Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа
В настоящее время проблема неполных семей ощущается особенно остро. Всё более очевидной становится маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Стереотипы, навязанные обществом, и, как следствие, неверно понятые идеалы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
1.1 Семья как институт социализации…………………………………….....7-12
1.2 Особенности формирования личности ребенка в неполной семье...…12-16
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ.
2.1 Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи..…17-20
2.2 Проблемы половой идентификации в неполных семьях и негативные последствия в становлении половой принадлежности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………..20-27
ГЛАВА 3. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
3.1 Организация и проведение исследования………………………………28-29
3.2 Анализ результатов………………………………………………………30-40
3.3 Выводы и рекомендации………………………………………………...41-42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..................................................................43-45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….46-48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Гендерные характеристики
представителей среднего возраста изучены
с позиций переживания
В процессе половой идентификации каждый ребенок создает свои гендерные представления – обобщенный образ человека как носителя определенного пола (мужского, женского), в котором отражены его наиболее характерные особенности (социально-психологические прежде всего) [11, с. 347].
К гендерным представлениям младших школьников можно отнести
– осознавание мужских и женских ролей в семье и обществе;
– понимание о том, как распределены функции и обязанности членов семьи;
– различие особенностей мальчиков и девочек.
Важной психологической
проблемой, связанной с воспитанием
ребенка в неполной семье, является
нарушение половой
2.2 Проблемы половой
Половая идентификация
– это стадиальный процесс.
В развитии специфических
половых психологических качест
В широком контексте развития языковых возможностей отец играет роль «мостика» между узами семейным окружением и внешним миром, расширяя практический опыт ребенка. Речь отца, адресованная сыну, характеризуется более строгим контролем его активности, что выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери менее директивна и приспособлена к детскому восприятию. Матери имеют обыкновение разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. Они в своем обращении с сыновьями больше стимулируют их когнитивное развитие, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения [25, с. 142].
По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек [13, с. 143]. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могу оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличено мужского поведения с зависимым характером [13, с. 144].
В развитии девочек наличие отца также играет также очень важную роль. Для нее он мужчина №1, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами.
Огромную роль в судьбе
девочки играет, прежде всего, общая
оценка ее внешности – даже в
самые ранние, дошкольные годы, а
тем более в подростковом возрасте,
когда внешняя
Данные множества исследований показывают: взаимоотношения девочки с ближайшим взрослым мужчиной (обычно отцом) в раннем детстве оказывает влияние на ее последующую личную жизнь. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, считают некоторые психологи, чаще оценивают свой брак как удачным в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и не любящего отца.
Исследуя особенности полоролевого поведения детей из неполных семей, психологи отмечают чрезмерную закомплексованность тех из них, кто воспитывался либо овдовевшей матерью, либо матерью-одиночкой. Особенно это касается девочек. Они внешне и внутренне зажаты, скованы.
Психологи выделяют их в отдельный тип женщин, называя подобную группу последним шансом.
Эти девушки считают себя внешне непривлекательными, хотя чаще всего, как и большинство женщин, они и не красавицы, и не полные дурнушки. У них отсутствуют всякие навыки общения. Даже в самой маленькой компании они молчат, а если к ним обращаются, то смущаются, краснеют и отвечают невпопад. Что касается мужчин, то даже мысль об обращении к ним рождает у них замешательство. Женщины такого типа в хорошем настроении и спокойной обстановке просто «не видят» мужчин, игнорируют их, а более тесное вынужденное общение рождает у них панику. Чаще всего девушки такого типа из-за перечисленных выше качеств не могут устроить свою личную жизнь, так как отношения с мужчинами, вызывающими у них страх, обычно не складываются.
Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни [13, с. 157].
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они не хотят вспоминать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях, складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленные, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки [5, с. 134].
Психологи также
указывают на негативные последствия
чисто женского воспитания мальчиков.
Отсутствие или дефицит мужского
влияния в детстве может
Для правильной
половой идентификации
Младший школьник
уже знает о своей
Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.
В классе мальчики и девочки при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно, если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки». Однако младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях [15, с. 305–306].
Для развития ребенка огромное значение имеет отцовская и материнская любовь. Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви можно найти как отрицательную, так и положительные стороны.
Отрицательную сторону для развития ребенка составляет тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, чего от него ждут. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее. Отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля – в отличие от любви материнской.
Материнская любовь
по самой своей природе
Таким образом,
полоролевая идентификация
Воспитываясь в неполной семье, ребенок испытывает нарушение половой идентификации, имеет серьезные психологические проблемы. Ведь для того, чтобы успешно пройти процесс идентификации, младший школьник должен воспитываться и матерью, и отцом. В противном случае ребенок не усваивает свой психологический пол, не испытывает любовь к родителю противоположного пола. Он считает, что если воспитывается либо одной матерью, либо отцом, значит, так и должно быть.
Зачастую по этим причинам у ребенка возникают проблемы как в общении со сверстниками, так и в школе и даже дома. Если ребенок не видел, как ведут себя и взаимодействуют друг с другом отец или мать в тех или иных жизненных ситуациях, то и в своей жизни он, вероятно, не сможет адекватно воспроизвести женскую либо мужскую модель поведения.
Воспитываясь одним из родителей, ребенок, так или иначе, приобретает нарушение полоролевого поведения. Например, мальчики из неполных семей в большей мере склонны проявлять фемининные качества и следовать женскому типу поведения. Девочки тоже имеют неверные гендерные представления. Большинство из них считает, что женщина обладает в большей степени мужскими качествами, нежели женскими.
3. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО
3.1 Организация и проведение исследования
В практической части исследования я поставила перед собой следующие задачи:
2. Дать рекомендации
по развитию гендерных
Исследование проходило на базе детского муниципального учреждения дополнительного образования «Эврика» в сроки с 15.05.2012 по 18.05.2012 года.
В исследовании принимали участие учащиеся 1-3 классов в возрасте от 7 до 10 лет. Было сформировано 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети из неполных семей, а в контрольную – дети из полных семей. Характеристика выборки представлена в таблице 1.
Информация о работе Гендерные представления младших школьников из неполных семей