Гендерные представления младших школьников из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблема неполных семей ощущается особенно остро. Всё более очевидной становится маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Стереотипы, навязанные обществом, и, как следствие, неверно понятые идеалы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
1.1 Семья как институт социализации…………………………………….....7-12
1.2 Особенности формирования личности ребенка в неполной семье...…12-16
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ.
2.1 Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи..…17-20
2.2 Проблемы половой идентификации в неполных семьях и негативные последствия в становлении половой принадлежности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………..20-27
ГЛАВА 3. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
3.1 Организация и проведение исследования………………………………28-29
3.2 Анализ результатов………………………………………………………30-40
3.3 Выводы и рекомендации………………………………………………...41-42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..................................................................43-45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….46-48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Выводы и рекомендации

 

На основе анализа полученных результатов я пришла к следующим выводам:

  1. Дети из неполных семей в большей мере выбирают мужские качества для женщины. 18% детей из неполных семей считают, что женщина должна обладать такими качествами как смелость, воля, сила характера, надежность, ответственность.
  2. Дети из неполных семей склонны приписывать андрогинные качества женщине.
  3. Девочки из неполных семей в меньшей степени копируют женское поведение (поведение матери) в отличие от девочек из полной семьи.
  4. Мальчики из неполных семей в большей степени склонны к копированию женского поведения, в отличие от мальчиков из полных семей.
  5. Дети из неполных семей больше склонны к завышению оценки некоторых женских и мужских качеств, к идеализации мужского и женского образа, нежели дети из полных семей.
  6. Дети из полных семей имеют лучшее представление о том, какими качествами должны обладать мужчина и женщина.
  7. Дети из неполных семей в большей мере считают, что женщина должна быть разговорчивой и искренней.
  8.        Дети, воспитывающиеся в семье, где есть отец, имеют лучшее представление о поведении мужчины, его личностных качествах.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась  частично. Действительно, дети из неполных семей склонны приписывать женщине маскулинные качества, несколько идеализировать мужской образ (например, по показателю заботливости и других). Но, приписывание андрогинных качеств женщине совсем ненамного превышает аналогичный показатель у детей из полных семей.

На основе проведенного исследования предлагаю ряд рекомендаций по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста из неполных семей.

  1. Педагогам и специалистам, которые работают с младшими школьниками из неполных семей, при организации воспитательной и коррекционно-развивающей работы с ними необходимо учитывать тот факт, что у таких детей могут быть проблемы половой идентичности, формирования гендерных представлений.
  2. Следует обращать внимание на особенности поведения мальчиков и девочек из неполных семей. Возможно, что в поведении девочек из неполных семей будут проявляться мужские особенности поведения (например, агрессивность), а у мальчиков – женские (например, словесная агрессия).
  3. Учителям начальных классов, психологам, социальным педагогам рекомендуем запланировать цикл мероприятий, которые направлены на развитие гендерных представлений детей. В таких мероприятиях должны участвовать все дети – и из полных, и из неполных семей.
  4. Для получения необходимой информации о гендерных представлениях младших школьников рекомендуем использовать интервью полоролевой идентичности и выбор личностных качеств, кроме того,  считаю возможным использование оценочных шкал.
  5. Чтобы работа, направленная на развитие гендерных представлений детей была более эффективной, возможно привлечение родителей обоего пола к участию в запланированных мероприятиях.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс половой идентификации – это осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола.

Это стадиальный  процесс, который при жизни проходит каждый человек. Успешность прохождения этого процесса во многом зависит от того, в какой семье воспитывался человек.

В наше время  становится все больше неполных семей. Тех семей, которые состоят из одного родителя. Соответственно, ребенок, воспитывающийся в неполной семье, подвержен искажению процесса половой идентификации. Это значит, что дети из неполных семей в большинстве случаев имеют неверные, неправильные гендерные представления. Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограничения развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность и чаще других пополняют состав колоний для малолетних преступников.

Психологи говорят  о том, что дети в неполных семьях живут в состоянии постоянного  чувства обделенности, неудовлетворенности  или в состоянии фрустрации. Не стоит говорить, что подобное состояние  сопровождается различными отрицательными переживаниями. Нередко дети ощущают себя неравноправно среди других людей, стремясь компенсировать психологический дискомфорт тем, что пытаются сделать себя социально привлекательными для окружающих. Такие дети «вырабатывают» в себе различные «приспособительные» реакции, например, конформность, лояльность, терпимость, вежливость. Чрезмерная конформность может доходить у них до слабохарактерности, излишняя лояльность и терпимость – до потери собственной системы ценностей, а чрезмерная предупредительность и вежливость – до угодничества.

На основе выводов исследования можно дать ряд рекомендаций по развитию гендерных представлений младших школьников для учителей начальных классов, социальных педагогов, психологов, студентов педагогических колледжей:

 

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко  осознал свою половую принадлежность, но и испытывал нежные чувства  к родителю противоположного пола и  психологически обретал свой пол. Психологическое  обретение пола начинается в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания. На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

Для того чтобы  успешно пройти процесс идентификации, младший школьник должен воспитываться  и матерью и отцом. В противном  случае, ребенок не усваивает свой психологический пол, не испытывает любовь к родителю противоположного пола. Он считает, что если воспитывается, либо одной матерью, либо отцом, значит, так и должно быть. Нередко из-за этого у ребенка возникают проблемы, как в школе, так и дома. Если ребенок не видел, как ведут себя отец или мать в тех или иных ситуациях, в своей жизни он не сможет воспроизвести женскую, либо мужскую модель поведения. Поэтому мы можем подтвердить, что, воспитываясь одним из родителей, ребенок, так или иначе, приобретает нарушение полоролевого поведения. Например, мальчики из неполных семей в большей мере склонны проявлять фемининные качества и следовать женскому типу поведения. Девочки тоже имеют неверные гендерные представления. Большинство из них считает, что женщина обладает в большей степени мужскими качествами, нежели женскими.

Я изучала гендерные представления двух групп детей – из неполных и полных семей.

Сравнивая их результаты,  я пришла к выводу о том, что гендерные представления младших школьников из неполных семей отличны от гендерных представлений младших школьников из полных семей. Как уже упоминалось ранее, мальчики и девочки из неполных семей в большей мере склонны к женским выборам. Они склонны к выбору женских качеств для мужчины, они видят в своей матери главу семьи, мама для них является самой сильной и самой красивой одновременно. Так происходит потому, что у этих детей нет отца, они воспитываются только одной матерью. Соответственно, и мальчики и девочки видят в своей неполной семье только женскую модель поведения, в результате чего потом ее копируют. Поэтому дети из неполных семей не усваивают полоролевое поведение в той мере, в какой необходимо его усваивать.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: 1993. – 368 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: 2002. –234 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 312 с.

4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник для студентов педвузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – 2 изд., доп. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 235 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с.

7. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 160 с.

8. Воспитание  детей в неполной семье. –  М.: «Прогресс», 1980

9. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов средних педагогических заведений/ Авт. – Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2 изд.; стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

10. Дубровина И.В. Психология: Учебное пособие для студентов педвузов; Под ред. И.В. Дубровиной – 2 изд., Стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 525 с.

11. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2009. – 560 с.

12. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

13. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб., 1998.

14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2004. – 940 с.

15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 6 изд., Стереотип. М.: Издательский центр Академия. – 2000. – 489 с.

16. Немов Р.С. Общие основы психологии, в 2 кн. Кн. 1. – М.: Просвещение. – 1994. – 432 с.

17. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. Семьям: пособие для психологов и педагогов/Я.Г. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 159 с.

18. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное

пособие. – Курган. – 2006. – 210 с.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера. – 2002. – 324 с.

20. Психология  семьи: учебный практикум для  студ. сред. проф. пед. учеб. заведений  / Авт. – сост. О.Н. Неклюдова / Под ред. к.п.н., доц. А.А. Огаркова – Тотьма, 2007. – 96 с.

21. Российская  семья: Энциклопедия. – М.: Издательство  РГСУ, 2008. – 624 с.

22. Социальная  педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие  для студ. высш. Учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

23. Фромм Э.  Искусство любить: Исследование  природы любви: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.: ил.

24. Целуйко М.В. Психология неблагополучной семьи. – СПб.: Питер, 2003. – 171 с.

25. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Интервью полоролевой  идентификации. (А. А. Чекалина)

 

Вопросы:

1. Как тебя зовут? Твоё имя мужское или женское?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Хочешь быть мальчиком (девочкой)?

4. Когда вырастешь, будешь дядей или тётей?

5. Когда вырастешь, будешь дядей или тётей?

6. В какие игры интереснее играть мальчикам? В какие девочкам?

7. Если бы волшебник мог превратить в самого сильного или в самого красивого, кем бы ты захотел стать, самым сильным или самым красивым?

8. Если бы волшебник превратил тебя в мальчика (девочку), как бы ты стал (а) себя вести?

9. На кого ты похож, на маму или на папу? На кого ты хочешь быть похожим? Почему?

10. Когда вы играете в «семью», какая роль тебе достаётся?

11. Хочешь, чтобы воспитателем в вашей группе был мужчина? Почему хочешь? Почему не хочешь?

12. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

13. Кто в твоей семье самый сильный?

14. Кто в твоей семье самый главный?

15. Кто в твоей семье самый красивый?

16. С кем интереснее играть, с мамой или папой?

17. Кому интереснее помогать, маме или папе?

18. Кто у вас в группе самый сильный?

19. Кто у вас в группе самый красивый?

20. С кем интереснее играть, с мальчиком или девочкой?

21. С кем интереснее дружить, с мальчиком или девочкой?

 

Новосибирск 2012


Информация о работе Гендерные представления младших школьников из неполных семей