Гендерные представления младших школьников из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблема неполных семей ощущается особенно остро. Всё более очевидной становится маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Стереотипы, навязанные обществом, и, как следствие, неверно понятые идеалы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
1.1 Семья как институт социализации…………………………………….....7-12
1.2 Особенности формирования личности ребенка в неполной семье...…12-16
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ.
2.1 Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи..…17-20
2.2 Проблемы половой идентификации в неполных семьях и негативные последствия в становлении половой принадлежности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………..20-27
ГЛАВА 3. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
3.1 Организация и проведение исследования………………………………28-29
3.2 Анализ результатов………………………………………………………30-40
3.3 Выводы и рекомендации………………………………………………...41-42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..................................................................43-45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….46-48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Гендерные характеристики представителей среднего возраста изучены  с позиций переживания конфликтов. В этом возрасте противоречия между  индивидуальными потребностями  личностного развития и нормативными представлениями, реализованными в гендерных стереотипах, чаще всего проявляются как внутриличностные конфликты. В периоде поздней взрослости также можно выделить ситуации конфликтного столкновения гендерных стереотипов и жизненных ситуаций.

В процессе половой  идентификации каждый ребенок создает  свои гендерные представления –  обобщенный образ человека как носителя определенного пола (мужского, женского), в котором отражены его наиболее характерные особенности (социально-психологические  прежде всего) [11, с. 347].

К гендерным  представлениям младших школьников можно отнести

– осознавание мужских и женских ролей в семье и обществе;

– понимание о том, как распределены функции и обязанности членов семьи;

– различие особенностей мальчиков и девочек.

Важной психологической  проблемой, связанной с воспитанием  ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями [17, с. 23].

2.2 Проблемы половой идентификации  в неполных семьях и негативные  последствия в становлении половой  принадлежности у мальчиков и  девочек.

 

Половая идентификация  – это стадиальный процесс. Однако, как полагают некоторые авторы, завершение формирования полоролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности.

В развитии специфических  половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым, начиная формировать их половую идентичность. При этом отмечается, что не только личность родителей и стиль их поведения, но и особенности речи по-разному сказываются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращение к ребенку матери и отца существенно различаются между собой. В частности, американская исследовательница Д. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ему лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требования к ребенку.

В широком контексте  развития языковых возможностей отец играет роль «мостика» между узами  семейным окружением и внешним миром, расширяя практический опыт ребенка. Речь отца, адресованная сыну, характеризуется  более строгим контролем его  активности, что выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери менее директивна и приспособлена к детскому восприятию. Матери имеют обыкновение разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. Они в своем обращении с сыновьями больше стимулируют их когнитивное развитие, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения [25, с. 142].

По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек [13, с. 143]. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могу оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличено мужского поведения с зависимым характером [13, с. 144].

В развитии девочек наличие  отца также  играет также очень важную роль. Для нее он мужчина №1, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами.

Огромную роль в судьбе девочки играет, прежде всего, общая  оценка ее внешности – даже в  самые ранние, дошкольные годы, а  тем более в подростковом возрасте, когда внешняя привлекательность  становиться важным фактором самоуважения девочки. Если в детстве девушка была лишена какого-либо мужского образца, повзрослев, она недоумевает, глядя на «инопланетян» в пиджаках и с усами, с которыми разговаривать нужно как-то не так, как с подругами, а как – ей непонятно [15, с. 96].

Данные множества  исследований показывают: взаимоотношения девочки с ближайшим взрослым мужчиной (обычно отцом) в раннем детстве оказывает влияние на ее последующую личную жизнь. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, считают некоторые психологи, чаще оценивают свой брак как удачным в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и не любящего отца.

Исследуя особенности  полоролевого поведения детей из неполных семей, психологи отмечают чрезмерную закомплексованность тех из них, кто воспитывался либо овдовевшей матерью, либо матерью-одиночкой. Особенно это касается девочек. Они внешне и внутренне зажаты, скованы.

Психологи выделяют их в отдельный тип женщин, называя  подобную группу последним шансом.

Эти девушки считают себя внешне непривлекательными, хотя чаще всего, как и большинство женщин, они и не красавицы, и не полные дурнушки. У них отсутствуют всякие навыки общения. Даже в самой маленькой компании они молчат, а если к ним обращаются, то смущаются, краснеют и отвечают невпопад. Что касается мужчин, то даже мысль об обращении к ним рождает у них замешательство. Женщины такого типа в хорошем настроении и спокойной обстановке просто «не видят» мужчин, игнорируют их, а более тесное вынужденное общение рождает у них панику. Чаще всего девушки такого типа из-за перечисленных выше качеств не могут устроить свою личную жизнь, так как отношения с мужчинами, вызывающими у них страх, обычно не складываются.

Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки  существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни [13, с. 157].

Отсутствие  отца в семье или человека, его  заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они не хотят вспоминать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях, складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленные, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки [5, с. 134].

Психологи также  указывают на негативные последствия  чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков  трудностей усвоения адекватной половой  роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением полоролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского [13, с. 159].

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко  осознал свою половую принадлежность, но и испытывал нежные чувства  к родителю противоположного пола и  психологически обретал свой пол. Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания. На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола [15, с. 222].

Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя так, как свойственно мужчинам.

Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобщается  к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.

В классе мальчики и девочки при общении друг с другом не забывают о том, что  они противоположны: когда учитель  сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно, если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки». Однако младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях [15, с. 305–306].

Для развития ребенка  огромное значение имеет отцовская  и материнская любовь. Отцовская  любовь – это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви можно найти как отрицательную, так и положительные стороны.

Отрицательную сторону для развития ребенка составляет тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, чего от него ждут. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее. Отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля – в отличие от любви материнской.

Материнская любовь по самой своей природе безусловна. Мать любит ребенка, потому что это  ее дитя. Материнская любовь в этом плане более бескорыстна, нежели отцовская.

Таким образом, полоролевая идентификация ребенка  – это сложный, стадиальный процесс, захватывающий все возрастные этапы, в ходе которого ребенок обретает свой психологический пол.

Воспитываясь  в неполной семье, ребенок испытывает нарушение половой идентификации, имеет серьезные психологические проблемы. Ведь для того, чтобы успешно пройти процесс идентификации, младший школьник должен воспитываться и матерью, и отцом. В противном случае ребенок не усваивает свой психологический пол, не испытывает любовь к родителю противоположного пола. Он считает, что если воспитывается либо одной матерью, либо отцом, значит, так и должно быть.

Зачастую по этим причинам у ребенка возникают проблемы как в общении со сверстниками, так и  в школе и даже дома. Если ребенок не видел, как ведут себя и взаимодействуют друг с другом отец или мать в тех или иных жизненных ситуациях, то и в своей жизни он, вероятно, не сможет адекватно воспроизвести женскую либо мужскую модель поведения.

Воспитываясь одним из родителей, ребенок, так или иначе, приобретает нарушение полоролевого поведения. Например, мальчики из неполных семей в большей мере склонны проявлять фемининные качества и следовать женскому типу поведения. Девочки тоже имеют неверные гендерные представления. Большинство из них считает, что женщина обладает в большей степени мужскими качествами, нежели женскими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

3.1 Организация и проведение исследования

 

В практической части исследования я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей.

2. Дать рекомендации  по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных классов, социальным педагогам, психологам, студентам педагогических колледжей.

Исследование проходило на базе детского муниципального учреждения дополнительного образования «Эврика» в сроки с 15.05.2012 по 18.05.2012 года.

В исследовании принимали участие учащиеся 1-3 классов в возрасте от 7 до 10 лет. Было сформировано 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети из неполных семей, а в контрольную – дети из полных семей. Характеристика выборки представлена в таблице 1.

Информация о работе Гендерные представления младших школьников из неполных семей