Исследование особенностей эмоционального состояния подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели: раскрыть теоретические аспекты эмоционального состояния подростков с девиантным поведением и определить способы организации работы.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в психологической науке.
2. Выявить особенности развития эмоционального состояния подростков
девиантным поведением.
3. Определить организацию и методы исследования по формированию
эмоционального состояния подростков с девиантным поведением на примере школы-интерната VIII вида с. Ивановка.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
1.1. Исследование эмоций и эмоционального состояния в
психологической науке 5
1.2. Развитие эмоций в подростковом возрасте 12
1.3. Влияние акцентуации характера на эмоциональное
состояние подростков 17
2. Исследование особенностей эмоционального состояния
подростков с девиантным поведением
2.1. Организация и методы исследования в школе-интернате VIII
вида с. Ивановка 25
2.2. Анализ и интерпретация методов исследования 28
Заключение 32
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.68 Кб (Скачать)

     В своих исследованиях К.Е. Изард выделил следующие основные, или, как он их называл, «фундаментальные», эмоции, определяющие все основные: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд [9, с.13]. Из соединения фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния, такие как, например, тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

  Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес - это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью в отсутствие внешней стимуляции. Распространенной причиной эмоции интереса являются генерируемые индивидом воображаемые образы, связанные с достижением целей, которые ставит перед собой индивид [9].

     С точки зрения внешних проявлений интерес трудно определить точно, поскольку  выражения лица при интересе не столь  определенны, как при многих других эмоциях. Инстинктивным при этом может являться легкое приподнимание  или опускание бровей, небольшое  расширение или сужение век, легкий наклон головы к плечу. В целом заинтересованный человек выглядит так, как будто он присматривается, или прислушивается. Человек обнаруживает признаки любопытства и захваченности, при интенсивном интересе человеку свойственно воодушевление и оживление. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью [10].

     Радость - положительная эмоция, характеризующаяся ощущением уверенности, удовлетворенности и личной значимости. В связи с тем, что чувство радости гармонизирует состояние человека, насыщая его самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим его миром и миросозданием в целом, эмоция эта, по объективным причинам, является относительно кратковременной, подверженной смене другими эмоциональными состояниями.

     Выражение радости универсально, сопровождается характерным растягиванием и  искривлением губ (улыбкой), мимическим сужением глаз с образованием лучистых морщинок.

     Радость имеет большое значение в жизнедеятельности  человека, облегчая и усиливая социальные связи, тем самым увеличивая адаптационные  характеристики личности, и обозначая  освобождение от негативной стимуляции и напряженных состояний. Испытываемая человеком, эта эмоция облегчает  повседневную жизнь, повторяясь, радость  привносит способность справляться  с трудностями, достигать целей, способствует уверенности и, что  немаловажно, успокаивает человека, снижая его напряженные состояния [24].

     Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес [20].

Удивление порождается резким увеличением  нервной стимуляции, его внешней  причиной является внезапное и неожиданное  событие. Эта эмоция длится недолго, сопровождается ощущением отсутствия мыслей и чувством неопределенности.

     Внешнее выражение удивления сопровождается поднятием бровей, морщинами на лбу, расширением и округлением глаз, приоткрытием рта, устремлением тела вперед [11].

     Страдание - важная фундаментальная, ярко отрицательная эмоция, играющая значительную роль в эволюции человека и продолжающая исполнять важные биологические и психологические функции.

Помимо  собственно страдания исследователями  отмечается уныние, как синоним, но с менее активно выраженной эмоциональной  окраской, горе, которое сводится главным  образом к страданию, унынию, либо к их комбинации, и являющемуся, в  основном, реакцией на потерю, депрессия, как сложный комплекс эмоций, в  который наряду со страданием входят изменения в потребностных состояниях [11].

     Гнев, отвращение и презрение - различные фундаментальные эмоции. Они различны как по проявлениям, так и переживаниям. Человек может чувствовать себя раздраженным при гневе, переживать глубокое неудовольствие при отвращении и быть холодным и отстраненным при призрении. Однако в повседневной жизни гнев, отвращение и презрение кажутся часто возникающими вместе. Ситуации, которые вызывают одну из этих эмоций, часто вызывают и другие [20].

       Страх рано или поздно испытывают все люди. Связанные с ним переживания легко воспроизводятся и могут прорываться в сознание во время сна. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже к смерти. Но страх не является только злом. Он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мыслительных процессов и поведение.

     Причинами страха могут быть события, условия  или ситуации, являющиеся сигналом опасности. Угроза может быть как  физической, так и психологической. Причиной страха может быть как присутствие  чего-то угрожающего, так и отсутствие чего-то, что объекта, обеспечивающего безопасность, например, мать для ребенка.

     Страх в зависимости от своей интенсивности  переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство  недостаточной надежности, чувство  опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию, которая может переживаться как  угроза своему телу, своему психическому Я или тому и другому вместе. Ощущение страха может варьировать  от неприятного предчувствия до ужаса. При страхе человек чувствует  неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу [21].

     Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике [13].

     Стыдящийся  человек нередко заикается, становится неуклюжим, преувеличенно гримасничает. Возникает ощущение, что человек  больше не может ни воспринимать, ни думать, ни действовать. Стыдясь, человек  видит в других источник насмешки и презрения.

     Противоборство  и победа над стыдом могут увеличивать  чувство личностной идентичности и  свободы. Для борьбы со стыдом люди используют защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Часто  переживаемый стыд может вести к  страданию и депрессии.

     Должным образом преодоленный стыд может  играть положительную роль в саморазвитии и самоусовершенствовании. Поскольку  он привлекает внимание к  Я или некоторым аспектам Я, размышления по поводу переживания стыда могут увеличить самопознание Я.

              
 
 

                    1.2 Развитие эмоций в подростковом возрасте 

   

     Психологическим аспектам становления личности подростка  посвящено множество работ. В  этом возрасте окончательно формируется  интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование  своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравнению  с младшим школьным возрастом, пик  этих изменений приходится примерно на 12–13 лет. Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к Я. В эпигенетической  концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства  ролевой идентичности, которое вбирает  в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека [2, с.7].

     В подростковый период жизни человека, конечно же, и эмоциональная сфера  претерпевает значительные изменения. Что же происходит с развитием  эмоциональной сферы подростка с девиантным поведением?

     Эмоции  обычно делят на положительные (радость, интерес и т.п.) и отрицательные (страх, гнев, отвращение и т.д.). Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогаю человеку регулировать свое поведение, и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться из полезных во вредные и происходит это тогда когда они становятся слишком интенсивными или неадекватными.

     Наряду  с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние  так называемого «эмоционального нуля» - скука. Его опасность состоит в том, что у подростков оно положительными эмоциями сменяется с трудом, а отрицательными - очень легко. Если подросток, которому стало скучно, не сумеет быстро найти для себя увлекательное дело, то его скука усугубиться раздражением, злостью или тоской. Когда человек в таком состоянии отправляется «искать приключении», ни к чему хорошему это не приведет. Очень многие агрессивные действия, поражающие своей нелепостью и бессмысленностью, совершаются как раз под влиянием скуки.

     Имеются данные (А.А.Реан), что так называемые «трудные» неблагополучные подростки (склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам) ярко отличаются от своих благополучных сверстников в том числе и тем, что особенно часто и интенсивно переживают скуку [23, с.25]. То есть не умеют сделать свою жизнь яркой, разнообразной и интересной.

     Эмоциональное развитие мальчиков-подростков отличается от девочек. Считается, что девочки более эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков – нет.

     Однако у них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере - резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения - например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же, как таковые, они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что-нибудь в руках и т.п.). Подобные бурные реакции - попытка переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение в криках и ненужных движениях.

     По  данным Л.А. Реана, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек – 13-15 лет [23, с.11]. Получается, что 13 лет - возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п.

     Как считает В.Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих  эмоциях, как положительных, так и отрицательных [12, с. 49]. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях». И без особого энтузиазма реагируют на попытки окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретным делом.

     Наиболее  распространенные эмоциональные нарушения  у подростков с девиантным поведением - это тревожность и депрессия. Большинство психологов придерживаются той точки зрения, что эмоциональные  нарушения у подростков не проходят бесследно, а проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни [1].

     Тревожность. Симптомы тревоги выражаются за счет взаимодействия трех связанных систем реакции: физической системы (химические, сердечно-сосудистые, респираторные  и др. эффекты), когнитивной (субъективные опасения, нервозность, трудности с  концентрацией внимания и паника) и системы поведения (агрессивность, стремление избежать тревожные ситуации).

     А.М. Прихожан выделяет следующие виды тревожности:

     - устойчивая тревожность в какой-либо  сфере (тестовая, межличностная,  экологическая и др.) - ее принято  обозначать как специфическую,  частную, парциальную. Она оказывает  негативное влияние на деятельность  и развитие личности подростков, вне зависимости от того, в  какой форме она проявляется;

     - общая, генерализованная тревожность,  свободно меняющая объекты в  зависимости от изменения их значимости для человека [21, с.38].

     Тревожность тесно связана с «Я-концепцией»  человека,  с «вовлеченностью  Я», чрезмерным, мешающим деятельности самонаблюдением, вниманием к своим  переживаниям. Тревожность обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий  достаточно устойчивые, привычные формы его реализации в поведении, что является специфической особенностью сложных психологических новообразований аффективно-потребностной сферы. Все это позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование, характеризующееся сложным строением.

Информация о работе Исследование особенностей эмоционального состояния подростков с девиантным поведением