность, никакая готовность окружающих пойти навстречу не могут предупредить появление у них периодических взрывов злобного аффекта. Такие аффекты вспыхивают по любому поводу и отличаются продолжительностью, часто сопровождаясь вербальной и физической агрессией. Их привлекает роль диктатора в группе сверстников, в семье. В школе они могут быть угодливы, заискивать перед учителями, но нет гарантии, что внезапно они не проявят грубость и агрессию. Общими чертами этих подростков являются инертность, вязкость, соблюдение собственных интересов и пренебрежение чужими. Скрытая акцентуация эпилептоидного типа проявляется при малейшем конфликте, связанном с ущемлением их интересов, ограничением их возможности проявить деспотическую власть. Наступает состояние злобного аффекта с дезадаптацией личности [14].

  Редко приводит к состояниям дезадаптации психастенический тип акцентуации. Подростки с этим типом характера - прирожденные пессимисты, которые постоянно опасаются чего-то и ждут неприятностей. Принять решение, сделать выбор - самая трудная для них задача. Периодом наибольшего проявления этих характерологических особенностей являются первые классы школы, когда к чувству ответственности предъявляются серьезные требования. Их отличает постоянный мелочный самоанализ, они вновь и вновь проверяют правильность принятых решений. Их тревожная мнительность часто является предметом насмешек в классе. Положительной чертой этих подростков является выполнение ими после долгих колебаний принятых решений.

  Из других типов акцентуаций следует отметить лабильный тип, который встречается почти у 20% подростков и характеризуется обостренным восприятием окружающего. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения. Любое замечание, шутка и похвала способны изменить настроение подростка в ту или иную сторону. Недооценка этого воспитателями может спровоцировать развитие бурных реакций дезадаптации и глубокие депрессивные переживания [11].

  Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать.

     При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждения. Самыми тяжелыми ситуациями оказываются утрата близких, вынужденная разлука с ними, отвержение со стороны значимых людей. Возможны острые аффективные реакции, неврозы  депрессии.

     Для гипертимных подростков характерны общительность, болтливость, склонность к озорству. Всюду, где они появляются много шума. При поступлении в  школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются  от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно, их дневники пестрят замечаниями и всеми  возможными отметками.

В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение. Оптимизм в  сочетании с кипучей энергией и часто обаянием дает основание  называть такой характер солнечным. Гипертимные подростки очень  общительны, в компаниях оказываются лидерами, «заводилами». Эти подростки плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых. Оказавшись в условиях строгого режима, дают вспышки раздражения и гнева, могут оттуда сбежать. В семье борются за самостоятельность; побеги из дома встречаются нечасто, но есть склонность к самовольным отлучкам, более или менее продолжительным. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе [15].   

     Подростки циклоидного типа в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового созревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются аппатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают – бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.  

       Обычно состояние меняется через  1-2 недели. Но по мере развития  акцентуации периоды подъема,  полные общения и наверстывания  упущенного в учебе, случаются  реже и становятся не такими  яркими, как прежде.

В периоды  подъема циклоидные подростки плохо  переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую  работу. Им свойственны те же проблемы, что и гипертимным.

  Главной чертой астено-невротического типа является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих – тех, кто оказался рядом; но аффективные вспышки несильны и продолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в том, что подростки постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям (мальчики чаще всего – к работе сердца), любят проходить обследования и лечиться, охотно укладываются в постель. В их мыслях о будущем центральное место тоже занимают заботы о собственном здоровье. На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие.            

     Подростки сензитивного типа с детства пугливы, застенчивы и послушны, это – «домашние» дети. Школа сначала пугает их скопищем сверстников, шумом и драками на переменах, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.

  Главные черты – высокая чувствительность и чувство неполноценности. «Слабым местом» при таком характере оказывается отношение окружающих. Крайне тяжела, иногда непереносима для сензитивных подростков ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений, когда на их репутацию падает хоть малейшая тень. У них рано формируется чувство долга, ответственности, они усваивают моральные нормы поведения и принимают духовные ценности старшего поколения. Высокие этические требования предъявляются и к окружающим и, прежде всего, к самим себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, их жизнь полна укоров и самобичевания [25].

Информация о работе Исследование особенностей эмоционального состояния подростков с девиантным поведением